9.4. Методы и инструменты денежно-кредитной политики

9.4. Методы и инструменты денежно-кредитной политики

Прямое и косвен­ное регулирование денежно-кредитной сферы

В
рамках денежно-кредитной политики
применяются методыпрямого икосвен­ного регулирования
денежно-кредитной сферы.Прямые
методы
имеют характер административных
мер в форме различ­ных директив
центрального банка, касающихся объема
денежного предложенияи
цены на финансовом рынке. Реализация
этих мер дает наиболеебыстрый
эффект с точки зрения контроля
централь­ного банказа
ценой или максимальным объемом
депозитов и кре­дитов,особенно
в условиях экономического кризиса.
Однако со временемпрямые
методы воздействия в случае
«неблагоприятно­го» с точки зрения
хозяйствующих субъектов воздействия
на их деятельность могут вызвать перелив,
отток финансовых ресурсов в «теневую
экономику» или за рубеж.

Косвенные
методы
регулирования денежно-кредитной
сфе­ры воздействуют на мотивацию
поведения хозяйствующих субъ­ектов
с помощью рыночных механизмов. Естественно,
что эффек­тивность использования
косвенных методов регулирования тесно
связана со степенью развития денежного
рынка. В переходных экономиках, особенно
на первых этапах преобразований,
исполь­зуются как прямые, так и
косвенные инструменты с постепенным
вытеснением первых вторыми.

П

Общиеи селективные методы денежно-кредитного регулирования

омимо деления методов денежно-кре­дитного
регулирования напрямые икос­венные
различают такжеобщие иселек­тивные
методы осуществления денеж­но-кредитной
политики центральных банков.

Общие методы являются
преимущественно косвенными, оказывающими
влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют
конкретные виды кредита и имеют в
основном директивный характер. Их
назначение связа­но с решением частных
задач, таких, например, как ограничение
выдачи ссуд некоторыми банками или
ограничение выдачи от­дельных видов
ссуд, рефинансирование на льготных
условиях от­дельных коммерческих
банков и т.д. Используя селективные
ме­тоды, центральный банк сохраняет
за собой функции централизо­ванного
перераспределения кредитных ресурсов.
Подобные функ­ции несвойственны
центральным банкам стран с рыночной
эконо­микой. Применение в практике
центральных банков селектив­ных
методов воздействия на деятельность
коммерческих банков типично для
экономической политики, проводимой на
стадии циклического спада, в условиях
резкого нарушения пропорций воспроизводства.

В

Инструменты денежно-кредитного регулирования

мировой экономической практике
центральные банки используют следую­щиеинструменты денежно-кредитного
регулирования в рамках монетарной
политики:

  • изменение норматива обязательных
    резервов или так на­зываемых «резервных
    требований»;

  • процентная политика Центрального
    банка, то есть измене­ние механизма
    заимствования средств коммерческими
    банками у
    центрального банка или
    депонирования средств коммерческих
    банков
    в центральном банке;

  • операции
    на открытом рынке с государственными
    ценны­ми бумагами.

О

Обязательные резервы

бязательные резервы представляют
со­бой процентную долю от обязательств
коммерческого банка. Эти резервы
коммерческие банки обязаны хранить в
Центральном банке. Историче­ски так
сложилось, что обязательные резервы
рассматривались Центральными банками
как экономический инструмент, призван­ный
обеспечить коммерческим банкам
достаточную ликвидность.А
в случае массового изъятия депозитов,
предотвратить неплатеже­способность
коммерческих банков и тем самым защитить
интересыего клиентов,
вкладчиков и корреспондентов. Однако
в настоящеевремя изменение
нормы обязательных резервов коммерческих
бан­ков или резервных требований
используется как наиболее простой
инструмент, применяемый в целях наиболее
быстрой коррекции Денежно-кредитной
сферы. Механизм действия этого инструмента
Денежно-кредитной политики заключается
в следующем:

• если Центральный банк увеличивает
норму обязательных
резервов, это
приводит к сокращению свободных резервов
банков,
которые они могут использовать
для проведения ссудных опера­ций.
Соответственно, это вызывает
мультипликационное умень­шение
денежного предложения;

• при уменьшении нормы обязательных
резервов происходит
мультипликационное
расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной
политики является, по мнению специалистов,
занимающихся данной проблемой, наиболее
мощ­ным, но достаточно грубым, поскольку
затрагивает основы всей банковской
системы. Даже незначительное изменение
нормы обя­зательных резервов способно
вызвать значительные изменения в объеме
банковских резервов и привести к
изменениям в кредит­ной политике
коммерческих банков.

