2.2. Научный стиль

2.2. Научный стиль

Образец текста
научного стиля:

В
1905 году, когда была опубликована первая
статья Эйнштейна о теории относительности,
никто не мог предвидеть конкретных
путей научно-технической революции,
призванной воплотить в жизнь новое
учение о пространстве, времени и движении.
В теории относительности видели
поразительно глубокое, стройное и смелое
обобщение и истолкование уже известных
экспериментальных данных, прежде всего
фактов, свидетельствовавших о постоянстве
скорости света, о ее независимости от
прямолинейного и равномерного движения
системы, через которую проходит световой
луч.

Вместе
с тем ученые понимали, что, отвергнув,
казалось бы, очевидное, классическое
понятие одновременности, отказавшись
от не менее очевидного классического
правила сложения скоростей, допуская
и обсуждая парадоксальные, на первый
взгляд, выводы, физика овладевает очень
мощным оружием
.
(Кузнецов
Б.Г. Пути физической мысли.
М„
1992.)

Для
данного текста характерна научная
терминология
:
пространство,
время, движение, теория относительности,
прямолинейное и равномерное движение,
сложение скоростей.
Преобладают
книжные слова и словосочетания:
научно-техническая
революция экспериментальные данные,
классические правила, парадоксальные
выводы, отвергнув, овладеть,
а
также слова с абстрактными значениями:
учение,
теория, обобщение, истолкование.
Слова
употребляются в прямом, номинативном
значении
,
эмоционально-оценочная лексика
отсутствует. Предложения носят
повествовательный

характер, преимущественно имеют
прямой порядок слов
.

Для
научного стиля характерны
точность, абстрактность, логичность,
объективность изложения.

Особенность
научного мышления заключается в точном,
однозначном выражении мысли. Динамика
мышления выражается в суждениях и
рассуждениях, которые следуют друг за
другом в строгой логической
последовательности. Анализ и синтез
как методы научного исследования тесно
взаимосвязаны, поскольку назначение
науки — вскрывать закономерности. Таким
образом, научное мышление принимает
обобщенный и абстрагированный характер.

Общими
специфическими чертами научного стиля
,
вытекающими из абстрактности и строгой
логичности научного мышления, являются:
точность изложения; обобщенность,
абстрактность изложения; логичность,
доказательность и объективность
изложения.

Требование
точности научной речи предопределяет
такую особенность словаря научного
стиля, как терминологичность.
В научной речи активно используется
специальная и терминологическая лексика.
В последнее время возросла роль
международной
терминологии

(особенно это заметно в экономической
сфере, например, менеджмент,
спонсор, секвестр, риэлтер
и
проч.). Возрастающая роль интернационализмов
в терминологической лексике свидетельствует,
с одной стороны, о тенденции к международной
стандартизации языка науки, а с другой
— является показателем «отстраненности»
средств научного стиля от общеупотребительной
лексики языка. Научный стиль не
обладает свойством общедоступности
.
Однако это не означает правильности
обратного утверждения: «чем непонятнее,
тем научнее». Псевдонаучный стиль
изложения, не подкрепленный информативностью,
является недостатком речи.

Стремление
к обобщению, абстракции проявляется в
научном стиле в преобладании
абстрактной лексики над конкретной.

Весьма частотными являются существительные
с абстрактными значениями: мышление,
перспективы, истина, гипотеза, точка
зрения, обусловленность
и
под.

Логичность
научной речи проявляется в композиционной
связности изложения. Соединение отдельных
частей научного высказывания осуществляется
при помощи специальных слов или групп
слов, отражающих этапы логического
изложения и являющихся средствами связи
мыслей в ходе рассуждения. Это
такие слова и словосочетания, как
:
таким
образом, поэтому, теперь, итак, кроме,
того, тем не менее, между тем, однако,
несмотря на, прежде всего, в первую
очередь, сначала, в заключение,
следовательно, в результате, далее,
другими словами, в связи с этим
и
др. Они
служат, как правило, не для связи слов
в предложении, а для связи частей целого
текста.

Близки
к ним словосочетания типа
:
следует
указать, интересно отметить, наблюдения
показывают, в данной работе, в последующем,
наибольший интерес представляет…
и
др. С их помощью осуществляется переход
от одной мысли к другой, выделяется
главное и т.п.

Стремление
к логичности изложения материала в
научной речи обусловливает активное
использование сложных
предложений союзного типа
,
в которых отношения между частями
выражаются однозначно, например: Иногда
достаточно провести 2-3 занятия, чтобы
восстановить плавную речь.
Наиболее
типичными сложноподчиненными предложениями
являются предложения с придаточными
причины и условия
,
например: Если
плохо работает предприятие или какое-то
его структурное подразделение, то это
значит, что здесь не все в порядке с
менеджментом.

Лексический
состав текстов научного стиля
характеризуется относительной
однородностью и замкнутостью, что
выражается в стандартизации языковых
средств, меньшем использовании синонимов.
Например, стандартными являются
обороты
:
речь
идет о проблеме, следует заметить,
что…, данные приводят к следующим
выводам…, выводы носят предварительный
характер, из сказанного ранее вытекает…,
перейдем к рассмотрению…
и
т.д. По степени стандартизации научный
стиль уступает место лишь официально-деловому
стилю.

