ДЛЯ СВЕТЛАНЫ ВИТАЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

Астрахань, 2016

«Утверждаю»

МБДОУ г. Астрахани №119

«Теремок»

 

 

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа «Волшебные краски» для детей 3 – 4 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кв. категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

годы ставит перед нами, педагогами, задачу внедрения современных образовательных стандартов и технологий. А это предполагает:

• переход на образовательные стандарты нового поколения;

• разработка и апробация инновационных технологий обучения;

• создание экспериментальных образовательных площадок.

 

ФГОС ДО

формирование навыков творческой работы, включающей следующие компоненты:

— развитое воображение в двух его основных формах: как порождение идеи и как возникновение плана ее реализации. Развитие воображения и восприятия формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина;

— оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения (по отношению к традиционным способам решения);

.

К концу 3-го года жизни ребенок усваивает основные понятия о цвете, величине, форме; учится сравнивать реальные предметы с их изображением на картинке, рассматривает пейзажи.

деятельности. Он передает образы предметов с помощью цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования.

как можно натуральнее изобразить предмет, а после занятия полюбоваться им, рассказать, какой цвет он выбрал и почему, что может делать этот предмет, какой у него получился рисунок.

В данной программе предлагаются конспекты увлекательных занятий по рисованию цветными карандашами, гуашью традиционными и нетрадиционными способами. Эти занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости и воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности и трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

влены по тематическому принципу

(с 1 сентября по 31 мая).

Занятия строятся по следующему плану:

, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры – драматизации, подвижная игра);

зображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, показ приемов изображения;

оработка рисунка дополнительными элементами;

ассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка, дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые навыки и умения детей к 4-м годам

Нетрадиционные методы

Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине. Украшают изделие, используя различные цветовые оттенки

 

 

 

 

 

 

 

К концу года ребенок умеет:

меет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;

знает и называет материалы, которыми можно рисовать, умеет ими пользоваться;

знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;

передает различие предметов по величине;

ритмично наносит штрихи, пятна;

украшает изделие различными способами;

рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);

рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);

создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);

создает простые по композиции и содержанию сюжеты (лес, ёжик бежит по дорожке);

знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками;

создает простейшую композицию (тарелка с фруктами, летящие самолеты);

составляет узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя их по цвету, форме, величине);

украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.

 

 

 

 

 

младшая группа

Начало/середина/конец года

народных

отдельные

Умеет правильно пользоваться цветными карандаша

ми, фломастерами кистью и красками

 

ажено

низкий

уровни

Оценка детских работ по критерию «творчество» (анализ процесса деятельности) носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме: детям дается альбомный лист с нарисованными на нем тремя кругами одинаковой величины. Детям предлагается дорисовать их, чтобы получился какой-либо предмет и раскрасить, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей, дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт. Задание оценивается следующим образом: количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл.

 

 

 

Перспективное планирование

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Примерные планы-конспекты занятий

Сентябрь

: «Дождик, дождик, поливай, будет, будет урожай!»

:

»;

ечь, проговаривая «кап-кап-кап»;

воспитывать аккуратность в работе.

потешки

: гуашь синего, голубого цвета, кисти, листы бумаги с наклеенными на них зонтиками.

: Ребята, посмотрите в окошко, какая погода на улице? Идет дождик или там солнышко? Когда солнышко — хорошо? Да, можно идти гулять, играть в песочнице. Когда дождик — хорошо? Нет, можно промокнуть, промочить ножки. Дождик — хорошо, можно надеть сапожки, гулять по лужам под зонтиком. Давайте нарисуем дождик. Возьмите кисточки тремя пальчиками, там, где у кисточки железная рубашечка и нарисуем в воздухе дождик – кап-кап-кап. Вот как мы будем рисовать!

Дождик, дождик, кап-кап-кап,

Мокрые дорожки!

Нам нельзя идти гулять –

Мы промочим ножки!

