Админ.общест.контроль за сост.ОТ

Административно-общественный
контроль

за состоянием
охраны труда.

В
августе
1973 г. Совет Министров УССР утвердил и
ввел в действие Положение об опера­тивном
административно-общественном контроле
за состоянием охраны труда, предусмат­ривающем
на предприятии три уровня (три ступени)
контроля. Первая ступень — на ра­бочем
месте, вторая ступень — на участке и
третья ступень — в цехе предприятия.

В условиях
социалистического способа хозяйствования
этот контроль показал высокую
эффективность, в большой мере способствовал
повышению уровня организации работы
по ох­ране труда, ответственности
руководителей всех звеньев за создание
здоровых и безопасных условий труда на
производстве.

Сегодня в Украине
другая социально-политическая обстановка,
но этот вид контроля не утратил своего
значения, логично вписался в действующую
СУОТ на предприятиях, и это при том, что
контролирующие и надзорные органы не
особо настаивают на его функциониро­вании.

Оперативный
контроль

— это сов­местный контроль за состоянием
охраны труда, осуществляемый
администрацией и профкомом пред­приятия.
Он введен в действие с це­лью обеспечения
соблюдения зако­нодательных и
нормативно-правовых актов по охране
труда и является со­ставной частью
системы управления охраной труда на
предприятии.

Оперативный
контроль включает три ступени.

Первая
ступень оперативного контроля.
Ежедневно
до начала ра­боты непосредственный
руководитель работ (мастер) совместно
с общест­венным инспектором по охране
тру­да смены (участка) обходит рабочие
места, выявляет нарушения правил
безопасности, принимает меры к их
устранению. Обнаруженные наруше­ния
записываются в журнал оператив­ного
контроля. Если нарушения не об­наружены,
делается соответствую­щая запись.
Все записи скрепляются подписью мастера
и общественного инспектора. Для устранения
наруше­ний, которые мастер не может
осуще­ствить своими силами, следует
подать заявку начальнику цеха.

На планерке мастер
анализирует нарушения, при необходимости
про­водит инструктаж, перед началом
ра­боты проверяет наличие и состояние
спецодежды, спецобуви, других СИЗ,
приспособлений, удостоверений о проверке
знаний по вопросам охра­ны труда и
других документов, дающих право но
выполнение работ. В конце смены мастер
докладыва­ет руководству цеха о
состоянии ох­раны труда в смене, на
участке. При­мерный перечень вопросов,
подлежа­щих контролю первой ступени,
при­веден в приложении 1.

Если в течение
рабочей смены предстоит выполнение
другой розо­вой роботы за пределами
территории участка, мастер также обязан
осуще­ствить проверку рабочих мест
в объе­ме первой ступени.

Вторая
ступень оперативного конт­роля.
Начальник
цеха совместно с председателем профкома
цеха (стар­шим общественным инспектором
по охране труда), механиком и электри­ком
один раз в неделю (рекомендует­ся —
в пятницу, в конце дневной сме­ны)
обходит участки, проверяет со­стояние
оборудования, санитарно-бытовых
помещений, выполнение мероприятий по
охране труда, наме­ченных ранее,
проведение инструкта­жей, наличие
инструкций, знаков без­опасности и
т. д. Выявленные нару­шения и недостатки
в работе записы­ваются в журнал
оперативного конт­роля.

Проверка проводится
в присут­ствии мастеров. По результатам
про­верки начальник цеха проводит
сове­щание с инженерно-техническими
работниками, принятые решения оформляются
распоряжением по цеху.

Один раз в месяц
начальник цеха и председатель профкома
отчитыва­ются перед руководством
предприя­тия о состоянии охраны труда.

Третья
ступень оперативного конт­роля.
Один
раз в месяц руководитель предприятия
совместно с председате­лем профкома
с привлечением соот­ветствующих
заместителей руководи­теля и
специалистов проверяет со­стояние
охраны труда в одном или нескольких
цехах согласно графику проверок цехов
третьей ступени контроля. Результаты
проверки оформ­ляются актом.