ИЗ
РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: Использование
Центральным банком

РФ обязательных резервных

требований как инструмента

денежно-кредитной политики

Создание минимальных резервов
как инструмента денежно-кредитной
политики и регулирования
ликвидности коммерческих банков —
один из самых противоречивыхпроцессов,
используемых ЦБ РФ. Формирование
резерва в изве­стной мере гарантирует
соблюдение ликвидности коммерческого
банка. Однако вся суммаобразованного
резерва используется только при
прекращении дея­тельности банка для
расчетов по его обязательствам. Таким
образом, формируе­мый в ЦБ РФ резервный
фонд является фондом всей банковской
системы России. Он служитдля
обеспечения ликвидности конкретного
банка, но еще в большей ме­ре совокупной
банковской ликвидности.

Политика минимальных резервов
Банка России дифференцирована в
зави­симости от вида привлеченных
банками ресурсов и срока привлечения
средств. Размер обязательных резервов
устанавливается в процентном отношении
к сум­ме средств, привлеченных
коммерческими банками, а норма
резервирования оп­ределяется советом
директоров банка. «История» применения
Банком России данного инструмента
следующая.

На 1991 г. минимальный размер
обязательных резервов был установлен
в размере 2%. С 1 марта 1994 г. нормы
дифференцируются в зависимости от
сроч­ности ресурсов:

20% — по счетам до востребования;

15% — по срочным обязательствам.

С 1 мая 1995 г. шкала дифференцирования
была расширена:

по счетам до востребования и
срочным обязательствам до 30 дней — 20%;

срочным обязательствам сверх
30 и до 90 дней — 14%;

срочным обязательствам более
90 дней — 10%;

по средствам на счетах в инвалюте
— 1,5%.

Банк России в 1996 г., исходя из
конкретных задач денежно-кредитной
полити­ки, неоднократно изменял
нормативы обязательных резервов
кредитных организа­ций в сторону как
повышения, так и снижения. В целом за
год они снизились.

Нормативы обязательных резервов
на начало 1997 г. были:

по счетам до востребования и
срочным обязательствам до 30 дней
включи­тельно—16%;

по срочным обязательствам от 31
дня до 90 дней включительно — 13%;

по срочным обязательствам свыше
90 дней — 10%;

по средствам на счетах в иностранной
валюте — 5%.

Проблема резервирования средств
всегда была одной из самых острых в
дискуссиях на финансовые темы. Банки
резко протестовали против того, чтобы
значительная часть привлекаемых ими
денег оседала в ЦБ, приводя следующие
аргументы: высокие нормативы обязательных
резервов снижают доходы кредит­ных
учреждений, а значит, и их ликвидность.

В свою очередь, Банк России
неоднократно заявлял, что при высоком
уровне инфляции и других проявлениях
нестабильности финансового рынка, когда
день­ги выгоднее использовать на
спекулятивных операциях, резервные
требования всегда будут высокими. И их
снижение возможно только при появлении
предпосы­лок для кредитования
предприятий реального сектора.

С 1 мая 1997 г. совет директоров ЦБ
принял решение снизить нормативы
обя­зательных резервов для коммерческих
банков. Конкретно новые ставки с мая
1997 г. выглядели так:

по счетам до востребования и
срочным обязательствам резервные
требова­ния снизились с 16 до 14%;

по срочным обязательствам от 31
до 90 дней — с 13 до 11 %;

свыше 91 дня — с 10 до 8%.

Зато нормы резервирования по
средствам в иностранной валюте ЦБ
повы­сил с 5 до 6%.

Таким образом, Банк России
продолжил курс на выравнивание нормативов
для счетов в национальной
и иностранных валютах. И если учесть,
что валютные средства в банках размещаются,
как правило, на срок более 3 месяцев, то
для та­кого периода нормы резервирования
для рублевых и валютных средств уже
почти сравнялись.

В целях оказания помощи кредитным
организациям по повышению их лик­видности
для выполнения своих обязательств перед
клиентами Банком России в августе—сентябре
1998 г. принимались решения по снижению
и дифференциации нормативов обязательных
резервов кредитных организаций,
депонируемых в Банке России.
С 1 сентября 1998 г. были установлены
нормативы обязательных резервов
зависимости от доли ГКО в активах банков.

В долгосрочном плане Банк России
проводил политику, направленную на
по­степенное сближение нормативов
обязательных резервов по привлеченным
сред­ствам на счета в рублях и в
иностранной валюте для всех банков. В
ноябре 1998 г. Банк России
принял решение об установлении единого
норматива обязательных резервов по
привлеченным средствам в валюте
Российской Федерации и в иност­ранной
валюте в размере 5%.