Дождик надо рисовать по всему листу, он идет везде — везде.

По окончании проводится игра «Солнышко и дождик»:

Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату.

— очень рады солнышку!

«Яблоки и яблочки»

ознакомить с техникой печатания;

ользуя контраст размера и цвета;

— развивать чувство композиции;

воспитывать интерес к занятиям.

.

гуашь красного и желтого цвета, печатки из картофеля разного размера, листы бумаги в форме тарелочки.

, добрые, разные по размеру. Давайте их угостим! Что они любят? У меня есть вот такие яблоки, (показываю печатки из картофеля) и тарелочки разной величины, давайте угостим их. Нужно рассыпать большие и маленькие яблочки так, чтобы они чередовались – большое, маленькое. Получится красиво, ёжикам понравится.

Индивидуальные пояснения, показ.

В конце занятия положительный анализ работ от имени ёжиков и угощение детей настоящими яблоками.

 

«Птички ягодки клюют»

е ягод разной величины и цвета);

— закреплять навыки рисования;

— развивать чувство композиции;

.

, использование мультимедийного проектора.

старых

журналов, кисть.

маленький комочек

Чик-чирик! — замёрз он очень!

Солнце, выгляни скорей,

Ждёт тебя наш … (воробей)

Что вы там видите? На участок прилетали птички? Зачем они прилетали? Они ягодки искали. Давайте поможем им. Раскладываю на столе большой лист с наклеенной на него птичкой. Мы нарисуем веточки с ягодками, птички будут их клевать. Веточки нарисуем кисточкой, а ягодки рисовать будем пробкой, это называется печатание, мы будем печатать пробкой, у нас получатся ягодки.

В конце занятия — положительный анализ коллективного творчества и каждого ребенка в отдельности.

 

Октябрь

: «Веселые мухоморы»

:

й техникой рисования пальчиками;

точки на всю поверхность бумаги;

надобности, хорошо её промывать;

воспитывать интерес к живой природе.

.

.

:

Стоит Антошка на одной ножке,

Его ищут, а он молчит.

шляпки мухоморов в красный цвет. Вот так (показ). А точки мы нарисуем пальчиками, посмотрите как. Точки рисуем равномерно на всей шляпке. Кто раньше справился, могут нарисовать травку зеленой краской.

 

: « В нашем саду листопад»

:

», меняя цвет краски;

краску на ворс, промывать кисть;

развивать умение различать и называть цвета.

: художественное слово, объяснение, индивидуальный показ, метод «рука в руке», подвижная игра «Листочки по ветру летят», игра с точкой.

, цветной карандаш для рисования ствола дерева, гуашь желтого, красного цвета.

Ход занятия:

Падают, падают листья, в нашем саду листопад.

Красные, желтые листья по ветру вьются, летят…

играют 2-3 раза). А теперь мы нарисуем наши листочки. Посмотрите, дерево будем рисовать цветным карандашом, листочки красками желтого, красного, оранжевого цвета. Кисточку намочили, набрали краску на кончик, лишнюю убрали о край баночки и начинаем рисовать: приставили, убрали, приставили, убрали. Если хотим взять другой цвет, кисточку тщательно промываем в воде и набираем другой цвет.

 

«Платье для куклы»

:

узор, чередуя элементы по цвету;

развивать чувство ритма, цвета;

воспитывать аккуратность в работе.

: печатание поролоном, беседа, показ последовательности работы.

: вырезанный силуэт платья из бумаги разного цвета, поролоновые печатки, гуашь двух цветов в мисочках.

Показать варианты создания узора, дать возможность с помощью гуаши, печаток самостоятельно украсить изделие. По окончании работы приклеить силуэт платья к получившемуся узору. Можно выбрать платье, в котором удобно гулять, сходить в гости, в детский сад.

 

)

:

сунок на всю поверхность бумаги;

поощрять использование рисования пальчиком, воспитывать любовь к татарскому национальному искусству.

.

.

