3. Понятие и содержание исполнительной власти.

3. Понятие и содержание исполнительной власти.

Исполнительная
власть

является ветвью государственной власти,
выраженной системой органов исполнительной
власти, осуществляющих государственное
управление делами общества, обеспечивая
его поступательное развитие на основе
законодательства РФ и самостоятельной
реализации государственно-властных
полномочий исполнительно-распорядительного
характера (Д.М.Овсянко).

Содержание
исполнительной власти:

исполнительно-распорядительная
деятельность по непосредственному
управлению всеми общественно значимыми
сторонами жизни государства. Эта
деятельность является подзаконной:
она должна осуществляться только на
основе и во исполнение законов.

Характерные черты исполнительной власти:

  • Исполнительная
    власть представляет собой относительно
    самостоятельную ветвь единой
    государственной власти РФ
    ,
    тесно взаимодействующую с законодательной
    и судебной её ветвями;

  • Исполнительная
    власть самостоятельна,
    но только в функционально-компетентном
    смысле
    ,
    т.е. исполнительную власть можно
    характеризовать в качестве подсистемы
    в рамках системы единой государственной
    власти или её механизма;

  • Исполнительная
    власть – непременный
    атрибут государственно-властного
    механизма
    ,
    построенного на началах разделения
    властей;

  • Исполнительная
    власть является проводником
    государственной политики в жизнь;

  • Исполнительная
    власть подзаконна
    по
    своему характеру и задачам;

  • Исполнительная
    власть объективирована
    в
    виде хорошо организованной системы
    органов исполнительной власти;

  • Деятельность
    исполнительной власти является
    исполнительно-распорядительной
    и носит постоянный,
    непрерывный

    во времени характер;

  • Исполнительная
    власть является исключительным
    обладателем

    материальных ресурсов и властных
    полномочий принудительного характера;

  • Исполнительная
    власть не
    может отождествляться

    с видом государственной деятельности,
    т.е. исполнительная власть не тождественно
    исполнительной деятельности;

  • Исполнительная
    власть по своей сути правоприминительна.

Соотношение административной власти и исполнительной

«Исполнительная
власть – это административная власть
в условиях правового государства,
демократически организованного общества»
(по Бахраху).

Однако
другие ученые считаю, что понятие
«административной власти» гораздо шире
понятия власти исполнительной

и не может быть с ней сопоставлено
(Дмитриев, Полянский, Трофимов). Они
объясняют это так: административная
власть не может быть признана частью
государственной власти (как исполнительная),
поскольку имеет место и в негосударственном
управленческом воздействии (в частности,
администрация предприятия осуществляет
административную власть в отношении
работников этого предприятия).

Вопрос 4:

Система
российского права состоит из отраслей
права, которые отличаются друг от друга
своим предметом
(объектом ) регулирования
,
под которым понимается общественные
отношения, которые складываются в той
или иной сфере.

Предмет
АП

– общественные отношения, носящие
организационно-управленческий характер,
т. е. отношения направленные на управление
какими-либо общественными процессами
или явлениями с целью их организации,
приведения в стабильное, функционирующее
состояние.

Виды
социального управления:


государственное


общественное


муниципальное (регулируются муниципальным
правом)


основанное на нормах морали, обычаев и
традиции (у мусульман это свадьба и
похороны).

Именно
первые два вида и регулируются АП.

Административно-правовые
отношения

Повседневные
отношения (общественные
): Государственные
отношения
:


соблюдение ПДД (правил дорожного
— установление режима Гос.
Границы;

движения);

— правила введения чрезвыч. или военного


обращение в паспортный стол;
положения;


уплата штрафа за безбилетный проезд
— установление системы и
структуры органов

государственного
управления

Полянский,
Дмитриев, Трофимов: предмет
АП

– это отношения возникающие в связи с
управленческой деятельностью
(администрированием), по поводу
взаимодействия управляющих субъектов
(администраций) и управляемых.

Особенность
управленческих отношений,
которые
возникают в сфере АП:

1)
государственные, т. е. отношения
возникновение, прекращение, изменение
которых связано с государственными
интересами;

2)
связаны с исполнительной властью, т. е.
призвано определять способы и формы
осуществления исполнительных функций
в исполнительной ветви власти на всех
национально-государственных и
территориальных уровнях России;

3)
это властеотношения, которые возникают
в процессе формирования и функционирования
государственной администрации.

Итак,
доктрина АП подчеркивает связь предмета
АП с государственным управлением,
исполнительной властью, функционированием
государственной администрации
(управление) + общественные отношения
(МСУ, внутри государственных органов
не являющихся исполнительными).

Предмет
АП можно поделить на 2 сегмента

отношения
власти и подчинения :
управленческие отношения внутри системы

неравенство
субъектов, государство в гос.
управления

лице
органов и личность

Предмет
АП

– урегулированные нормами права
общественные отношения, возникающие в
сфере государственного управления, т.
е. отношения, связанные с реализацией
государственной и муниципальной властью
в лице их исполнительной ветви
непосредственного управляющего
воздействия на общественные процессы
и явления в целях соблюдения публичных
интересов и достижения социально-полезных
результатов в различных областях
жизнедеятельности общества, обеспечивающих
его стабильное прогрессивное развитие.

АП
– совокупность норм права, регулирующих
определенные общественные отношения,
являющиеся предметом АП.

Систематизация
норм АП осуществляется в основном по
двум основным критериям:

  1. По
    масштабу применения:

Общая
часть Особенная часть:

Содержит
перечень органов, закрепляет Содержит
68 отраслевых

принципы
АП и общие положения полномочий +

разбивает
органы по группам:

  1. Межотраслевые
    ОГУ: управление в области тарифов,
    статистики, эк. деятельность и т.д.

  2. Административно-политическая
    сфера : ФСБ, УВД и т.п.

  3. Экономическая
    сфера: финансы, транспорт, с/х т.п.

  4. Социально-культурная
    сфера: образование и наука, здравоохранение
    и т.п.

  1. По
    признаку единства предмета правового
    регулирования:

объединение
административно- правовых норм в

институты
: подотрасли:


государственная служба;
— информационное
право;


органы государственного управления;
— таможенное право;


административная ответственность;
— лицензионное право;


охрана собственности административно-

правовыми
методами;


множество предметных институтов
особенной части (охрана гос. границы,
институт адвокатуры и нотариата, институт
исполнительного производства, институт
приватизации, и др. )

Leave a Comment