1. Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы у детей в разные возрастные периоды.

Билет
№ 1
4

1. Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы у детей в разные возрастные периоды.

Головной
мозг.

Его
размеры и мас­са при рождении
относительно велики. В полушариях
боль­шого мозга новорожденного уже
хорошо выражены борозды и крупные
изви­лины. Серое и белое вещество
плохо дифференцированы. Нервные клетки
коры не имеют отростков (дендритов и
аксона), и их структурное развитие
заканчивается лишь к 7-8 годам. Миелинизация
отдельных клеток и проводящих путей
за­канчивается в разные сроки:
внутричерепных нервов — к 3 — 4 мес,
черепных (за исключением блуждающего)
— к 1 году 3 мес, пирамидных путей — к 2
— 3 годам, блуждающего нерва — к 3 — 4
годам. Множество им­пульсов, поступающих
в кору вызывают пассивное, длительное
торможение, поэтому дети первых месяцев
жизни спят большую часть суток.

По
мере созре­вания коры движения
становятся все более точными,
целенаправленными.

Спинной
мозг
.
Длина его увеличивается преимущественно
в грудном отделе и медленнее, чем размеры
спинно-мозгового канала, поэтому нижний
его сегмент расположен у новорожденного
на уровне III
поясничного позвонка, а к 4 —5 годам —
между I
и II
поясничными позвонками, как и у взрослого,
что практически важно учитывать при
прове­дении спинальной пункции. На
уровне ро­гов спинного мозга,
миелинизация которых происходит еще
внутриутробно, в основном замыкаются
дуги врожденных безусловных рефлексов.

Периферическая
нервная система:

редкие, недостаточно миелинизированные
нервные волокна, миелинизация которых
заканчивается на 2 —4-м году жизни.

Вегетативная
нервная система.
Периферические
ветви блуждающего нерва закан­чивают
свое развитие и миелинизацию к 3 — 4
годам. К этому времени устана­вливается
центральная регуляция деятельности
органов дыхания и кровообра­щения.
Следствием этого является то, что у
детей раннего возраста физиологичной
является симпатикотония, на 3 —4-м году
сменяющаяся ваготонией.

Новорожденный
большую
часть суток спит, взор не фиксирует. При
разворачивании потягивается, принимает
физиологическую, эмбриональную позу,
приводя согнутые ручки и ножки к животу.
Движения некоординированные,
атетозоподобные, голова свисает. Тонус
мышц-сгибателей повышен. Стабильно
вызываются врожденные бе­зусловные
рефлексы — оральные (поисковый,
ладонно-ротовой, хоботковый, сосательный);
спинальные — защитный (поворот головы
набок в положении на животе), опоры
(стоит на всей стопе при поддержке
подмышки), автомати­ческой ходьбы
(переступает), ползания (отталкивается
ножками от опоры в положении на животе
и передвигается), хватательный (сжимает
палец, при­коснувшийся к ладони, висит
на руках).

Ребенок
3 мес

более активен. Общее время сна 18 — 20 ч
в сутки. Фиксирует взор, улыбается,
узнает мать, гулит. Движе­ния становятся
более целенаправленными: хорошо держит
голо­ву в вертикальном положении и
лежа на животе. Исчезают гипертонус
сгибателей, симптомы натяжения,
атетозоподобные движения, постепенно
угасает часть безусловных врожденных
рефлексов (защитный, хватательный, опоры
и авто­матической ходьбы, ползания,
оральные, кроме сосательного). Появляется
надсегментарный ранний позотонический
безусловный верхний рефлекс Лан­дау
(в положении на животе поднимает голову,
верхнюю часть туловища и руки; опираясь
руками, удерживается в этой позе). Легко
формируются ус­ловные рефлексы со
зрительного и слухового анализаторов
на основе пище­вой доминанты, отчетлив
рефлекс на время кормления.

Ребенок
6 мес

подвижен, активен, эмоционален. Спит 16
— 18 ч. Сидит. Движения рук целенапра­вленны.
Хорошо различает знакомые лица, подражая
взрослым, произносит отдельные слоги.
Из врожденных рефлексов сохранен
сосательный, к верхнему рефлексу Ландау
присоединяется нижний (в положении на
животе поднимает и разгибает ноги).
Продолжается формирование сложных
условных (поведенческих) рефлексов.

У
ребенка 9 мес

в поведении начинают проявляться
признаки слож­ной анализаторно-синтетической
работы коры. Стремится к общению, понимает
речь, выполняет простые задания, говорит
от­дельные слова, проявляет свои
желания. Спит 14—16 ч в сутки. Хорошо сидит
и садится сам, встает, держась за опору,
и стоит при поддержке. Быстро ползает.

Ребенок
1 — 1,5 лет

очень подвижен, любопытен, общителен.
К 1,5 — 2 годам говорит короткими фразами.
Различает запахи, звуки, самостоятельно
ест ложкой. Выполняет несложные задания.
Приучается к опрятности. Спит 14 — 16 ч в
сутки. Ходит самостоятельно.

Ребенок
2 — 3 лет
контактен,
дружелюбен. К этому времени заканчи­вается
первичная дифференцировка нервных
клеток и миелинизация спи-нальных и
периферических нервов. Ребенок не может
всё анализировать самостоятельно и
спрашивает обо всём взрослых (период
вопросов). Продолжают дифференцироваться
движения.

У
ребенка 3 — 8 лет

дифференцировка большей части коры
большого моз­га заканчивается. Легко
формируются сложные условные рефлексы.
Хорошо развита мо­торика. Формируется
личность ребёнка. Речь становится
связной, ребенок может передать свои
мысли и впечатления, легко овладевает
навыками чтения и письма.

В
школьном и подростковом возрасте
совершенствуется
анализаторская и синтезирующая
деятельность коры большого мозга.
Дискоординация гормональных процессов
в пубертатном периоде приводит к
неустойчиво­сти настроения, излишней
эффективности, снижению мышечного
тонуса и некоторой дискоординированности
движений, функциональным изменениям
внутренних органов, сосудистым
проявлениям.

Leave a Comment