ациональный костюмы). Какой головной убор у Руслана на голове? Тюбетейка. А у кого еще вы видели тюбетейку? Давайте её нарисуем!

.

 

 

 

Ноябрь

«Жили у бабуси…»

ь с техникой печатания ладошкой;

ние деталями с помощью кисточки;

.

музыкальное сопровождение – песня о гусях,

.

широкие мисочки с разведенной водой гуашью белого и серого цвета, кисть, цветная бумага зеленого тона.

се пальцы прижаты друг к другу – большой палец вверх, белой и серой краской. Довести отпечатки до нужного образа – дорисовать кистью глаз, клюв, лапки.

ладошку и говорить: га-га-га!»

 

«Покормите птиц зимой»

;

— развивать воображение;

воспитывать сочувствие к живым существам.

.

использование мультимедийного проектора, цветные карандаши и фломастеры.

— это туловище, хвостик – палочка, глазки и клювик, лапки. Аккуратно закрашиваем, не выходя за линию, белых «окошек» не оставляем. Дорисовываем кормушку, дерево, крошки или семечки.

В конце занятия организовать игру «Воробушки и автомобиль»

 

«Котенок»

полусухой жесткой кистью;

ру как средство выразительности;

воспитывать любовь к животным.

.

жесткая кисть, гуашь черного, серого, коричневого цветов, картинки с изображением играющих котят, игрушка кошка.

Ход занятия:

Мягкие лапки, а в лапках царапки,

Молочко пьет, песенки поет. Кто это?

Игра «Мышеловка»

«Зайчик»

полусухой кистью внутри контура;

ь движения зайца по ходу текста;

воспитывать любовь к родной природе.

, игра «Заинька»,

.

игрушка – заяц, картинки с изображением зайца в лесу, тонированные листы темного цвета, белая гуашь, жесткая кисть.

:

Зайка беленький сидит и ушами шевелит

Вот так, вот так он ушами шевелит…

.

внутри контура. Дорисовать снег, деревья.

 

Декабрь

«Моя любимая чашка»

мерно на всю поверхность бумаги;

упражнять в технике печатания;

воспитывать аккуратность.

.

предметы посуды, печатки в виде треугольников, кругов, квадратов, мисочки с вложенным в них в них тонким поролоном, пропитанным гуашью двух цветов, шаблон чашки, вырезанной из бумаги.

Возьмитесь за руки и сделайте большой круг – получилась сковородка. Все вместе сделайте шаг вперед – получилась кастрюля. Еще один шаг – тарелка, еще – чашка.

. Для этого нужно взять печатку, опустить кончик в краску, прижать к бумаге в нескольких местах для получения отпечатка. Другой печаткой сделать оттиски другого цвета. Что можно пить из ваших чашек? (компот, воду, молоко, сок).

 

«Маленькой елочке холодно зимой»

полусухой жесткой кистью;

во выразительности, как фактура;

используя рисование пальчиками;

воспитывать аккуратность.

жесткой кистью, пальчиковое рисование, музыкальное сопровождение.

.

 

«Рукавички»

наносить узор на предмет;

— добиваться симметрии узора;

творческое воображение;

воспитывать аккуратность.

.

рукавички, гуашь разного цвета, кисти, бумага с силуэтами шапочек.

 

«Новогодние игрушки в коробке»

— учить рисовать круги в клетках;

развивать чувство цвета;

.

игра «На что похоже», рассматривание новогодних игрушек и елки, чтение стихов о ёлочке.

фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги, расчерченные в клетку (коробка для игрушек).

Январь

«Волшебнее картинки»

Цель:

вания свечой (волшебный дождик);

закрашивать лист жидкой краской;

азвивать творческое воображение;

воспитывать интерес к рисованию.

ист с уже нанесенным свечей рисунком и аккуратно закрашивает её.

.

 

«Хвойный лес»

ы, состоящие из сочетания линий;

— создавать композицию;

— развивать воображение;

воспитывать любовь к живой природе.