В 1999 г. Банк России продолжил
работу по совершенствованию механизма
обязательных резервов и нормативной
базы, применяемой при формировании
кре­дитными организациями обязательных
резервов. А именно разработка механизма
Депонирования обязательных резервов
на корреспондентском счете кредитной
ор­ганизации, дальнейшее совершенствование
метода «усреднения».

В связи с увеличением избыточной
ликвидности на корреспондентских
сче­тах кредитных организаций Банк
России дважды (в марте и июне 1999 г.)
принимал Решение о
повышении норматива обязательных
резервов по привлеченным кре­дитными
организациями средствам.

Так, в марте 1999 г. совет директоров
Банка России принял решение об уве­личении
нормативов обязательных резервов по
привлеченным средствам юриди­ческих
лиц в валюте Российской Федерации,
юридических и физических лиц в иностранной
валюте с 5 до 7%. Был установлен единый
норматив обязательных резервов по всем
кредитным организациям, включая Сбербанк
России, по при­влеченным средствам
физических лиц в валюте Российской
Федерации во вклады (депозиты). В целях
стимулирования привлечения кредитными
организациями рублевых депозитов было
принято решение о сохранении норматива
обязатель­ных резервов по привлеченным
средствам физических лиц в валюте
Российской Федерации на уровне 5%.

В связи с продолжавшимся ростом
остатков средств на корреспондентских
счетах кредитных организаций в Банке
России в июне 1999 г. Банк России повысил
с 7 до 8,5% нормативы обязательных резервов
по привлеченным средствам юри­дических
лиц в валюте Российской Федерации,
юридических и физических лиц в иностранной
валюте. Также был увеличен с 5 до 5,5%
норматив по привлеченным средствам
физических лиц в валюте Российской
Федерации. В 2000 г. тенденции в динамике
и принципах нормативов обязательных
резервов сохранились. На ко­нец 2000 г.
нормативы обязательных резервов
дифференцировались по кате­гориям
вкладчиков и по видам валют на счетах,
а именно — по вкладам физичес­ких лиц
— 7%, по привлеченным
средствам юридических лиц и привлеченным
средствамюридических и
физических лиц в иностранной валюте —
10%. Целью такого родаизменения
нормативов обязательных резервов
является уменьшение излишней ликвидности
в российской банковской системе.

Процентная

политика Центрального банка

П
роцентная
политика Центрального банка может быть
представлена двумя направлениями: как
регулирование займов коммерческим
банкам и как его де­позитная политика.
Иначе говоря, это политика учетной
ставки или ставки рефинансирования.
Ставка рефинансирования озна­чает
процент, под который Центральный банк
предоставляет кре­диты финансово
устойчивым коммерческим банкам, выступая
как кредитор в последней инстанции.
Учетная ставка — процент (дисконт), по
которому центральный банк учитывает
векселя коммерческих банков, что является
разновидностью их кредито­вания под
залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку
рефинансирования) устанавливает
Центральный банк. Уменьшение ее делает
для коммерческих банков займы дешевыми.
При получении кредита коммерческими
банками увеличиваются резервы коммерческих
банков, вызы­вая мультипликационное
увеличение количества денег в обраще­нии.

И наоборот, увеличение учетной
ставки (ставки рефинансиро­вания)
делает займы невыгодными. Более того,
некоторые ком­мерческие банки, имеющие
заемные средства, пытаются возвра­тить
их, так как они становятся очень дорогими.
Сокращение банковских резервов приводит
к мультипликационному сокращению
денежного предложения.

Определение размера учетной
ставки — один из наиболее важ­ных
аспектов кредитно-денежной политики,
а изменение учетной ставки выступает
показателем изменений в области
кредитно-де­нежного регулирования.
Размер учетной ставки обычно зависит
от уровня ожидаемой инфляции и в то же
время оказывает на инфля­цию большое
влияние. Когда Центральный банк намерен
смягчить кредитно-денежную политику
или ее ужесточить, он снижает или повышает
учетную (процентную) ставку. Банк может
устанавли­вать одну или несколько
процентных ставок по различным видам
операций или проводить процентную
политику без фиксации про­центной
ставки. Процентные ставки Центрального
банка необяза­тельны для коммерческих
банков в сфере их кредитных отношений
со своими клиентами и
с другими банками. Однако уровень
офици­альной учетной ставки является
для коммерческих банков ориен­тиром
при проведении кредитных операций.

