1. Понятие эксперимента.

Лекция «Эксперимент
в социологическом исследовании»
.

План

  1. Понятие эксперимента.

  2. Основные требования
    к эксперименту, область применения.

  3. Условия, этапы и
    процедуры проведения социального
    эксперимента.

  4. Классификация
    экспериментов.

  5. Ошибки и трудности
    в эксперименте.

  6. Социодраматургические
    и этнометодологические эксперименты.

1. Понятие эксперимента.

Что выступает
синонимом эксперименту? Эксперимент
не надо путать по крайней мере с тремя
следующими процессами:

  • испытание;

  • нововведение;

  • опыт.

У этих понятий
много общего с экспериментом. Действительно,
во всех случаях происходит какое-то
изменение первоначального состояния
объекта. Во всех случаях кто-то отслеживает
то, как изменение влияет на состояние
объекта, а затем записывает результаты.
Но есть серьезное различие. Только в
научном эксперименте заранее разрабатывают
программу исследования, формулируют
цели, задачи, предмет и объект исследования,
выдвигают гипотезы, операционализируют
понятия и разрабатывают методические
приемы проверки гипотезы. Только в
научном эксперименте формируют так
называемую экспериментальную группу,
над которой и производят запланированные
манипуляции и контрольную группу,
остающуюся в своих обычных условиях и
никаким манипуляциям не подверженную.

Пример экспериментов, которые являются
нововведениями, опытами, испытаниями,
но не соответствуют научному пониманию.

Из современных СМИ:

  • в Порто Алегро вот уже в течение 8 лет
    проходит экспери­мент по налаживанию
    системы общественного самоуправления
    граждан на уровне города;

  • проводятся эксперименты дистанционного
    обучения;

  • музыкальная группа провела несколько
    экспериментов с нестандартными звуками
    и ритмами;

  • эксперимент по отработке модели
    прохождения альтерна­тивной гражданской
    службы понимается как общественно-полез­ная
    деятельность в социальной сфере;

  • Самара на два года стала всероссийским
    полигоном для со­циального эксперимента,
    цель которого — решение конфликтов в
    социальной сфере без обращения в суд
    (проект разработан при участии британских
    специалистов);

  • эксперимент по переводу части маршрутных
    такси в обыч­ные рейсы принес
    транспортникам значительные убытки;

  • языковая игра — лингвистический
    эксперимент поэта, и т.д.

Эксперимент в
социологии
(от
лат. проба, опыт)- это способ получения
информации о количественном и качественном
изменении показателей деятельности и
поведения социального объекта в
результате воздействия на него некоторых
управляемых и контролируемых факторов
(переменных).

Рабочая книга
социолога.

2. Основные требования к эксперименту, область применения.

Хотя методология и методика эксперимента
пришли в соци­ологию из современной
психологии, логика самого эксперимен­тального
метода была разработана еще английским
философом Джоном Стюартом Миллем, жившим
в XIXв. Он установил
не­сколько логических схем индуктивного
вывода, одна из кото­рых — метод
различия — являет собой классическую
схему экс­перимента. Общие принципы
эксперимента связывают, во-первых, с
формированием исходных гипотез о
причинно-следственных связях между
свойствами (переменными, факторами)
изучаемого объекта, во-вторых, с
форсировани­ем специальной искусственной
ситуации, позволяющей целенап­равленно
воздействовать на контролируемые
переменные для того, чтобы проверить
искомую гипотезу о наличии (или
отсут­ствии) связей между контролируемыми
и неконтролируемыми переменными.
Результатом эксперимента является
получение нового знания об изучаемом
объекте.

Вплоть до начала XXв.
особенностью естественно-научного
эксперимента была ориентация на
методологию однофакторного эксперимента
с жесткой фиксацией контролируемых
перемен­ных и функциональными
зависимостями между изучаемыми
па­раметрами. В это время возможность
применения эксперимента к социальным
явлениям либо отрицалась, либо обсуждалась
лишь на теоретическом уровне. Дискуссии
о методологических осно­вах и
познавательных возможностях метода
эксперимента в обществознании продолжаются
и по сей день.

Основное
назначение
эксперимента
в социо­логическом исследовании
состоит в выявлении информации о
причин­но-следственных связях между
исследуемыми явлениями, их свойства­ми,
в достижении нового, более точного
знания о закономерностях, тенденциях
социальных процессов. В отличие от
метода наблюдения на основе данных
эксперимента получают не только
описательную информацию, но и дают
объяснение связей, отношений, процессов.