Отчеты начальников
проверенных цехов и результаты проверки
рассмат­риваются на совещании (дне
охраны труда). Принятые решения
оформля­ются протоколом или приказом
по предприятию. Материалы третьей
ступени должны находиться в отдель­ной
папке и храниться в службе охра­ны
труда.

С чего начинать?

Инженеру по охране
труда сле­дует начинать с поиска
положения об этом виде контроля. Если
на предприятии нет положения, надо
об­ратиться в службу охраны труда
со­седнего предприятия, где нормаль­но
поставлена работа по охране труда.

Изучив документ,
необходимо разработать проект Положения
об оперативном административно-об­щественном
контроле за состоянием охраны труда
предприятия, согласо­вать его с
председателем профкома и утвердить у
первого руководителя.

В Положении
определяются за­дачи и порядок
проведения всех трех ступеней, планирования
рабо­ты третьей ступени контроля.
Инже­нер по охране труда знакомит
соот­ветствующих должностных лиц и
спе­циалистов предприятия с Положением,
обеспечивает все цехи журналами
оперативного контроля. В дальней­шем
он осуществляет контроль за проведением
первой и второй сту­пеней, организовывает
проведение третьей ступени, обеспечивает
внесение обязанностей по осущест­влению
оперативного контроля в должностные
инструкции соответ­ствующих должностных
лиц и спе­циалистов.

Планирование
работы третьей ступени контроля

Ежегодно в последней
декаде де­кабря на основании анализа
травма­тизма и состояния охраны труда
на производстве в текущем году инженер
по охране труда составляет график
обследования цехов третьей ступени на
будущий год. График составляется с таким
расчетом, чтобы на крупных предприятиях
в течение года каждый цех был обследован
и результаты рас­смотрены на дне
охраны труда как минимум один раз, на
предприятиях с небольшой численностью
работаю­щих — один раз в полугодие.

Одновременно с
рассмотрением вопроса о состоянии
охраны труда в конкретном цехе
рекомендуется со­ставлять план
рассмотрения вопросов соблюдения
соответствующих правил безопасности
в целом по предприя­тию. Например,
рассматривая элек­троремонтный цех,
рекомендуется вторым вопросом
рассматривать соб­людение Правил
безопасной эксплу­атации электроустановок
потребите­лей с отчетом главного
энергетика; если ремонтно-строительный
цех,—то соблюдение требований СНиП
Ш-4-80* с отчетом инженера по надзору за
зданиями и сооружениями; если транспортный
цех,— то соблюдение Правил охраны труда
на автомобиль­ном транспорте, ПДЦ и
т. д.

График проверки
цехов подписы­вают инженер по охране
труда и старший общественный инспектор
по охране труда предприятия, согласо­вывает
председатель профкома, утверждает
первый руководитель. С графиком в начале
года должны быть ознакомлены начальники
цехов, другие должностные лица. Рабочий
экземпляр вывешивается в кабинете
охраны труда или возле рабочего мес­та
инженера по охране труда.

День охраны труда
предприятия

Третья ступень
оперативного кон­троля по охране
труда состоит из двух этапов. Первый —
проверка состоя­ния охраны труда в
цехе, второй — за­слушивание отчета
начальника цеха и обсуждение результатов
проверки но дне охраны труда. Порядок
проведе­ния дня охраны труда может
устанав­ливаться отдельным положением,
его рекомендуется проводить в один и
тот же день. Например, третий четверг
каждого месяца.

Роль инженера по
охране труда в осуществлении третьей
ступени опе­ративного контроля

Инженер по охране
труда конт­ролирует выполнение графика
про­верки цехов, собирает членов
комиссии, участвует в обследовании
цехов, записывает нарушения. По итогам
проверки оформляет акт, готовит ма­териалы
для руководителя предприя­тия на день
охраны труда, а также свои предложения
по улучшению ра­боты, состояния охраны
труда, при­влечению должностных лиц
к ответ­ственности.

Инженер по охране
труда оформ­ляет протокол совещания,
проект ме­роприятий или приказа и в
дальней­шем контролирует их выполнение.

Журнал оперативного
контроля

Кроме записей,
которые заносят­ся в журнал по итогам
первой и вто­рой ступени, в журнал
могут заносить­ся записи о результатах
проверок, осуществляемых уполномоченными
по охране труда, руководящими ра­ботниками
и специалистами предпри­ятия,
работниками служб охраны тру­да,
органов госнадзора, если они приняли
решение не вручать предпи­сание или
акт проверки.

