1 Верхнее строение пути

1 Верхнее строение пути

    1. Элементы верхнего строения пути

Верхнее
строение пути состоит из следующих
элементов: рельсы; скрепления
(промежуточные, стыковые); противоугоны;
подрельсовое основание (деревянные
шпалы, железобетонные шпалы, брусья –
деревянные и железобетонные, мостовые
брусья, переводные брусья, плиты,
железобетонная малогабаритная рама);
балластный слой; все виды соединений и
пересечений рельсовых путей (сочетание
стрелочных переводов и глухих пересечений);
песчаная подушка.

Назначение
рельсов – направлять колеса подвижного
состава, непосредственно воспринимать,
упруго перерабатывать и передавать
нагрузки от колес на подрельсовое
основание. На участках с автоблокировкой
и электрической тягой рельсы, кроме
этого, должны выполнять функцию
проводников электрического тока.

Рельсы
состоят из
головки, шейки и подошвы. Сопряжение
шейки с головкой и подошвой делается
плавным. Мощность рельсов характеризуется
их весом. В настоящее время на наших
дорогах стандартными являются рельсы
типа Р-50, Р-65, Р-75. Буква Р означает «рельс»,
а цифра — округленную массу погонного
метра в килограммах. 

Скрепления
делятся на промежуточные и стыковые.
Основное требование стыковых скреплений
– соединять рельсы друг с другом
(сварные, болтовые и клееболтовые).
Промежуточные скрепления, выполняющие
роль связующих элементов между рельсами
и основанием, должны обеспечивать:
стабильность ширины колеи; прижатие
рельсов к основанию, исключая отрыв и
угон рельсов; оптимальные условия
температурной работы рельсов;
механизированную сборку и содержание
узлов скреплений.

Стыковые скрепления в
зависимости от конструкции бывают
болтовые, клееболтовые и сварные. В
наиболее распространенной форме стыковые
скрепления состоят из двух стальных
накладок с болтовыми отверстиями и 4–6
путевых болтов. При использовании
рельсов в качестве проводников
электрических цепей стыки делают
электропроводящими, принимая меры к
снижению окисляемости соприкасающихся
частей или устанавливая дополнительные
электрические соединители, которые
перекрывают стыковой зазор. Для
электрического разъединения блок-участков,
используемого при автоблокировке,
применяют изолирующие стыки: сборные
с прокладками и втулками из диэлектрических
материалов или склеенные с помощью
полимеров.
По характеру опирания стыки бывают на
шпале, на сдвоенной шпале и стыки на
весу.

Промежуточные скрепления состоят
из рельсовых подкладок и прикрепителей.
Комбинации этих деталей и их конструктивных
разновидностей образуют различные типы
промежуточных скреплений.
Наиболее распространенным типом
прикрепителя при деревянных шпалах
служат костыли (скрепление ДО). При
железобетонных шпалах наиболее
распространены скрепления КБ, АРС и
ЖБР. Также к промежуточным скреплениям
относятся противоугоны. Под
воздействием проходящего подвижного
состава рельсы стремятся перемещаться
в направлении движения. При недостаточном
закреплении наблюдается угон пути.
Наиболее часто применяются пружинные
противоугоны.

Назначение
подрельсового основания (шпалы, брусья,
плиты БМП): воспринимать вертикальные,
боковые и продольные усилия от рельсов
и передавать их на балластный слой;
обеспечивать стабильность ширины
рельсовой колеи, подуклонки рельсовых
нитей и их электрическую изоляцию друг
от друга на участках с автоблокировкой;
обеспечивать совместно с балластным
слоем стабильное пространственное
положение рельсовой колеи в плане и
профиле. Шпалы могут быть обрезные,
полуобрезные и необрезные.

Соединения
и пересечения рельсовых путей – это
особые устройства верхнего строения
пути, которые служат для перемещения
по ним поезда и отдельных экипажей с
одного рельсового пути на другие,
поворота экипажа на 180о,
а также для пересечения путей в одном
уровне. Глухие пересечения применяются
на станциях и на промышленных путях. В
зависимости от угла, под которым
пересекаются рельсовые пути.

На
железных дорогах применяются два
принципиально различных типа
железнодорожного пути: с балластным
слоем и безбалластный. Безбалластный
тип используется на искусственных
сооружениях (металлические мосты,
большие тоннели, эстакады). Назначение
балластного слоя: обеспечивать
вертикальную и горизонтальную устойчивость
решетки в процессе эксплуатации;
равномерно распределять давление от
шпал на возможно большую площадь
земляного полотна; быстро отводить воду
из балластной призмы и с основной
площадки земляного полотна.

Назначение
балластной песчаной подушки: предотвращать
засорение щебня грунтом основной
площадки земляного полотна; предохранять
грунт от разжижения весной, пересыхания
и растрескивания летом.

Leave a Comment