Область
применения
.
В социологическом ис­следовании
эксперимент направлен главным образом
на доказательст­во гипотез исследования.
Проведение социального эксперимента
пред­полагает использование ряда
других методов (наблюдения, опроса,
анализа документов). В ходе социологического
исследования экспе­римент может
сочетаться со всеми другими методами.
Социальный эксперимент применяется во
всех общественных науках. Он использу­ется
не только в исследовательских целях.
Как один из ведущих ме­тодов социальной
технологии он широко распространен в
обществен­ной практике.

Основные
нормативные требования
по
использованию эксперимента в
социологическом исследовании: четкая
ориентация на гипотезы исследования.
Высокий уровень познания и полнота
описания исследуемого объекта. Строгий
контроль за хо­дом процедур эксперимента,
обеспечение его частоты. Воспроизводимость,
возможность повторения. Наличие методов,
средств наблюдения и измерения, адекватных
социальному объекту. Социальная природа
объекта выдвигает повышенные требования
к проведению социального эксперимента:
строгое соответствие решае­мых задач
критериям социального прогресса,
нравственным нормам.
Ограничение
степени риска. Сохранение нормального
функционирова­ния и развития объекта.
Не допустима как крайняя изоляция
объек­та, так и чрезмерная вариация
его условий.

Ограничения
в применении

: осуществимо проведение эксперимента
только по тем объектам, по которым на
ос­нове имеющихся знаний можно выделить
структуру переменных, допус­тимо
введение в объект экспериментального
фактора, возможно наблюдение и измерение
изменений, происходящих в объекте.
Сложность социальных объектов ограничивает
возможности достижения чистоты
естественно-научного эксперимента,
установления прямых зависимос­тей
между переменными; трудно вычленить
причину из коррелятивных за­висимостей.
Локальность эксперимента ограничивает
исследователя, в возможностях широких
обобщающих выводов.

  1. Условия, этапы
    и процедуры проведения социального
    эксперимента
    .

Программа
эксперимента состоит из всех структурных
элементов программы социологического
исследования. Ведущей задачей в
составлении программы социального
экспери­мента является формулирование
гипотезы и планирование ее проверки в
системе факторов (переменных),
детерминирующих поведение социаль­ного
объекта. Специфика программы социального
эксперимента состо­ит также в том,
что она включает в себя процедуры,
осуществляемые как в системе управления
объектом (социальной группой), так и в
системе исследования.

Предмет
эксперимента

— отношения и связи между свойствами
изучаемого объекта и системой факторов
(переменных), детерминирующих его
социальную деятельность и поведение.

Объект
эксперимента

— социальная группа, коллектив, личность
(участники эксперимента). В эксперименте
выделя­ют два вида объектов (единиц
эксперимента): контрольные и
экспе­риментальные группы.

Экспериментальная
группа

— та, на ко­торую оказывают воздействие
экспериментальным фактором (независи­мой
переменной). Помимо общего требования
выбора объекта — репре­зентативность
в классе исследуемых объектов — к
экспериментальной группе предъявляются
требования относительной стабильности
состава на период эксперимента,
возможности вести систематическое
контро­лируемое наблюдение; в ряде
случаев требуется согласие группы на
участие в эксперименте.

Контрольная
группа

идентична экспериментальной по заданным
исследователю параметрам, но не
испытывающая воз­действие
экспериментальным фактором (независимой
переменной). При наличии контрольной
группы повышается чистота социального
экспе­римента в силу того, что
воздействие побочных параметров в
одина­ковой степени вероятно как в
экспериментальной, так и в контроль­ной
группе. Есть различные методы отбора
экспериментальной и контрольной групп:
полярный отбор, частотного распределения,
случайный отбор,

Экспериментальная
ситуация

— совокуп­ность условий, в которых
проходит эксперимент. Эксперимент может
проводиться в полевых и лабораторных
условиях.

Переменные
.в. эксперименте

— контроли­руемые и неконтролируемые
факторы, которые оказывают прямое или
косвенное воздействие на состояние
изучаемого объекта. Системой переменных
задается и описывается экспериментальная
ситуация. Основными переменными являются:
независимая и зависимые. Переменные
представляют категории анализа в
эксперименте и также, как категории
анализа отображаются в виде эмпирических
показателей.

