1.2 Состав оборудования прокатных цехов

1.2 Состав оборудования прокатных цехов

Прокатный
цех

− это производственная единица,
предназначенная для выпуска определенного
вида проката. Поэтому прокатные цехи
обычно именуются по видам выпускаемой
ими продукции: сортопрокатный,
толстолистовой, трубопрокатный, цех
холодной прокатки листов. Исключением
является название «обжимной цех»,
которое соответствует его функциональному
назначению − обжатию слитков для
превращения их в заготовки (полуфабрикаты)
с целью последующего передела в готовый
прокат. На производстве прокатным цехом
также называется здание, в котором
размещается оборудование прокатного
стана или нескольких станов.

Прокатный
стан
− это
комплекс агрегатов, машин и механизмов,
предназначенных для прокатки,
транспортировки и отделки проката.

Прокатка
− процесс пластической деформации
металла между вращающимися валками.

Агрегат
− комплекс машин и механизмов,
предназначенный для выполнения
определенной технологической операции.
Например, травильный агрегат, включающий
разматыватель рулонов, ванну для
трав-ления полосы в смеси азотной и
соляной кислот с целю удаления окалины,
ванну для промывания травленой полосы,
сушильную камеру,

машину для нанесения
на полосу смазки и моталку для сматывания

полосы в рулон.

Машина
− механизм и двигатель. Например,
мотоцикл.

Механизм
− устройство для превращения одного
вида движения

в другой. Например,
велосипед.

Двигатель
− устройство для превращения одного
вида энергии в другой ее вид.

Обычно каждый
прокатный стан располагается в отдельном
здании. Но станы для холодной прокатки
листов, а также станы специального
назначения, ввиду их малых размеров и
небольшого количества вспомогательного
оборудования, располагаются по нескольку
в одном здании.

Все оборудование
прокатных цехов делится на основное
и вспомогательное.

Основным
называется оборудование, непосредственно
осуществляющее пластическую деформацию
металла, т.е. прокатку. Это − прокатные
клети.

Прокатная клеть,
называемая также главной
линией стана
,
в общем случае содержит (рис.1.1):

1. Рабочую
клеть
(или
несколько клетей у станов линейного
типа), в которой осуществляется прокатка;

2. Шпиндели
− валы для передачи вращательного
движения под переменными углами;

3. Шестеренную
клеть
, в
которой вращательный момент от одного
двигателя распределяется между
несколькими валками рабочей клети;

4. Редуктор
− для уменьшения числа оборотов валков
(ныне устанавли-

вается редко в
связи с наличием низкооборотных
электродвигателей);

5. Соединительные
муфты − моторную (между двигателем и
шестерен-

ной клетью), коренную
(между выходным валом редуктора и шесте-

ренной клетью) и
предохранительную;

6. Двигатель (или
двигатели в случае индивидуального
привода каждого валка). Обычно это
электродвигатели постоянного тока с
параллельным возбуждением, но иногда
используются и синхронные электродвигатели.

7. Маховик, служивший
на старых прокатных станах аккумулятором
кинетической энергии ввиду недостаточной
мощности их двигателей.

Рисунок 1.5 − Главная
линия

От главной линии
следует отличать технологическую
линию,
под которой понимается линия, вдоль
которой металл перемещается в процессе
прокатного передела.

Все остальное
оборудование прокатного цеха относится
ко вспо-

могательному.
Оно обеспечивает:

1. Транспортировку
металла вдоль технологической
линии
, от
одного

агрегата или машины
к другим посредством рольгангов
и слитковозов,

и поперек
технологической линии при помощи
шлепперов.
Сюда же

относятся и краны,
без которых невозможны ведение
технологического

процесса и ремонты;

2. Правку металла
после прокатки для придания ему правильной
геометрической формы посредством
правильных
машин
;

3. Обрезание неровных
торцов раскатов и порезку их на мерные
длины,

а также вырезание
дефектов и проб для механических
испытаний
− посредством
разнообразных
ножниц
или дисковых
пил
;

4. Смотку полос в
рулоны и их разматывание при помощи
моталок
и разматывателей;

5. Термическую или
термомеханическую обработку проката
для улучшения комплекса его механических
свойств;

6. Кантовку и
складирование проката, зачистку его
поверхности, травление окалины, контроль
качества и другие вспомогательные
операции.

Leave a Comment