2.3. Методика учебного процесса.

2.3. Методика учебного процесса.

2.3.1.
Методика учебного процесса включает
основные виды учебных занятий, организацию,
структуру и особенности их проведения
в вузе.

2.3.2.
Основными
видами учебных занятий являются лекции,
семинары, практические занятия,
консультации, контрольные работы,
рефераты, научно-практические конференции,
индивидуальные собеседования,
самостоятельная работа, курсовые работы,
выпускные квалификационные работы
(дипломные работы или дипломные проекты),
практики.

2.3.3. Лекции
составляют
основу теоретического обучения студентов.
Они должны давать систематизированные
основы научных знаний по учебной
дисциплине, раскрывать современное
состояние и перспективы развития
конкретной области науки, концентрировать
внимание обучающихся на наиболее сложных
вопросах, стимулировать их активную
познавательную деятельность, формировать
творческое мышление.

Лекции читают
доктора наук, профессора, кандидаты
наук, доценты, а также преподаватели,
имеющие большой опыт работы в вузах.
Для чтения отдельных лекций могут
привлекаться также ведущие
специалисты-практики.

Лекция состоит из
введения, двух-трех учебных вопросов и
заключения. Содержание лекции должно
соответствовать учебной программе.

Введение определяет
тему, план, цели лекции, основную и
дополнительную литературу. Введение
должно быть кратким и целенаправленным
(не более 5 минут).

Содержание
учебных
вопросов является основной частью
лекции, в которой реализуются научное
содержание темы, ее главные проблемы,
приводится система доказательств с
использованием наиболее целесообразных
методических приемов. Изложение каждого
учебного вопроса заканчивается кратким
выводом, логически подводящим студентов
к следующему вопросу лекции.

Заключение
(как правило,
3–5 минут) имеет целью обобщить основные
идеи лекции, сформулировать краткие
выводы, дать рекомендации для
самостоятельного изучения основных
проблем лекции, основной и дополнительной
литературы. Кроме того, преподаватель
должен отвести время для ответа на
вопросы, которые могут возникнуть у
студентов в процессе изложения материала
лекции.

Виды лекций.

Вводная лекция
предваряет изучение учебной дисциплины,
играет роль своеобразного путеводителя
по учебной программе, вводит студентов
в учебный курс, позволяет им правильно
сориентироваться в нем, нацеливает на
самостоятельное изучение основной и
дополнительной литературы, открывает
перед обучающимися общие перспективы
изучения учебной дисциплины.

Обзорная лекция
читается
перед студентами в конце изучения
учебной дисциплины, в преддверии зачета
или экзамена. Она знакомит обучающихся
с основными, наиболее сложными проблемами
учебного курса.

Установочная
лекция нацеливает
студентов на самостоятельное изучение
основных научных проблем учебной
дисциплины, знакомит с ее назначением
и содержанием, определяет основные
категории и понятия учебного курса,
нацеливает обучающихся на изучение
рекомендуемой основной и дополнительной
литературы.

Заключительная
лекция
завершает
изучение учебной дисциплины, подводит
итоги, ориентирует студентов в перспективах
дальнейшего самостоятельного изучения
учебного курса.

      1. Семинарские
        занятия

        проводятся
        по наиболее сложным вопросам (темам,
        разделам) учебной программы с целью
        углубленного изучения учебной
        дисциплины, привития обучающимся
        навыков самостоятельного поиска и
        анализа учебной информации, формирования
        и развития у них научного мышления,
        умений и навыков публично выражать
        свои мысли, аргументированно и
        доказательно отстаивать свою точку
        зрения, грамотно строить речь. На
        семинарских занятиях осуществляется
        текущий контроль знаний, полученных
        студентами на лекциях и в процессе
        самостоятельной работы над учебным
        материалом.

Формы
семинарского
занятия
:
вопросно-ответный семинар, семинар-дискуссия,
семинар-беседа, семинар – «круглый
стол», семинар – пресс-конференция,
семинар-диспут, семинар-коллоквиум и
др.

Продолжительность
семинарского занятия составляет, как
правило, 2–4 академических часа.

Методика проведения
семинарского занятия включает в себя
вступительное (вводное) слово преподавателя
– 3–5 минут (формулировка целей и задач,
показ места и значения изучаемой темы,
обоснование ее актуальности и связи с
предыдущим учебным материалом, определение
порядка проведения семинара, изучение
степени подготовленности обучающихся
к нему); обсуждение двух-четырех учебных
вопросов (выступления студентов по
учебным вопросам, дискуссия по актуальным
теоретическим и практическим проблемам,
относящимся к теме семинара, дополнения
и замечания студентов и преподавателя);
заключительное слово преподавателя –
10–20 минут (общая оценка семинара,
реализация его дидактических и
воспитательных целей, подробный анализ
выступлений обучающихся и их оценка,
ответы на поставленные студентами
вопросы, рекомендации по дальнейшему
изучению темы).

2.3.5.
Практические
занятия

проводятся
с целью формирования у студентов умений
и навыков решения учебных задач,
выполнения заданий, подготовки расчетов,
разработки и оформления документов,
овладения иностранными языками и
компьютерными технологиями. Главным
содержанием практических занятий
является связь теории с практикой,
выработка у студентов навыков применения
теоретических знаний в решении
практических вопросов будущей
профессиональной деятельности.

