1. Предмет и задачи курса отечественной истории.

1. Предмет и задачи курса отечественной истории.

История
слово греческое, в переводе означает
повествование, рассказ о прошлом,
узнанном, исследованном. Это великий
процесс развития природы и человеческого
общества. Эта наука, изучающее прошлое
человечества в его развитии на разных
этапах. Источниками сведений могут
быть:

1)
вещественные (археологические раскопки)

2)
письменные (летописи, повести, рассказы)

3)
художественные (гравюры, иконы, картины)

4)
фонические (музыкальные записи, звуковое
повествование)

Задача
отечеств. истории заключ. в том, чтобы
знать основные этапы и направления
общественно-полит., эк-ого. и соц.-культ.
развития нашего гос-ва.

Курс
отеч. истории выполняет ряд функций:

1)
познавательную

2)
мировоззренческую

3)
воспитательную

4)
политическую

2. Основные этапы развития российского государства.

Для
изучения отечественной истории необходима
периодизация, т.е. определение периода
времени, за который произошли существенные
изменения в развитии государства.
Автором первой периодизации был Татищев,
в ее основу он положил самодержавие и
силу власти. Карамзин в основу своей
периодизации положил состояние
государственности и смену правящих
династий. Историк Соловьев считал, что
в основу периодизации следует положить
борьбу государства и родового начала.
Ключевский в основу периодизации положил
территориальный рост государства,
изменение жизни и состояние народа.

Соврем.
отеч. история учитывает в своей
периодизации господствующие формы
соц.-эк-х отношений, общественно-полит.
строй и специфику кул-ы.

1 этап.
Вост. славяне в древности – тысячи лет
назад-IXв.

2 этап.
Древнерусское государство Киевская
Русь – XI-XIIвв.

3 этап.
Феодальная раздробленность – конец
XII–XVвв.

4 этап.
Становление и развитие русского
централизованного гос-ва – конец XV-XVIIвв.

5 этап.
Российская империя – XVIII-началоXXвв.

6 этап.
Советская Россия – начало XXв.-конецXXв.

7 этап.
Постсоветская Россия – конец XX-началоXXIвв.

3. Факторы и специфика исторического развития России.

На ход
исторического развития России оказывают
влияние разнообразные факторы:

1)
геополитическая ситуация (Евразия,
более 160 народов и национальностей,
многонациональное и многоконфессиальное
государство, периодически тяготеющее
то к западным, то к восточным ценностям)

2) огромная
территория и протяженные границы
(сильная гос-ая власть, значительный
чиновничий аппарат, большие средства
на содержание армии, «осажденная
крепость»)

3) суровая
природно-климатическая среда (короткий
вегетационный период, выработка полезных
ископаемых, сложности с освоением новых
земель)

4)
менталитет народа (соборность, т.е.
надежда на верховную власть, коллегиальность,
нестяжательство)

Эти
факторы определяют специфику нашей
истории: экстенсивный тип развития
хозяйства, т.е. получение продукции на
новых площадях слабая самостоятельность
городов, длительное существование
крестьянской общины, продолжительность
самодержавия, преклонение народа перед
верховной властью.

4. Восточные славяне в догосударственный период.

Проблема
происхождения славянских народов, в
том числе восточных славян, остается
дискуссионной. Первые прославяне
появились во 2-ом тысячелетии до н. э., а
в начале первого тысячелетия н. э.
греческие, арабские, византийские
источники называют славян великим
народом, воинственным и оседлым. В VIв. н. э. в ходе великого переселения
народов, вызванного значит. ростом
кол-ва населения и необходимостью
освоения нов. терр-ий, образовались 3
ветви славянских народов:

1)
восточные славяне (русские, белорусы,
украинцы)

2) южные
славяне (сербы, хорваты, черногорцы)

3) западные
славяне (поляки, чехи, словаки)

В VII
VIII вв.
складываются крупные племенные союзы.
Некоторые из них объединились в крупнейшие
этносы:

1) Славия
(на севере)

2) Куявия
(Киев)

3) Ортания
(Рязань)

Обществ.
отнош. определялись строем военной
демократии: во главе племени стоял
старейшина, все вопросы решались на
народном вече, народное ополчение.
Основные занятия:

1) с/х
(на севере – подсечно-огневая система;
на юге – перелог)

2) охота,
рыболовство, гортничество (сбор меда
диких пчел)

Осущ-ся
постепенный переход от родовой к сельской
территориальной общине. Религия –
язычество. Осн. богами считались: Перун
(бог войны), Сварок (бог неба, огня) и т.
д.

Leave a Comment