1. Каковы предмет методики и ее фундаментальные и прикладные задачи?

1. Каковы предмет методики и ее фундаментальные и прикладные задачи?

2.
Какова роль методологических подходов
в определении стратегии работы по
развитию речи и обучению родному языку?

3.
Какова роль языка и речи в развитии
ребенка?

4.
Каким образом методика использует
данные психолингвистики, физиологии,
языкознания и других наук? Приведите
примеры, иллюст­рирующие связь методики
со смежными науками.

5.
Какими профессиональными умениями
развития речи детей дол­жен овладеть
воспитатель детского сада?

Глава
II

Из
истории методики развития речи*

§
1. Вопросы развития речи детей в зарубежной
педагогике

Внимание
к вопросам речевого развития мы находим
еще в трудах древнегреческих философов
Платона,
Ари­стотеля, Сократа,
римского
педагога Квинтилиана,
в
ко­торых упоминается о необходимости
развития речи детей и даются некоторые
практические советы.

Большое
внимание уделял развитию речи детей
чешс­кий педагог-гуманист Ян
Амос Коменский
(1592—1672),
ко­торого называют отцом научной
педагогики. Он разрабо­тал первое в
мире руководство по дошкольному
воспита­нию — «Материнская школа,
или О заботливом воспита­нии юношества
в первые шесть лет», в котором раскрыл
задачи, содержание и методику воспитания
детей. Разви­тию речи в ней посвящается
целая глава (восьмая). Ко­менский
писал, что человеку от природы присущи
разум и речь, этим он отличается от
животного. Ум и язык чело­века следует
развивать. Примечательно, что рекоменда­ции
по формированию речи Я. А. Коменский
дает на ос­нове особенностей развития
детей на протяжении первых шести лет.
До трех лет главное внимание он уделяет
правильному произношению, на четвертом,
пятом и шестом годах — на основе
восприятия вещей — обогащению речи,
называнию словом того, что ребенок
видит. Коменский своеобразно характеризует
общение с ребенком до трех лет, рассматривая
обучение пониманию жестов, мимики как
основу риторического действия. В качестве
средства развития речи Коменский
предлагает также использовать ритмические
прибаутки, стихи, обращать внимание
де­тей на различия между простой речью
и поэзией, реко­мендует учить понимать
образную речь, заучивать стихи,
использовать в работе с детьми
художественные расска­зы, басни,
сказки о животных. Дает крут предметов,
с которыми следует знакомить детей в
соответствии с их возрастом.

Большое
внимание Коменский уделяет наглядности,
последовательности и постепенности
усложнения матери­ала. Развитие речи,
по его мнению, начинается с четкого
правильного называния предметов: нужно
учить самим ве­щам, а не словам, их
обозначающим.

Названные
принципы легли в основу учебных книг
по обучению детей латинскому языку:
«Мир чувственных ве­щей в картинках»,
«Открытая дверь языков».

Близкими
трудам Коменского по содержанию обуче­ния
и методическим рекомендациям являются
труды швей­царского педагога Иоганна
Генриха Песталоцци
(1746-1827).

Он
раскрыл социальное, культурное и
общепедагоги­ческое значение родного
языка. «Язык дает ребенку в ко­роткое
мгновение то, что человек получил от
природы за тысячелетия». Язык является
необъятным искусством, ко­торым
овладел человеческий род.

В
обучении родному языку он выдвинул три
основные задачи:

1)
обучение звуку, или средству развития
органов речи;

2)
обучение слову, или средству ознакомления
с от­дельными предметами;

3)
обучение речи, или средству научиться
ясно выра­жаться о предметах.

В
книге «Как Гертруда учит своих детей»
(письмо седь­мое) Песталоцци подробно
излагает методику обучения: упражнять
детей в произношении звуков, слогов,
связы­вая эту работу с последующим
обучением чтению.

В
основе обучения слову лежит принцип
наглядности. Обучение словам, обозначающим
видовые и родовые понятия, строится на
основе восприятия сначала предметов,
затем картинок.

В
обучении связной речи Песталоцци
устанавливал та­кую последовательность:
познание внешнего вида пред­метов,
его отличительных признаков на основе
восприя­тия, подбор ряда слов для
характеристики предмета, клас­сификация
слов и предметов, составление и
распростра­нение предложений,
объяснение значений слов, состав­ление
связных текстов. Разработанные Песталоцци
упраж­нения одновременно развивали
познавательные способ­ности.

