3.Теории психического развития в зарубежной психологии (ж. Пиаже, л. Кольберга и э.Эриксона).

3.Теории психического развития в зарубежной психологии (ж. Пиаже, л. Кольберга и э.Эриксона).

С точки зрения
швейцарского психолога Ж. Пиаже,

интеллект, как и любая другая живая
структура, не просто реагирует на
раздражитель, он растет, меняясь и
адаптируясь к миру. Собственно, цель
развития — это адаптация к среде. Ж.
Пиаже предположил, что различия между
детьми и взрослыми не ограничиваются
объемом знаний, но объясняются различиями
в способах познания.
По
мнению Пиаже, интеллект не является ни
чистой грифельной доской, на которой
могут быть записаны знания, ни зеркалом,
отражающим воспринимаемый мир. Если
получаемые человеком сведения,
перцептивные образы или субъективные
переживания соответствуют структуре
его интеллекта, то эти сведения, образы
и переживания «понимаются», или, на
языке Пиаже, ассимилируются. Если же
информация не соответствует структуре
интеллекта, он отвергает ее (а в случае,
когда его структура готова к изменению,
она приспосабливается к новой информации).
В терминологии Пиаже ассимиляция — это
интерпретация нового опыта исходя из
существующих ментальных структур без
какого-либо их изменения. С другой
стороны, аккомодация — это изменение
существующих ментальных структур в
целях объединения старого и нового
опыта.По Ж.
Пиаже, процесс уравновешивания (достижения
равновесия между средой и внутренними
структурами) лежит в основе человеческой
и, фактически, любой биологической
адаптации. Для Пиаже развитие интеллекта
является просто важным примером
биологической адаптации. Он считал, что
эти инвариантные функции адаптации, т.
е. ассимиляция и аккомодация,образуют
основу человеческой интеллектуальной
адаптации к внешней среде и позволяют
выжить человеку как виду.

Теория нравственного
развития Л. Кольберга
.Он
выделил 6 стадий нравственного развития,
развертывающихся в строгой последовательности
аналогично когнитивным стадиям Пиаже.
Переход от одной нравственной стадии
к другой – результат развития как
когнитивных навыков, так и способности
к эмпатии (способность
к сопереживанию и сочувствию). Кольберг
не связывает свои стадии с рамками
определенного возраста. В то время как
большинство людей в своем нравственном
развитии достигает, по крайней мере,
третьей стадии, другие остаются
нравственно незрелыми на протяжении
всей жизни.Первый
уровень (возраст 4-10 лет) —доконверц.(доморальный)

На этом уровне ребенок
реагирует уже на культурные правила и
масштабы «хорошего» и «плохого»,
«справедливого» и «несправедливого».

Второй уровень (возраст
10-13 лет) – конвенциональной (общепринятой)
морали.

На этом уровне самоцелью
является исполнение ожиданий собственной
семьи, группы или нации, без оглядки на
непосредственные или очевидные
последствия. Происходит  осознание
правила поведения  в обществе  и
принятых в нем ценностей. Общественное
признание становится важнее личных
интересов.

Третий уровень (возраст
от 13 лет)- постконв. (автономной морали)

На этом уровне господствует
очевидное старание определять моральные
ценности и принципы, которые имеют
значение и применяются независимо от
авторитета групп и личностей, которые
представляют эти принципы, и независимо
от идентификации индивидуума с этими
группами.(Личность формирует собственные
критерии нравственности.Она оценивает
по ним события и поступает исходя из
своих  моральных представлений.) 

По мнению Колберга, только
единицы достигают такой стадии морального
совершенства.

Каждая стадия не проходит
бесследно, а просто дополняется
следующей.  Возраст прохождения
стадий условен и может варьироваться
в зависимость от развития интеллекта.
Большинство людей, по мнению Колберга,
останавливается на четвертой стадии
морального совершенствования.

Теория морального развития
Колберга была полностью подтверждена
не только его экспериментальными
исследованиями, но и работами его
последователей. И не смотря на то, что
она имеет много недостатков  — внесла
весомый вклад в психологию развития
человека.

Эпигенетическая
модель Э.Эриксона

— первая, описывающая цикл человеческой
жизни от рождения до смерти.Э. описал
восемь стадий личностного развития,
каждая из которых состоит из психологических,
биологических и социальных компонентов
и соответствующих изменений
эго-идентичности.
Проблема,
встающая перед индивидом в его социальном
развитии, создает кризисную ситуацию.
Кризис
– поворотный момент развития, из которого
человек может выйти как более
адаптированным, так и более ослабленным.
Успешное разрешение кризиса связано с
установлением определенного компромисса
между противоположными состояниями
сознания. Благоприятный результат –
включение в эго нового позитивного
качества, неблагоприятный – встраивание
негативного компонента. Неразрешенная
задача переносится на следующую стадию,
где справиться с ней гораздо труднее.
Являясь переломным моментом в жизни
человека, кризис позволяет овладеть
новыми навыками и освоить новые отношения.
Расширение радиуса значимых отношений,
формирует способность человека осмысленно
воспринимать окружающую действительность,
себя и мнения других людей о себе, как
целостность.
Стадии
(возраст, полярные качества, результат
прогрессивного развития):
1.
младенчество (0-1): базовое доверие к миру
– недоверие к миру( энергия, жизненная
радость);
2.
раннее детство (1-3): самостоятельность
– стыд, сомнения (независимость);
3.
детство (3-6): инициатива – пассивность,
вина (целеустремленность);
4.
школьный возраст (6-12): компетентность
– неполноценность (овладение зун);
5.
отрочество, юность (12-20): идентичность
– непризнание (самоопределение,
преданность, верность);
6.
ранняя зрелость (20-25): близость – изоляция
(сотрудничество, любовь);
7.
средний возраст (25-65): продуктивность
застой (творчество, заботы);
8.
поздняя зрелость (после 65): целостность
личности – отчаяние (мудрость).

Leave a Comment