Независимая
переменная

— фактор, изменяе­мый исследователем;
исследователь вводит этот фактор в
деятель­ность экспериментальной
группы. Это должен быть относительно
са­мостоятельный, устойчивый,
существенный фактор, оказывающий
влия­ние на состояние объекта.

Зависимая
переменная

— фактор, который изме­няется под
воздействием независимой переменной.

Контроль-
одна из ведущих результирующих процедур
на всех этапах проведения эксперимента.
Его основная функция — обес­печение
чистоты эксперимента. Контроль в
эксперименте предполагает четкое
наблюдение за объектом, точную регистрацию
переменных и их состояний, а также
регулирование процессами с целью
поддержания заданных параметров
состояния объекта.

Инструментарий,
используемый в эксперименте, ана­логичен
инструментарию метода наблюдения и
включает: протокол, дневник, карточки;
могут быть также использованы анкеты.

Процедура
экспериментирования

Процедура проведения
эксперимента заключается в том, что
ученые вначале планируют разбиение
объекта исследования на две однородные
группы и в одну из них вводят несколько
новых фак­торов, а вторую оставляют
без изменения. После чего организу­ется
сравнение двух групп. Объект, с помощью
которого он про­водится, часто выступает
только как средство для создания
экс­периментальной ситуации. Поэтому
в последующем, в отличие, к примеру, от
объекта массового опроса, он может не
иметь от­ношения к использованию
полученных результатов и выводов.

Общая логика
эксперимента заключается в том, чтобы
при по­мощи выбора некоторой
экспериментальной группы (или групп) и
помещения ее в необычную экспериментальную
ситуацию (под воздействие определенного
фактора) проследить направление,
ве­личину и устойчивость изменения
интересующих исследователя характеристик,
которые могут быть названы контрольными.

Эксперимент как
метод познания, при помощи которого в
кон­тролируемых и управляемых условиях
исследуются явления при­роды и
общества, проходит пять стадий:

1. Создаются две
группы: а) экспериментальная (группа, в
ко­торую ученый вмешивается), ее еще
называют интервенционной или стимульной;
б) контрольная группа, в которую никто
не вме­шивается.

В знаменитых
Хоторнских экспериментах 1927—1932 гг. на
первой стадии гарвардские социологи в
качестве эксперименталь­ной группы
выбрали бригаду девушек-операторов из
шести чело­век и поместили ее в
специальную комнату, отгороженную от
нескольких десятков работниц основного
цеха. Последние высту­пали в роли
контрольной группы — над ними никаких
экспери­ментальных изменений не
производили.

В эксперименте
исследователь имеет достаточно большую
сво­боду выбора экспериментальных
групп, хотя и обязан придержи­ваться
определенных критериев их выбора. В
качестве таких кри­териев выступают
прежде всего характеристики самого
объекта, устойчивость или изменение
которых предусмотрены требовани­ями
и условиями эксперимента.

2. В обе группы
испытуемые подбираются только на основе
случайной выборки, которая и обеспечит
их эквивалентность. Чем больше по размеру
группы, тем больше их эквивалентность.
Груп­пы в 25 человек менее эквивалентны,
чем в 50, если качества (ре­лигиозность,
социальное положение, возраст, материальное
бла­гополучие, склонности и т.п.)
распределяются в населении рав­номерно.
Эксперимент лучше всего проводить в
относительно однородных условиях,
поначалу на небольших (до нескольких
десятков) группах обследуемых.

3. Предварительно
обе группы проходят так называемый
пре-тест (pretest),
т.е. у них измеряют несколько переменных,
напри­мер доход, установку на аборт
и другие переменные, которые вы
намереваетесь изменять в ходе эксперимента.

4. Вводятся
независимые переменные, т.е. планируемые
изме­нения.

5. Измеряются
зависимые переменные, т.е. последствия
ново­введений. Это называется
пост-тестом (posttest).

Если значения
зависимых переменных меняются в
экспериментальной группе, но не меняются
в контрольной, то социолог вправе сделать
вывод о том, что изменение зависимой
переменной связано с «чистым» воздействием
изменяемой экспериментатором независи­мой
переменной, т.е. свободно от сопутствующего
влияния других переменных. Гипотеза о
связях между независимой и зависимой
переменными считается доказанной в том
случае, если изменение независимой
переменной вызывает изменение зависимой
переменной в экспериментальной труппе,
при условии, что в контрольной труп­пе
состояние тех же самых переменных
остается стабильным.