ИЗ
РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: Использование
Центральным

банком РФ процентных ставок
как инструмента денежно-кредитной
политики

Процентные ставки ЦБ РФ представляют
собой минимальные ставки, по ко­торым
Банк России осуществляет свои операции.
Ставка рефинансирования — инструмент
денежно-кредитного регулирования, с
помощью которого Централь­ный банк
Российской Федерации воздействует на
ставки межбанковского рынка, а
также ставки по кредитам и депозитам,
предоставляемым кредитными органи­зациям.
ЦБ РФ использует процентную политику
для воздействия на рыночные процентные
ставки в целях укрепления рубля.

На протяжении 1991—1995 гг. ставка
рефинансирования неоднократно
пере­сматривалась в диапазоне от 10
до 200% годовых, в зависимости от
экономичес­кой ситуации в стране. В
1997—1998 гг. Банк России определил в
качестве задачи в области
процентной политики постепенное снижение
процентных ставок в эко­номике до
уровня, стимулирующего неинфляционный
рост спроса на заемные ре­сурсы.

В то же время с октября 1997 г. по
август 1998 г. процентная политика Банка
России испытывала на
себе влияние условий, периодически
складывавшихся в различных секторах
финансового рынка как отражение
нескольких волн, в томчисле
кризиса мировых фондовых и валютных
рынков.

Приоритетным направлением
процентной политики Банка России стало
под­держание стабильного курса
национальной валюты и недопущение
системного банковского кризиса.

С целью защиты внутренней
финансовой системы и поддержания рынка
рубле­вых активов Банк России вынужден
был корректировать процентные ставки
по собст­венным кредитным и депозитным
операциям. Это увеличило амплитуду
колебаний процентных ставок,
что несколько нарушило формировавшийся
уже в 1997 г. кори­дор, образуемый ставками
Банка России по собственным операциям.

Ставка рефинансирования за
названный период выполняла роль важного
ин­дикатора денежно-кредитной политики
и до мая 1998 г. оказывала существенное
влияние на уровень депозитных ставок
в банках. Банк России оперативно прини­мал
решения, менявшие не только уровни
ставок, но и их соотношения, изменял
режим установления отдельных ставок:
он перешел к ежедневному установлению
ставок по обеспеченным кредитам
«овернайт», по операциям РЕПО, по приему
средств банков в депозиты Банка России.

Необходимость урегулирования
ситуации на финансовом рынке России
вызы­вала потребность во временном
ужесточении денежно-кредитной политики
и, преж­де всего, в корректировке
процентной политики. В частности,
повышение ставки ре­финансирования
было произведено в начале февраля 1998
г. (с 28 до 42%), в по­следней декаде мая
(с 30 до 50%, а затем до 150%), в конце июня (с
60 до 80%).

Повышение ставки рефинансирования
давало возможность объявить рынку
ориентиры нового уровня доходности
государственных ценных бумаг, что в
неко­торой степени способствовало
снижению давления на валютный рынок.
При оче­видных признаках улучшения
состояния денежного, валютного и
фондового рын­ков Банк России снижал
ставку рефинансирования. В 1998 г. Банк
России 9 раз пе­ресматривал ставку
рефинансирования, в том числе 5 раз в
сторону понижения, и с июля 1998 г.
она составляла 60% годовых.

Процентная политика Банка России
в 1999 г. заключалась в регулировании
процентных ставок по всем
операциям Банка России на денежном
рынке с целью поддержаниянеобходимого
уровня ликвидности банковской
системы. При этом Банк Россиистремился
к снижению процентных ставок в
реальном выражении. Эта тенденциясохранилась и в 2000 г.,
когда ставка рефинансирования сначала
была снижена с 33до 28%,
а с ноября 2000 года — до 25%.

Наряду с пересмотром ставки
рефинансирования изменялись проценты
за пользование ломбардным кредитом,
кредитом «овернайт», операциями РЕПО
и по привлеченным в депозиты в Банк
России средствам других банков.

Депозитные операции Банка
России

Депозитные операции Банк России
проводит с ноября 1997 г. в целях
регули­рования уровня банковских
резервов, что является также одним из
направлений процентной политики ЦБ РФ.
Ставки по этим операциям отражают
изменение спроса на свободные ресурсы
и соответствующую динамику рыночных
ставок. В 1998 г. Банку России, как правило,
удавалось удерживать эти ставки ниже
рыноч­ного уровня.

В 1999—2002 гг., в целях изъятия
излишней ликвидности Банк России
про­должал осуществлять операции по
привлечению в депозиты средств банков.

