1. Музейная педагогика. Основные этапы развития

1. Музейная педагогика. Основные этапы развития

Понятие
«музейная педагогика» было сформировано
и введено в научный оборот в начале XX
века в Германии. Его разработка связана
с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г.
Фройденталя…………

Современная
музейная педагогика развивается в русле
проблем музейной коммуникации и
направлена в первую очередь на решение
задач активизации творческих способностей
личности. С этой целью разрабатываются
разнообразные методики работы с
посетителями, изменяющие их роль и
позиции в музейно-педагогическом
процессе. Несмотря на утверждение идей
дифференцированного подхода к различным
категориям посетителей, основное
внимание музейной педагогики по-прежнему
сосредоточено на детской и подростковой
аудитории. Ведущей тенденцией музейной
педагогики становится в этой связи
переход от единичных и эпизодичных
контактов с посетителем к созданию
многоступенчатой системы музейного
образования, приобщения к музею и его
культуре.

2. Концептуальные задачи музейной педагогики в образовательном пространстве школьников

Музейная
педагогика как самостоятельная сфера
научно-практической деятельности имеет
право на существование только в том
случае, если возможно создание
содержательно-смысловых структур,
объединяющих в пространственно-временном
отношении усилия образовательных
учреждений, семьи, музеев разного профиля
вокруг единых ценностей, связанных с
музейной формой существования и
представления культуры…………

У
ребёнка есть право на индивидуально
приемлемые, удобные для него формы
восприятия, приятия (неприятия),
переживания, выражения своих чувств,
отношения, то есть на свой вариант
встречи с музеем. Наряду с этим, зачастую
у него отсутствует внутренняя установка
на встречу с другой культурой, непривычной,
незнакомой, дающей импульс для выхода
за пределы своей культуры, что не всегда
оказывается лёгким делом.

В
этом случае музейный педагог выступает
в качестве посредника, максимально
сводя на нет свою активность во встрече
ребёнка с музеем-воспитателем, он играет
роль переводчика в увлекательном
диалоге, который разворачивается у него
на глазах. Это непривычная для массовой
практики позиция………….

Если
посещение музея можно рассматривать
как художественно-педагогический акт,
то в нём должна быть заложена логика
усвоения определённых единиц содержания
от момента мотивации их предъявления
ребёнку до вхождения в структуру его
жизнедеятельности.

Поэтому
с педагогической точки зрения чрезвычайно
важно выяснить, что конкретно будет
составлять содержание и результат того
или иного посещения: фактические знания,
умение взаимодействовать с музейной
культурой, система отношений и оценочных
суждений, сформированная на основе
музейного материала; опыт посетителя
музея, некий спектр состояний…………

Суммируя
сказанное, можно выделить ряд принципов,
ориентация на которые могла бы обеспечить
современный уровень музейно-педагогической
деятельности:

— принцип
интеграции образовательного и музейного
контекстов;

— принцип
дополнительности в содержании работы
школы и музея;

— принцип
преемственности в освоении музейного
пространства;

— принцип
диалоговости, определяющий гуманитарную
природу взаимодействия взрослого и
ребёнка с культурой музея;

— принцип
соответствия форм работы профилю
конкретного музея;

— принцип
индивидуально-личностной ориентации
содержания музейно-педагогической
работы;

— принцип
целостности проживания образовательной
информации, основанный на обеспечении
смыслового и эмоционального резонанса;

— принцип
информационной меры;

— принцип
креативности, позволяющий сделать
каждого посетителя музея сопричастным
творческим процессам.

Leave a Comment