Формирование
групп в эксперименте

Важным условием
эксперимента выступает формирование
или подбор экспериментальных групп.
Самый простой способ прове­дения
эксперимента — сравнение состояния до
и после. Можно, например, сравнить
показатели производительности труда
и ос­вещенности рабочих мест, если
вторые изменять умышленно. Однако такая
упрощенная процедура не позволяет
следить за мно­жеством других, не
учтенных переменных, которые влияют на
зависимые. Чтобы снять эти влияния или
хотя бы проконтроли­ровать их
присутствие, применяют выделение не
только экспери­ментальных, но и
контрольных групп. Оно основано на
предпо­ложении о том, что неучтенные
факторы одинаково действуют как в
экспериментальной, так и в контрольной
группах. В экспери­ментальной группе
производится изменение контролируемых
(не­зависимых) переменных. В контрольных
группах независимые переменные остаются
без изменения.

Обе группы в научном
эксперименте, если это действительно
таковой, должны быть тождественными
(идентичными, похожи­ми по важнейшим
признакам). Принцип сходства двух групп
— экспериментальной и контрольной —
не должен нарушаться во время всего
хода эксперимента. Его соблюдение
называют конт­ролем эксперимента.
Контроль — одна из ведущих результирую­щих
процедур на всех этапах проведения
эксперимента. Его ос­новная функция
— обеспечение чистоты эксперимента в
отноше­нии сформированных групп и
поведения переменных. Контроль
предполагает четкое наблюдение за
объектом — регистрацию пе­ременных
и их состояний, а также регулирование
процессов с целью поддержания заданных
параметров состояния объекта.

В социологии
используются три метода формирования
групп: попарного отбора, структурной
идентификации и случайного отбора.

Метод попарного
отбор
а: из
генеральной совокупности отби­раются
две группы таким образом, чтобы они были
идентичны по нейтральным и контрольным,
но отличались по факторным ха­рактеристикам.
После чего для обеих групп создаются
одинако­вые условия, а через некоторое
время измеряется эффект экспе­римента
путем фиксации и сравнения параметров
контрольных признаков в обеих группах.
Метод используется преимуществен­но
в параллельном эксперименте.

Метод структурной
идентификации

применяется как в линей­ном, так и
параллельном эксперименте. В линейном
эксперимен­те группа отбирается так,
чтобы она представляла собой макромо­дель
генеральной совокупности по нейтральным
и контрольным ха­рактеристикам. Такой
отбор может быть осуществлен по принципу
квотной выборки. В параллельном
эксперименте по тем же харак­теристикам
выравниваются структуры экспериментальной
и контрольной групп. Например, имеем
две группы численностью соот­ветственно
50 и 90 человек. Известно, что в первой
эксперимен­тальной группе среднее
образование имеют 70% членов группы (35
человек), а высшее — 30% (15 человек). Во
второй (контрольной) группе — по 50% тех
и других (по 45 человек). Предположим, что
в целях создания экспериментальной
ситуации нам желательно по характеристике
«уровень образования» структуру
контрольной груп­пы привести в
соответствие со структурой экспериментальной
груп­пы. Тогда при помощи арифметических
приемов мы находим, что контрольная
группа должна включать 60 человек: 42
человека (70%) со средним и 18 человек (30%)
— с высшим образованием.

Метод случайного
отбора

идентичен ранее рассмотренным мето­дам
вероятностной выборки с заранее заданным
объемом. Как пра­вил о, его используют
в полевых экспериментах при большой
(до нескольких сотен человек) численности
экспериментальной группы.

В технологии
случайного отбора широко применяется
рандоми­зация. Рандомизация
(randomisation)
— процедура, обеспечивающая случайное
распределение испытуемых в экспериментальную
и кон­трольную группы. Цель —
минимизировать возможность сознатель­ного
или неосознанного отбора испытуемых
одного типа, например, наиболее
образованных или наиболее здоровых.
Случайным распределением достигается
отсутствие различий между двумя группами
и, таким образом, снижается вероятность
систематичес­кой ошибки вследствие
различий групп по каким-либо признакам.

Leave a Comment