При этом Банк России регулирует
с помощью данных операций не только
краткосрочную ликвидность банков, но
и использует этот инструмент для
регули­рования ликвидности в
среднесрочном периоде.

Банк России и в дальнейшем будет
использовать депозитные операции как
инструмент оперативного изъятия излишней
ликвидности банковской системы в случае
возникновения ее избытка для повышения
сбалансированности спроса и предложения
в различных секторах финансового рынка.

Операции на открытом рынке

О
перации
Центрального банка на от­крытом рынке
в настоящее время явля­ются в мировой
экономической практике основным
инструментом денежно-кредитной политики.
Центральный банк продает или покупает
по заранее установленному курсу ценные
бумаги, в том числе государственные,
формирую­щие внутренний долг страны.
Этот инструмент считается наибо­лее
гибким при регулировании кредитных
вложений и ликвидно­сти коммерческих
банков.

Операции Центрального банка на
открытом рынке оказывают прямое
воздействие на объем свободных ресурсов,
имеющихся у коммерческих банков, что
стимулирует либо сокращение, либо
расширение кредитных вложений в
экономику, одновременно влияя на
ликвидность банков, соответственно
уменьшая или уве­личивая ее. Такое
воздействие осуществляется посредством
изме­нения Центральным банком цены
покупки у коммерческих бан­ков или
продажи им ценных бумаг. При жесткой
рестрикционной политике, направленной
на отток кредитных ресурсов с ссудного
рынка, Центральный банк уменьшает цену
продажи или увели­чивает цену покупки,
тем самым соответственно увеличивает
или уменьшает ее отклонение от рыночного
курса.

Если Центральный банк покупает
ценные бумаги у коммерче­ских банков,
он переводит деньги на их корреспондентские
счета, и таким образом
увеличиваются кредитные ресурсы банков.
Они начинают выдавать ссуды, которые в
форме безналичных реаль­ных денег
входят в сферу денежного обращения.
Если Централь­ный банк продает ценные
бумаги, то коммерческие банки со сво­их
корреспондентских счетов оплачивают
такую покупку, тем са­мым сокращают
свои кредитные ресурсы.

Операции на открытом рынке
проводятся Центральным бан­ком обычно
совместно с группой крупных банков и
других финан­сово-кредитных учреждений.

Схема проведения этих операций
такова.

• Предположим, что на денежном
рынке наблюдается изли­шек денежной
массы в обращении и Центральный банк
ставит за­дачу по ограничению или
ликвидации этого излишка. В этом слу­чае
Центральный банк начинает активно
предлагать государст­венные ценные
бумаги на открытом рынке банкам или
населе­нию, которые покупают
правительственные ценные бумаги через
специальных дилеров. Поскольку предложение
государственных Ценных бумаг увеличивается,
их рыночная цена падает, а про­центные
ставки по ним растут, и, соответственно,
возрастает их «привлекательность» для
покупателей. Население (через диле­ров)
и банки начинают активно скупать
правительственные цен­ные бумаги,
что приводит в конечном счете к сокращению
банков­ских резервов. Сокращение
банковских резервов, в свою очередь,
Уменьшает предложение денег в пропорции,
равной банковскому мультипликатору.
При этом процентная ставка растет.

• Предположим теперь, что на
денежном рынке — недостаток
денежных средств в обращении. В этом
случае Центральный банк проводит
политику, направленную на расширение
денежного предложения, а именно:
центральный банк начинает скупать
пра­вительственные ценные бумаги у
банков и населения по выгодно­му для
них курсу. Тем самым Центральный банк
увеличивает спрос на государственные
ценные бумаги. В результате их рыноч­ная
цена возрастает, а процентная ставка
по ним падает, что дела­ет казначейские
ценные бумаги «непривлекательными»
для их владельцев. Население и банки
начинают активно продавать госу­дарственные
ценные бумаги, что приводит в конечном
счете к уве­личению банковских резервов
и (с учетом мультипликационного эффекта)
— к увеличению денежного предложения.
При этом процентная ставка падает.

ИЗ
РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: Проведение
Центральным банком

РФ операций на открытом рынке
как инструмент денежно-кредитной
политики

Под операциями на
открытом рынке в РФ имеется в виду
купля-продажа Центральнымбанком
государственных ценных бумаг, прежде
всего облигаций. Эмитентомценных
бумаг является правительство РФ в
лице Министерства фи­нансов. ЦБ РФ
выполняет роль главного дилера и агента
по обслуживанию госу­дарственного
долга.