Журнал
должен находиться на ра­бочем столе
руководителя смены (участка) и передаваться
по смене. Журнал нужно пронумеровать,
про­шнуровать и скрепить печатью.

На первой странице
журнала обя­зательно вклеивается
вкладыш с текс­том Положения об
оперативном ад­министративно-общественном
конт­роле. Форма журнала прилагается
(приложение 2).

Проведение
оперативного конт­роля на предприятии
с бесцеховой структурой

Значительная часть
предприятий не имеет цеховой структуры.
Там под­разделениями и его отдельными
участками могут руководить одни и те
же должностные лица. Иногда сам
ру­ководитель предприятия (фирмы,
ко­оператива) исполняет обязанности
и начальника подразделения, и
непо­средственного руководителя
работ.

Такие предприятия
не вписывают­ся в схему трехуровневого
управле­ния охраной труда, а значит,
и в схему трехступенчатого контроля. В
этих случаях необходимо совмещение
сту­пеней,

Начальник отдельного
подразде­ления должен осуществлять
и первую, и вторую ступень контроля,
имея в ви­ду, что проверки состояния
охраны труда на рабочем месте следует
про­водить ежедневно до начала работы,
а на участке — один раз в неделю.

Если же на всех
трех уровнях руко­водство производством
осуществля­ется руководителем фирмы,
коопера­тива, он обязан проводить и
первую, и вторую, и третью ступени
контроля. В этом случае количество
оформляе­мых документов, очевидно,
будет минимальным — записи по всем трем
ступеням делаются в журнале опера­тивного
контроля.

Практика
показывает,
что
оперативный контроль на раз­ных
предприятиях (там, где он вообще
проводится) осуществляется по-раз­ному.
Типичные недостатки следую­щие:

первая ступень на
большинстве предприятий проводится не
в полной мере. Мастера хотя и обходят
участки перед началом работы, мало
уделя­ют внимания вопросам безопасности
труда на рабочих местах, мало что делают
для выявления и устране­ния нарушений.
Записи в журналах оперативного контроля
в большин­стве случаев носят
эпизодический ха­рактер, фиксируются
несуществен­ные недостатки, записи
чаще всего выглядят так: «замечаний
нет»;

вторая
ступень оперативного конт­роля
проводится лучше, однако про­верки
участков носят поверхностный характер.
Начальники цехов не при­нимают мер,
направленных на регу­лярное и
качественное проведение первой ступени
мастерами;
третья
ступень на многих предпри­ятиях
осуществляется в целом удовле­творительно,
чему способствуют эф­фективность
СУОТ и участие самих служб охраны труда
предприятий. Ти­пичные отступления
от установленно­го порядка следующие:
первые
руководители, как прави­ло, лично не
участвуют в проверках цехов, перепоручают
эту работу своим заместителям;
в
работе комиссий не всегда при­нимают
участие заместители руково­дителя и
даже главные специалисты. Проверки
цехов нередко проводятся силами
работников служб охраны труда;
представители
общественных ор­ганизаций в первой
и второй ступенях контроля, кок правило,
не участвуют, а там, где принимают
участие, осо­бой активности не
проявляют;
инженеры
по охране труда недо­статочно влияют
на качество прове­дения первой ступени
контроля;
нередко
инженеры по охране тру­да нарушения
и недостатки, обнару­женные в цехах
по третьей ступени, доводят до руководителей
подразде­лений в виде предписаний за
своей подписью. Это неправильно. Третья
ступень — это работа руководителя
предприятия, распорядительные доку­менты
по итогам оперативного конт­роля
должен подписывать он. В дан­ном случае
целесообразно готовить мероприятия,
утвердив их у первого руководителя.

Как положительный
факт необхо­димо отметить, что первые
руководи­тели предприятий, их
заместители, руководители отделов и
служб актив­но участвуют во втором
этапе третьей ступени — в работе
совещаний, об­суждают работу
руководителей це­хов, предлагают меры
по улучшению состояния охраны труда.