В
научном функциональном стиле отсутствует
разговорная и просторечная лексика
.
Этому стилю в меньшей степени свойственна
оценочность. Оценки используются, чтобы
выразить точку зрения автора, сделать
ее более понятной, доступной, пояснить
мысль, и в основном имеют рациональный,
а не эмоционально-экспрессивный характер.
Научному стилю речи чужда
эмоционально-экспрессивная окрашенность
,
поскольку она не способствует достижению
точности, логичности, объективности и
абстрактности изложения. Не только
неуместно, но и комично звучат высказывания
типа: Бесподобный
метод интегрирования…; Интеграл ведет
себя вполне прилично…; Решение задачи
дрожало на кончике пера…
Однако,
как отмечают ученые, в некоторых жанрах
научной речи, таких, например, как
полемические статьи, лекции,
научно-популярные доклады, могут
встречаться экспрессивные средства
языка, используемые как средство усиления
логической аргументации.

В
научном стиле речи максимально
демонстрируется отстраненность автора,
объективность излагаемой информация.
Это выражается в использовании
обобщенно-личных и безличных конструкций,
например: считается,
известно, есть основания полагать,
предположительно, можно сказать, следует
подчеркнуть
и
т. п.

Основные черты
научного стиля:

• активное
использование специальной и
терминологической лексики;

• преобладание
абстрактной лексики над конкретной;

• отсутствие
разговорной и просторечной лексики;

• неупотребительность
слов с эмоционально-экспрессивной и
оценочной окраской.

Отличительной
особенностью письменной научной речи
является то, что тексты могут содержать
не
только языковую информацию, но и различные
формулы, символы таблицы графики и

т. п. В большей степени это характерно
для текстов естественных и прикладных
наук: математики физики, химии и др.
Однако практически любой научный текст
может содержать графическую информацию.

Выделяют
следующие разновидности
научного стиля
,
представленные в различных
жанрах научных текстов
:

• собственно
научный (монография, статья, доклад,
курсовая работа, дипломная работа,
диссертационная работа);

• научно-информативный
(реферат, аннотация, конспект, тезисы,
патентное описание);

• научно-справочный
(словарь, справочник, каталог);

• научно-учебный
(учебник, методическое пособие, лекция,
конспект, аннотация, устный ответ,
объяснение);

• научно-популярный
(очерк, книга, лекция, статья).

Собственно
научная литература отличается тем, что
она создается специалистами для
специалистов. Ее цель — выявление и
изучение закономерностей связи между
явлениями и процессами. В круг целей
научного исследования входит также
раскрытие специфики объекта науки,
создание типологии, объяснение явлений,
описание функций, систематизация и
обобщение фактов и пр.

Научно-учебная
литература отличается от собственно
научной тем, что ее задача — донести до
читателя учебный предмет, а не науку в
целом. Это проявляется прежде всего в
особом отборе материала, целенаправленности
изло­жения знаний, расчетом на
читателя-неспециалиста.

В
научно-популярной литературе изложение
очень близко к общелитературному. Ее
основная задача — в популярной, доступной
и понятной неспециалисту форме ознакомить
читателя с научными знаниями, привлечь
его внимание к научной проблеме. В связи
с этим в научно-популярной литературе
используются языковые средства, которые
неуместны в собственно научном стиле
(средства образности, выразительности,
оценочности). Кроме того, научно-популярные
тексты создаются специалистами для
неспециалистов, что определяет и отбор
материала, и систему доказательств, и
манеру изложения. Различают так называемые
первичные
жанры
научных текстов

—оригинальные тексты (научная статья,
доклад, диссертация, дипломная работа,
монография) и
вторичные жанры научных текстов
,
составляющиеся на основе уже имеющихся
опорных текстов, чаще всего оригинальных
(реферат, аннотация, конспект, тезисы).
Тезисы,
однако, могут быть и оригинальным научным
произведением.

При
всем жанровом разнообразии научные
тексты строятся по единой логической
схеме:

•Тезис
— утверждение, которое необходимо
обосновать. Тезис включает в себя предмет
речи (то, о чем говорится в тексте) и
главный анализируемый признак (то, что
говорится об этом предмете);

• Аргументация
тезиса, приведение доводов, оснований.
Количество аргументов зависит от жанра
и объема научного текста;

• Иллюстрации
— примеры, подтверждающие выдвинутые
теоретические положения; используются
для более полной и наглядной аргументации
тезиса;

• Вывод
(резюме) — содержит аналитическую оценку
проведенного исследования, полученных
результатов; отражает перспективу
дальнейших изысканий.

В
большинстве случаев научный стиль
реализуется в письменной форме речи.
Однако с развитием средств массовой
информации, с ростом значимости науки
в современном обществе, увеличением
числа различного рода научных контактов
(конференции, симпозиумы, семинары и
др.) возрастает роль устной формы научной
речи. Это лекции, доклады, сообщения,
выступления, вопросы и реплики в научной
дискуссии.

Овладение
научным стилем речи в его письменной и
устной формах — необходимое условие
профессиональной подготовки технических
специалистов.

Leave a Comment