В начале 1992 г. ЦБ РФ совместно с
Министерством финансов начали подготов­ку
по созданию инфраструктуры современного
рынка государственных ценных бумаг.
При этом ставилась двуединая задача:
обеспечить неинфляционное финансирова­ние
дефицита бюджета и создать условия для
регулирования денежного обращения
экономическими методами. На рынке ценных
бумаг в 1993 г. начали обращаться
го­сударственные краткосрочные
облигации (ГКО) и казначейские обязательства
(КО), а также другие ценные государственные
бумаги. Центральный банк и коммерческие
банки стали активными участниками
фондового рынка.

Несмотря на временное прекращение
(после финансово-банковского кризи­са
1998 года) функционирования рынка
государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ),
Банк России не исключает из круга
используемых инструментов денежно-кредитной
политики такой инструмент регулирования
ликвидности банковской системы, как
операции на открытом рынке.

В условиях сжатия финансовых
рынков и обострения проблемы ликвидности
банков, Банк России в сентябре 1998 года
разработал положение о введении в
обращение облигаций Банка России (ОБР)
и начал операции с ними. Банк России
предоставил коммерческим банкам
возможность использования названных
цен­ных бумаг в качестве залога под
ломбардные, внутридневные кредиты и
кредиты overnight, а также
проведения с ними сделок РЕПО. В настоящее
время ОБР пред­ставляют собой вполне
ликвидный инструмент российского
финансового рынка,

Названные инструменты
денежно-кредитной политики используются
Цент- ральным банком обычно в комплексе
в соответствии с целью денежно-кредитной
политики. Оптимальная комбинация
инструментов денежно-кредитной политики
зависит от стадии развития и структуры
финансовых рынков, от роли Центрального
банка в экономике страны. Например,
политика учетных ставок (ставок
рефи­нансирования), занимая второе
по значению место после политики
Центрального банка на открытом рынке,
проводится обычно в сочетании с
деятельностью Цент­рального банка
на открытом рынке.

Так, при продаже государственных
ценных бумаг на открытом рынке в целях
уменьшения денежного предложения
Центральный банк устанавливает высокую
учетную ставку (выше доходности ценных
бумаг), что ускоряет процесс продажи
коммерческими банками государственных
ценных бумаг, так как им становится
не­выгодно восполнять резервы займами
у Центрального банка, и повышает
эффек­тивность операций на открытом
рынке. И наоборот, при покупке Центральным
бан­ком государственных ценных бумаг
на открытом рынке он резко понижает
учетную ставку (ниже доходности ценных
бумаг). В этой ситуации коммерческим
банкам вы­годно занимать резервы у
Центрального банка и направлять имеющиеся
средства на покупку более доходных
государственных ценных бумаг.
Расширительная поли­тика Центрального
банка становится более эффективной.

Кроме рассмотренных выше
традиционных денежно-кредит­ных
инструментов в рамках денежно-кредитной
политики может проводиться и определение
ориентиров роста денежной массы,
осуществляться валютное регулирование.

У

Управление наличной денежной массой

правление
наличной денежной массой представляет
собой регулирование обра­щения
наличных денег, эмиссию, орга­низацию
их обращения и изъятия из об-

ращения, осуществляемые Центральным
банком.

ИЗ
РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: Регулирование
наличной

денежной массы

В условиях, когда в России, по
существу, регулировал наличие денежной
массы только Государственный банк СССР,
для его филиалов не существовало
про­блемы кредитных ресурсов, ибо они
автоматически создавались благодаря
функ­ционированию системы межфилиальных
оборотов. В этот период правительство
строго планировало и лимитировало
превращение депозитной эмиссии в
банкнот­ную, то есть превращение
безналичных денег в наличные. В России
бытовало мне­ние, что в денежном
обращении циркулируют только наличные
деньги, а движение по
банковским счетам — это лишь
обращение банковских записей, а не
денег.

Современная деятельность ЦБ РФ
в области регулирования денежного
обра­щения и использования его в
качестве инструмента стабилизации
экономики не­посредственно связана
с вхождением России в международное
экономическое сообщество.

В настоящее время ЦБ РФ проводит
прогнозные расчеты кассовых оборотов,
Целью которых
является определение потребности в
наличных деньгах по стране в
целом, по регионам и по
банкам. В таких расчетах определяются
объем и источ­ники поступления
наличных денег в кассы коммерческих
банков и оборотные кас­сы
РКЦ ЦБ РФ, размеры и укрупненные
направления выдачи наличных денег
пред­приятиям, организациям,
учреждениям и гражданам, а также
налично-денежный эмиссионный
результат, то есть сумма выпуска или
изъятия наличных денег из об­ращения.