Предложения по
улучшению работы

Для повышения
эффективности оперативного контроля
за состояни­ем охраны труда необходимо:

инженеру по охране
труда акти­визировать свою работу в
части конт­роля за проведением первой
и вто­рой ступеней;

поскольку инженер
по охране тру­да не в состоянии
заставить первого руководителя и других
должностных лиц принимать участие в
третьей ступе­ни, работу следует
организовать так, чтобы при активном
участии специалис­тов других технических
служб (жела­тельно — их руководителей)
проверки цехов проводились качественно
и ква­лифицированно, на день охраны
труда выносились конструктивные вопросы,
позволяющие руководству принимать
меры, дающие положительные резуль­таты.
Очень важно, чтобы эта работа проводилась
регулярно, носила комп­лексный и
системный характер.

В любом случае
эффективность осуществления
административно-об­щественного
контроля за состоянием охраны труда на
предприятии зави­сит в первую очередь
от организатор­ских способностей
инженера по ох­ране труда, уровня его
ответственно­сти и желания работать.

Хорошо организованный
оператив­ный контроль за состоянием
охраны труда способствует улучшению
профи­лактической работы по
предупрежде­нию несчастных случаев
на производ­стве. Кроме того, он
способствует соз­данию положительного
имиджа руко­водства предприятия, что
немаловаж­но и для самих служб охраны
труда. Документы, подтверждающие работу
администрации, особенно по третьей
ступени, могут сыграть решающую роль
при оценке деятельности предприятия в
период проверки состояния охраны труда
надзорными органами и еще большую — в
период работы комиссии по специальному
расследованию нес­частных случаев.
Поэтому Положение об оперативном
административно-об­щественном контроле
за состоянием охраны труда на предприятии
должно соблюдаться, и это зависит в
первую очередь от инженера по охране
труда.

Приложение 1

Примерный перечень
вопросов, которые подлежат проверке на
первой ступени:

1. Наличие заземления
оборудования и исправность запорных
устройств электрошка­фов.

2. Наличие и
исправность защитных ограждений и
экранов оборудования.

3. Наличие указательных
надписей на ор­ганах управления
оборудования.

4. Состояние
органов управления и средств техники
безопасности оборудования.

5. Наличие и
исправность светильников местного
освещения, если они предусмотрены в
паспорте оборудования.

6. Наличие и состояние
инструмента, вспо­могательных устройств
и т. д.

7. Исправность
грузоподъемных и транс­портных
механизмов, съемных грузозахватных
приспособлений, технологической тары.

8. Состояние проходов
и проездов рабо­чих мест.

9. Наличие щитов
перекрытий каналов

10. Складирование
заготовок, деталей и сырья.

11. Освещение рабочих
мест.

12. Техническое
состояние вентиляцион­ных систем.

13. Наличие у рабочих
спецодежды, спец­обуви и других средств
индивидуальной за­щиты.

14.
Соответствие профессий работников виду
выполняемых работ.

15. Наличие у
работников свидетельств на право
выполнения работ повышенной опас­ности
(электрики, газоэлектросварщики,
стро­пальщики, машинисты кранов,
водители транс­портных средств и
др.).

16. Исправность
водоснабжения: аппара­тов газированной
воды, фонтанчиков с питье­вой водой.

17. Наличие справки
медицинского учреж­дения о здоровье
работников и возможности выполнения
ими работы.

Приложение 2

­­­­­­­­­­­­­­­(предприятие,
учреждение, организация)

журнал

оперативного
контроля

за состоянием
охраны труда

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

(цех, участок,
бригада, служба, лаборатория, мастерская
и т. д.)

1-я страница
разворота

Стр.___

№ п/п

Дата проверки

Содержание
выявленных нарушений

Должность
(профессия), фамилии лиц, допустивших
нарушения

Подписи
проверяющих с указанием должности,
фамилии, имени, отчества

1

2

3

4

5

2-я страница
разворота

Стр.___

Предложения
(мероприятия) по устранению нарушений

Срок выполнения

Ответственный
за выполнение (назначает руководитель
подразделения)

Дата
выполнения, должность, подпись лица,
сделавшего запись

6

7

8

9

9

Leave a Comment