1.1.4. Аспекты изучения слова и разделы лексикологии

1.1.4. Аспекты изучения слова и разделы лексикологии

Аспекты
изучения слова и разделы лексикологии.
Семантический (семасиологический)
аспект изучения слова. Ономасиологический
(системный) аспект изучения слова.
Социолингвистический аспект изучения
слова. Лингвокультурологический аспект
изучения слова. Лексикографический
аспект описания слова.

Как мы уже выяснили,
предметом изучения в ЛЕКСИКОЛОГИИ
является СЛОВО (ЛЕКСЕМА) с лексической
(т.е. не фонетической и не грамматической)
точки зрения. Это изучение слова ведется
тоже в нескольких аспектах (и соответственно
разделах) лексикологии.

Основной аспект
изучения слова — семантический,
илисемасиологический. Он касается
всего, что связано с лексическим значением
(семантикой) слова: понятие лексической
семантики и ее отличие от грамматической,
типология лексических значений, способы
изменения и производства новых значений
и оттенков значения, многозначность и
ее виды и т.п. Большое внимание здесь
уделяется основному методу изучения
семантики слова — компонентному анализу
значения. Семасиологический аспект
изучения слова — это взгляд на слово в
направлении: знак > смысл, т.е. от знака
(ПВ) к смыслу (ПС). Именно в этом направлении
рассматривается слово в толковых
словарях: лексема такая-то (например
ДОМ) имеет такой-то смысл, значение
(например, «жильечеловека») и
именно этот раздел лексикологии
соответственно называетсясемасиологией(от греч.sema— знак,
значение).

С ним тесно связан
ономасиологическийаспект изучения
слова — с точки зрения принципов,
способов и типов номинации предметов
и понятий о них. Соответствующий раздел
лексикологии —ономасиология(от греч.: оnoma— имя).
Ономасиологический аспект изучения
слова — это взгляд на слово в направлении:
смысл > знак, т.е. от смысла (ПС) к знаку,
имени (ПВ). Семасиология и ономасиология,
таким образом, это два подхода к
рассмотрению слова: от знака (ПВ) к смыслу
(ПС) и наоборот — от понятия (смысла) к
его названию (знаку). Последнее предполагает
группировки слов по смыслу (тождеству
или противопоставлению), т.е. объединение
слов по их системным связям (например,
синонимии, антонимии и т.п.). Поэтому
второй аспект изучения слова можно
назвать еще исистемным. Системные
ономасиологические связи слов
рассматриваются и описываются и в особом
типе ономасиологических словарей:
тематических (идеографических) словарях,
словарях синонимов и т.п. Например, в
тематическом (или синонимическом)
словаре показывается, что понятие «жилье
человека
» обозначается, кроме словадом, также и другими именами:жилище,
жилье, кров, крыша, обиталище, обитель
.
Особые группы слов образуют понятия
«бедное жилье» (хибара, халупа),
«богатое жилье» (дворец, терем,
хоромы, чертоги
) и т.п.

К ономасиологическому
аспекту лексикологии (ономасиологии)
примыкает и ономастика— раздел об особых лексических единицах
— именах собственных, или проприальной
лексике.

Слово, кроме того,
изучается в лексикологии и со стороны
его места в словарном составе языка: с
точки зрения его происхождения, активности
и сферы употребления, стилистической
окраски. Поскольку все это относится к
общественной (социальной) природе слова,
т.к. связано с его функционированием в
обществе, данный аспект изучения слова
может быть назван социолингвистическим.
Этот раздел лексикологии нередко и
называют собственнолексикологией(в более узком понимании термина) или
простолексикой. Так, словодомпо происхождению является исконно
русским, общеславянским, индоевропейского
характера (ср. др.-инд.Dama,
греч. Domos,
лат. Domus— «дом»), общеупотребительным, активного
запаса, межстилевым.

Кроме слов в словарный
состав языка как идиоматичные
воспроизводимые единицы входят и
устойчивые сочетания слов, фразеологизмы.
Их изучают в разделе фразеология.
Описываются фразеологизмы в толковых
или специальных фразеологических
словарях. Например,детский дом
«учреждение для проживания и
воспитания детей-сирот».

Антропоцентрический
подход к изучению слова, которое в
какой-то степени является отражением
видения человеком мира, определенного
его фрагмента, выделил и особый,
лингвокультурологическийаспект
изучения слова, связанный с выражением
в слове культурных понятий (концептов)
и национальных коннотаций. Например, в
русской культуре понятие (концепт) «дом»
тесно связано с понятием уюта, укромного
уголка (наш уголок нам никогда не
тесен
), а отсутствие дома — с
бесприютностью. Национально окрашены
такие лингвоспецифичные слова,
обозначающие жилье человека, какизбаилитерем(Не красна изба углами,
а красна пирогами; В клетках птицы, а в
теремах девицы
).

Все сведения о различных
аспектах изучения слова фиксируются в
специальных лингвистических словарях
с помощью определенных способов и
приемов их описания. Этот раздел
языкознания называется лексикография,
и он тоже традиционно включается в
лексикологию.

Итак, слово — это
многоаспектная лексическая единица
языка, основные свойства и типы которой
рассматриваются в лексикологии, различных
ее разделах. Лексикология, в свою очередь,
является одним из уровней языка (занимая
место между морфемикой и синтаксисом)
и, соответственно, — одним из разделов
языкознания.

В нашем курсе лексикология
рассматривается в синхроническомаспекте, с точки зрения ее современного
состояния, т.е. как лексикологиясовременногорусского языка. Но
есть ещеисторическаялексикология,
в которой рассматривается история
лексики, словарного состава языка,
история слова и развития его значений.

Кроме того, лексикология
современного русского языка рассматривается
в описательномаспекте, в отличие
отсопоставительнойлексикологии,
в которой сопоставляется лексика и
происходящие в ней процессы и явления
одного языка с лексическими явлениями
другого языка.

Все сведения по данной
теме представлены в опорной схеме (см.*
Приложение 2:
схема
№ 1. Слово как единица языка
.).

Leave a Comment