Валютное регулирование

Валютное
регулирование как инструмент
денежно-кредитной политики стал
при­меняться центральными банками с
30-х годовXXстолетия как
реакция на «бегство капиталов» из страны
в условиях экономического кризиса и
Великой депрессии. Под ва­лютным
регулированием понимается управление
валютными пото­ками и внешними
платежами, формирование валютного курса
на­циональной денежной единицы. На
валютный курс оказывает вли­яние
множество факторов: состояние платежного
баланса, экспорт и импорт, доля внешней
торговли в валовом внутреннем продукте,
дефицит бюджета и источников его
покрытия, экономическая и по­литическая
ситуации и др. Реальный в данных конкретных
усло­виях валютный курс может быть
определен в результате свободных
предложений по купле и продаже валюты
на валютных биржах. Эффективной системой
валютного регулирования является
валют­ная интервенция. Она заключается
в том, что Центральный банк вмешивается
в операции на валютном рынке с целью
воздействия на курс национальной валюты
путем купли или продажи иностран­нойвалюты. Для повышения
курса национальной валюты цент­ральныйбанк продает иностранную
валюту, для снижения — ску­паетиностранную валюту в
обмен на национальную. Центральный банкпроводит валютные
интервенции для того, чтобы максималь­но
приблизить курс национальной валюты к
его покупательной способности и в то
же время найти компромисс между интересами
экспортеров и импортеров. В некотором
занижении курса нацио­нальной валюты
заинтересованы фирмы-экспортеры, они
обеспе­чивают основную часть поступающей
валютной выручки. В некото­ром завышении
курса национальной валюты заинтересованы
пред­приятия, получающие сырье,
материалы, комплектующие детали из-за
рубежа, а также отрасли промышленности,
производящие продукцию, которая
неконкурентоспособна по сравнению с
иност­ранной продукцией.

ИЗ
РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: Валютное регулирование
в РФ

До 1992 г. валютные операции были
монополией государства. Вся поступаю­щая
в страну валюта в обязательном порядке
продавалась Внешэкономбанку. При
необходимости произвести платежи за
импорт или для расчетов по другим
опера­циям Внешэкономбанк продавал
валюту в пределах утвержденного для
каждого покупателя лимита. Валюта
покупалась и продавалась за рубли по
централизован­но установленному
курсу.

В 1991 г. использовались и
публиковались три вида валютных курсов
рубля: офи­циальный, коммерческий и
специальный. Наряду с ними существовал
биржевой курс. Этот курс определялся
на аукционах, которые проводил
Внешэкономбанк с ноября 1989 до мая 1991 г.
Наряду с этими курсами существовал
неофициальный курс черно­го рынка.
Между ними был разрыв в десятки раз.
Такое положение не могло продолжаться
в условиях перехода к рыночным отношениям.
Возникла объективная необхо­димость
определения валютного курса рубля,
адекватного таким отношениям. В 1991 г. в
составе Госбанка СССР был создан Центр
проведения межбанковских валют­ных
операций. В 1992 г. 30 ведущих коммерческих
банков и ЦБ РФ учредили Москов­скую
межбанковскую валютную биржу в виде
акционерного общества закрытого типа.
На бирже регулярно
определяется курс рубля к доллару США.
С 1 июля 1992 г. бирже­вой курс рубля
используется ЦБ РФ для официальной
котировки рубля к иностранным валютам.
В 1993 г. началось создание региональных
валютных бирж. Первой стала функционировать
Санкт-Петербургская биржа. В 1995 г.
валютные операции стали проводиться
на биржах в Новосибирске, Екатеринбурге,
Владивостоке, Ростове-на-Дону и др. В
России было допущено наряду с рублем
обращение твердой валюты — долларов
США. По разным опубликованным источникам
можно сделать вывод, что ко­личество
обращающихся долларов США составляет
по биржевому курсу сумму, зна­чительно
превышающую рублевую сумму наличной
денежной массы в России.

Биржевой курс рубля стал наиболее
точным индикатором динамики
макро­экономических процессов и
инструментом воздействия на них. Исходя
из роли ва­лютного курса и его влияния
на денежное обращение в стране, ЦБ РФ
осуще­ствляет валютное регулирование,
организует валютный контроль, публикует
курс рубля по отношению к иностранным
валютам и регламентирует порядок
расчетов с иностранными
государствами.