Песталоцци
заложил основы частных методик началь­ного
образования. Многое из его педагогического
наследия развито другими педагогами.
Однако следует иметь в виду, что Песталоцци
переоценивал возможности детей, на
прак­тике его упражнения носили
утомительный, механичес­кий, формальный
характер.

Идеи
Я. А. Коменского и И. Г. Песталоцци были
прогрес­сивными и оказали большое
влияние на мировую и рус­скую педагогику.

В
первой
половине XX века широкую известность
при­обрел
немецкий педагог Фридрих
Фребель

(1782—1852),
которого считают основателем общественного
дошкольно­го воспитания. В 1840 г. им
было создано учебное заведение в помощь
матери, названное «Детский сад».

Язык
Фребель рассматривал как откровение
духа Божь­его. Задача воспитания —
способствовать развитию зало­женных
в ребенке качеств.

Фребель
считал, что язык ребенка развивается с
ранне­го детства, а предпосылкой для
его развития является бо­гатство
внутренней жизни малыша. Задачу
воспитателя Фребель видел в обогащении
содержания жизни ребенка. Важно, чтобы
ребенок все хорошо рассматривал, а
педагог давал ему необходимый словарь.
Следует обозначать сло­вом не только
сами предметы, но и их свойства, качества,
отношения предметов друг к другу.

Развитие
речи Фребель тесно связывал с наблюдением
и игрой. Широко известны его занятия по
сенсорному вос­питанию детей с
использованием дидактического матери­ала,
так называемых даров, которые способствовали
на­коплению содержания речи. Вместе
с тем эти занятия от­личались необычайным
дидактизмом, чрезвычайной рег­ламентацией,
сухостью, однообразием. У педантичных
пе­дагогов они превращались в
дрессировку. Представители прогрессивной
русской педагогики — П. Ф. Каптерев, К.
Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Конради,
Е. И. Тихеева критически относились к
системе Фребеля, отмечая, что такая
методика не может развить яркого
народного языка. Однако, по мнению К. Д.
Ушинского, отдельные занятия и игры в
руках творческих педагогов могли быть
использова­ны без переделки.

Широкое
распространение в мире получил метод
Ма­рии
Монтессори

(1870—1952),
итальянского педагога, раз­работанный
ею для домов ребенка. Являясь сторонницей
свободного воспитания, Монтессори
считала, что основ­ными задачами
должны быть воспитание мускулов, чувств
и развитие языка. Последнее включает
упражнения в но­менклатуре, исправление
дефектов речи, обучение грамо­те.
Достоинство метода (с точки зрения его
влияния на ре­чевое развитие) состоит
в обеспечении сенсорной основы для речи
в процессе упражнений с искусственным
дидак­тическим материалом (цилиндры,
кубы, лестницы, вклад­ки, лоскуты и
катушки и др.). Упражнения, предлагаемые
Монтессори, включали:

1.
Сенсорное восприятие предмета и его
признаков.

2.
Распознавание предмета по названию.

3.
Запоминание названий предмета1.

На
развитие правильной речи направлены
гимнастика дыхания и гимнастика губ,
зубов, языка. Большое место отведено
сложению слов из подвижных букв и письму.

Отечественные
педагоги оценивали этот метод
неодно­значно. В России метод Монтессори
пропагандировала в на­чале этого века
Ю. И. Фаусек.

Е.
И. Тихеева, посетившая в 1913 г. дома ребенка
в Италии, весьма критически относилась
к этому методу за его дидак­тизм,
формализм, отсутствие внимания к родному
языку, к роли языка как средства
социального воспитания, к влия­нию
речи окружающих, противопоставляя ему
метод воспи­тания, развития речи и
мышления на естественном материа­ле,
на ознакомлении с природой и окружающей
жизнью. Методы развития речи по системе
Монтессори Тихеева счи­тала
искусственными, далекими от интересов
детей.

В
настоящее время в связи с поисками новых
путей орга­низации дошкольных
учреждений, содержания и методов работы
с детьми возрос интерес к системе
Монтессори.

Мнение
такого образованного педагога, как Е.
И. Тихеева, хорошо знакомого со всеми
системами дошкольного вос­питания
тех лет, будет несомненно полезно при
адаптации метода Монтессори в России.

Leave a Comment