Основные формы
практических занятий
:
ролевая форма, экспертная форма, тренинги,
упражнения и др. Они могут носить как
индивидуальный, так и групповой характер.

К каждому
практическому занятию преподаватель
разрабатывает методические рекомендации,
которые должны быть нацелены на
формирование и развитие у студентов
профессиональных навыков и умений путем
непосредственного многократного
применения полученных знаний в учебных
и ролевых ситуациях.

      1. Консультации
        являются
        одной из форм руководства учебной
        работой студентов и предназначаются
        для оказания им помощи в самостоятельной
        работе по изучению дисциплин учебного
        плана.

Основными формами
консультаций являются вводные,
тематические, предэкзаменационные,
консультации-собеседования и др.
Консультации могут носить групповой и
индивидуальный характер.

Каждая из форм
предполагает качественную подготовку
преподавателя и составление плана
проведения консультации. Содержание и
структура консультации зависит от ее
формы, темы, вопросов, состава
консультируемых, выявленных недостатков
и упущений при изучении студентами
учебного материала.

2.3.7. Контрольные
работы (задания)

выполняются
студентами всех форм обучения в виде
письменных ответов на вопросы или
решения задач. Тематика контрольных
работ (заданий) и методические рекомендации
по их выполнению разрабатываются
кафедрой. Студенты заочной формы обучения
выполняют контрольные работы (задания)
в межсессионный период.

2.3.8. Реферат,
являясь кратким
изложением в письменном виде содержания
той или иной проблемы, а также докладом
на определенную тему, разрабатывается
на основе тщательного изучения
первоисточников, специальной и
монографической литературы, обобщения
фактического материала. Рефераты пишут
студенты всех форм обучения.
Студенты,
обучающиеся по заочной форме, выполняют
реферат в межсессионный период по
дисциплинам, по которым не предусмотрены
контрольные работы (задания).

2.3.9.
Научно-практические
конференции

проводятся,
как правило, на завершающем этапе
изучения дисциплины или курса с целью
углубления полученных знаний, выработки
у студентов умений и навыков
научно-исследовательской работы,
самостоятельного сбора, анализа и
обобщения информационного материала,
подготовки докладов и сообщений,
публичных выступлений и ведения научных
дискуссий.

2.3.10. Индивидуальное
собеседование

проводится
для выявления качества усвоения
студентами учебного материала по
дисциплине и в случае пропуска ими
занятий. Оно может проводиться также в
целях оценки текущей успеваемости
студентов. Индивидуальное собеседование
проводится преподавателем во внеаудиторное
время.

В случае пропуска
занятий декан факультета допускает
студентов к зачетам и экзаменам только
после положительного результата
индивидуального собеседования по всем
пропущенным занятиям.

Индивидуальное
собеседование по пропущенным без
уважительной причины занятиям является
дополнительной образовательной услугой,
оказываемой вузом по желанию студента
за плату в порядке, определенном приказом
ректора

2.3.11.
Самостоятельная
работа

является
обязательной составной частью учебной
работы студентов и имеет целью закрепление
и углубление полученных знаний и навыков,
а также формирование культуры умственного
труда и самостоятельности в поиске и
приобретении новых знаний.

Основными формами
самостоятельной работы

студентов являются: подготовка к
семинарским и практическим занятиям;
просмотр и прослушивание видео- и
аудиолекций; доработка конспектов
лекций; подбор, изучение, анализ и
конспектирование рекомендуемой
литературы; консультация с преподавателем
по сложным вопросам; подготовка к
экзаменам и зачетам; выполнение заданий,
написание рефератов, контрольных,
курсовых и дипломных работ; участие в
научной работе; поиск и анализ
дополнительной информации по учебным
дисциплинам и др.

Важнейшей формой
самостоятельной работы студентов
является изучение ими положений, тем и
разделов, предусмотренных тематическим
планом или рекомендованных преподавателем
для самостоятельного изучения.

2.3.12. Курсовая
работа

относится
к активным видам учебного процесса.
Выполнение курсовой работы имеет
целью более глубокое и творческое
изучение основных учебных дисциплин
общегуманитарного и социально-экономического,
общепрофессионального и специального
циклов, привитие студентам навыков
самостоятельно применять полученные
знания для комплексного решения
конкретных практических задач, овладение
студентами методами проведения научных
исследований. Курсовые работы выполняются
по дисциплинам, имеющим наиболее важное
значение для профессиональной подготовки
студентов по данной специальности и
специализации.

По циклу
общегуманитарных и социально-экономических
дисциплин курсовая работа выполняется
по одной из дисциплин, изучаемых в 1-2
семестрах. Количество курсовых работ
определяется учебным планом.

Темы курсовых
работ разрабатываются преподавателями
в соответствии с основным содержанием
конкретной учебной дисциплины,
рассматриваются и утверждаются на
заседании кафедры.

Задание на курсовую
работу разрабатывает кафедра. Для
подготовки курсовой работы назначается
руководитель. Курсовая работа выполняется
студентом в часы самостоятельной работы.
По результатам защиты курсовой работы
студенту выставляется оценка по
четырехбалльной системе.

При получении
неудовлетворительной оценки студент
выполняет работу по новой теме или
перерабатывает прежнюю в сроки,
устанавливаемые деканом факультета.

Решением заведующего
кафедрой как курсовая работа может быть
зачтена научная работа, качественно
выполненная студентом в научном кружке
на актуальную тему.

Leave a Comment