С переходом к свободному
определению курса рубля на бирже его
курс начал снижаться. Это было результатом
углубления экономического кризиса в
стране. Однако ЦБ РФ благодаря валютной
интервенции обеспечил плавное изменение
курса рубля и тем самым предотвратил
развал денежной системы страны.

Наряду с валютной интервенцией
ЦБ РФ предпринимает ряд администра­тивных
мер, позволяющих регулировать валютный
курс в направлении, отвечаю­щем
укреплению денежного обращения и
повышению эффективности межгосу­дарственных
экономических отношений.

Введение «валютного коридора»
способствовало регулируемости валютного
курса. Нерегулируемая динамика валютного
курса оказывает негативное влияние на
развитие внутреннего денежного обращения,
на финансовое положение пред­приятий,
осуществляющих внешнеэкономическую
деятельность, на финансовое положение
банков.

Большое внимание ЦБ РФ уделяет
регулированию обращения наличной
ино­странной валюты. Этот вопрос имеет
для России актуальное значение, ибо, по
ориентировочным данным, на руках у
населения имеется 20 млрд. долл.
Коммер­ческие банки имеют право
открывать обменные пункты по совершению
официаль­ных операций с иностранной
валютой. Такие пункты открываются только
по месту нахождения коммерческого банка
на всей территории, подведомственной
соот­ветствующему Главному
территориальному управлению ЦБ РФ.

Правительство и ЦБ РФ придерживаются
системы плавающего обменного курса,
ограничивая интервенцию на валютном
рынке операциями по сглаживанию курсовых
колебаний, адекватными кредитно-денежной
программе. Они рассмат­ривают политику
в области обменного курса в свете
развития макроэкономичес­кой ситуации.

Контрольные вопросы

  1. Определите понятие «денежный
    рынок».

  2. Что понимается под «ценой
    равновесия» на денежном рынке?

  3. Как можно представить графически
    трансакционный спрос на
    деньги и
    факторы, влияющие на него?

  4. Как можно представить графически
    спекулятивный спрос на
    деньги и
    факторы, влияющие на него?

  5. Какие факторы влияют на общий
    спрос на деньги?

  6. Какие факторы влияют на смещение
    вдоль кривой спроса на деньги и на
    смещение самой кривой?

  7. Представьте графически отдельные
    случаи неравновесия на денежном рынке.

  8. Какие реальные экономические
    процессы отражают приведенные Вами
    выше случаи неравновесия на денежном
    рынке?

  9. В какой-то момент времени Вы
    предполагаете, что ставка процента в
    недалеком будущем будет существенно
    снижена. Измените ли Вы структуру своего
    богатства, состоящего из наличных денег
    и облигаций?

  10. Если большинство экономических
    субъектов поступит так же, как и Вы,
    произойдет ли изменение в Вашем
    поведении?

  11. Какие теоретические концепции
    положены в основу необходимости и
    возможности денежно-кредитного
    регулирования рыночной экономики?

  12. Каковы основные инструменты
    денежно-кредитной политики?

  13. Какие из названных
    Вами инструментов денежно-кредитной
    политикиможно определить
    как рыночные, а какие как административные?

  14. Предположим, что
    Центральный банк решает увеличить
    денежноепредложение на
    3%. Оцените вероятные способы
    осу­ществленияэтой
    экономической задачи и последствия
    реализации такой политики.

  15. Предположим, что правительство
    поставило задачу добиться в следующем
    году роста реального объема производства
    на 3%. Какие меры мог бы предпринять
    Центральный банк страны, чтобы «запустить»
    такое оживление деловой активности,
    не превышая 5-процентного годового
    роста инфляции?

  16. Центральный банк осуществляет
    широкомасштабную продажу государственных
    ценных бумаг на открытом рынке. На что
    направлена эта мера, являющаяся одним
    из инструментов денежно-кредитной
    политики?

  17. Предположим, Вы согласны с тем,
    что государство при проведении
    денежно-кредитной политики должно
    придерживаться «монетарного правила»
    М. Фридмена. Что произойдет, с Вашей
    точки зрения, если:

  • темп прироста денежной массы
    превысит реальный прирост ВНП
    и
    ожидаемое повышение цен;

  • темп прироста денежной массы
    будет ниже реального прироста
    ВНП и
    ожидаемого повышения цен?

  1. В национальной экономике страны
    наблюдаются:

а)длительная инфляция, отличающаяся
высоким уровнем;

б)падение уровня производства;

в)падение курса национальной
валюты по отношению к доллару;

г)рост безработицы.

Определите тенденции основных
направлений денежно-кредитной политики
в различных случаях.

Leave a Comment