7. Возникновение государств в Афинах и Спарте. Реформы Тезея.

7. Возникновение государств в Афинах и Спарте. Реформы Тезея.

в
IX-VIII вв. дон. э. в Аттике наблюдаются
признаки разложения родового строя,
социальная дифференциация населения
и появление первых признаков
государственности. Рождение полисной
организации началось в Аттике с
преобладания Афин среди других родовых
поселков. Расположенные в центре
плодородной долины, удобной для
земледелия, Афины располагали запасами
качественной глины и наладили керамическое
производство. Афины, находящиеся в 5 км
от моря, укрытые от нападений пиратов,
располагали довольно мощными укреплениями
на скалистом Акрополе и могли обеспечить
безопасность жителей Аттики в большей
степени, чем какой-либо другой поселок.
Вокруг Афин начинается объединение
(синойкизм), частью добровольное, частью
насильственное, всех родовых общин
Аттики. Такое объединение, по преданию,
завершил афинский герой Тезей. Тезей
уничтожил органы управления (т. е. советы
старейшин и должностных лиц) во всех
родовых поселках, всеми делами в Аттике
стал распоряжаться совет старейшин из
басилеев, находившийся в Афинах. Местный
культ богини Афины — покровительницы
города — стал общеаттическим культом.
В ее честь был учрежден религиозный
праздник Панафинеи, торжественно
справлявшийся всем населением. В Афины
были переселены многие знатные роды из
других поселков, что привело к увеличению
городского населения. Сюда же были
переведены святилища местных аттических
божеств, в частности бога морей Посейдона,
почитавшегося в приморских районах
Аттики, богини земледелия Деметры,
почитаемой в Элевсине, и др.Процессы
имущественной и профессиональной
дифференциации афинского общества
привели к выделению трех социальных
групп: родовой знати, получившей название
эвпатридов, основной массы населения
— земледельцев-геоморов и
ремесленников-демиургов. Укрепление
экономического положения знати, ее
консолидация в господствующий слой
общества, распоряжение органами
управления означало, с одной стороны,
разложение родовой организации как
таковой, с другой — показывало, что
эвпатриды умело использовали родовые
традиции и остатки родовых отношений
для поддержания своего господства в
новых условиях.Государство Спарта
возникло в VIII-VII вв. до н.э. в Лаконике и
Мессении. Особенностью исторического
развития Спарты и ее отличие от развития
Афин являлось становление государства
путем насильственного фактора. Спарта
была окружена горными хребтами, что
препятствовало развитию торговли и
товарно-денежных отношений, поэтому
для жителей Спарты было необходимо
установить господство над окружающими
народами, впоследствии порабощенными
спартиатами.В Спарте, как и в Афинах,
государственный строй воплощал в себе
основные принципы полисного устройства.
Поэтому в обоих этих полисах можно
видеть некоторые общие основы: —
сосредоточение политической жизни в
рамках гражданского коллектива, — наличие
античной формы собственности как
коллективной собственности граждан, —
тесная связь политической и военной
организации гражданства, — республиканский
характер государственного устройства.
Однако между государственным строем
Афинского и Спартанского полисов
существовали и глубокие различия. В
Афинах государственный строй оформился
как развитая система демократической
республики, в Спарте государственный
строй носил ярко выраженный олигархический
характер.Аристократический характер
государственного устройства Спарты не
был случайным стечением обстоятельств,
а вырастал из особенностей
социально-экономических отношений.
Господство натурального производства,
слабое развитие ремесел и торговли,
военный характер спартанского общества
обусловили своеобразие политического
устройства Спарты, повышение роли
органов военного управления и воспитания,
малочисленность органов собственно
гражданского управления.

Leave a Comment