.

.

, колючая, в лесу растет,

скоро на праздник к нам придет. (Ёлка)

нарисуем иголки, чтобы ёлочки были пушистые.

где погулять!

 

«Фартук для куклы»

ом;

редметы геометрическими формами;

.

.

дидактическая кукла, трафареты в виде геометрических фигур, листы с нарисованными силуэтами фартуков.

   

 

Февраль

«Снежинки»

кой рисования восковыми мелками;

атно закрашивать лист акварелью;

воспитывать эстетическое восприятие

.

Снежинки из бумаги на каждого ребенка.

 

Краденое солнце»

совать прямые и волнистые линии;

лями, составляя несложный сюжет;

вызвать эмоциональный отклик на сказку, желание рассказать её.

— рисование в воздухе;

пошаговая инструкция;

.

листы бумаги с аппликацией или рисунком крокодила, гуашь синего, желтого цвета, кисти.

 

«Флажок»

формы, аккуратно закрашивать их;

развивать память;

— воспитывать уважение к флагу.

ку, рассказ, объяснение;

и и толстой – держа кисть плашмя;

игра «Солдаты на параде».

флажок, гуашь, листы бумаги.

 

«Пирамидка»

Цель:

округлые формы разного размера;

— развивать чувство цвета;

воспитывать отзывчивость и доброту.

», сбор-разбор пирамидки, рисование красками, фломастерами, цветными карандашами – на выбор.

.

 

Март

«Тюльпан»

кие фигуры в различные предметы;

развивать умение составлять несложную композицию, воспитывать желание порадовать подарком маму.

.

праздничные открытки, листы бумаги с фигурными краями, гуашь разного цвета.

). Воспитатель хвалит всех детей за красивые открытки.

 

«Сосульки»

ные по длине и толщине сосульки;

авать капель ритмичными мазками;

закреплять умение анализировать;

-развивать речь и мышление, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

   

настоящие сосульки, акварель, кисти.

Солнце, с самого рассвета ты сосешь сосульку эту.

Ешь скорей свой леденец, чтоб зиме настал конец!

некоторые уже почти растаяли, а другие еще только начинают таять. Рисовать будем акварелью, наши сосульки получатся прозрачными. Под сосульками нарисуйте падающие вниз капельки.

 

«Колобок»

ками и аккуратно закрашивать их;

откликаться на сказку;

воспитывать доброту.

игра «На что похоже?», прослушивание сказки на диске, рисование концом кисти и всем ворсом.

.

 

«Подарки для Алсу»

.

.

.

укла уходит). Давайте нарисуем подарки для куклы. Каждый самостоятельно придумывает, что он будет дарить. При необходимости помочь подобрать детям нужную технику и материал. Подарить кукле подарки, спеть «Каравай».

 

Апрель

«Ракета летит в космос»

ь образ из геометрических фигур;

ми мелками, украшать блестками;

-развивать воображение;

-воспитывать любознательность.

сочетание геометрических фигур,

.

.

… Что мы видим в иллюминатор? (дети рассказывают увиденное на экране).

Все закончили? Возвращаемся домой: «9,8,7,6,5,4,3,2,1,пуск!»

 

«Мой дом»

Цель:

ы, состоящие из сочетания линий;

— развивать речь, мышление;

воспитывать интерес к занятиям.

.

гуашь разного цвета, листы бумаги форматаА8, кисти, иллюстрации, работы старших дошкольников.

Рассмотреть иллюстрации.

ители, что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит, тот чего-нибудь да стоит.

Посмотрите, какие дома «построили» старшие дети. Из каких геометрических фигур состоит дом? Дома бывают высокие, низкие, узкие, широкие. Давайте нарисуем дома, у нас получится красивый город.

закрасим его – вверх-вниз или вправо-влево. Сверху рисуем треугольную крышу, окошки. Посмотрите, какой красивый город у нас получился! Молодцы!

 

«Еду, еду я домой на машине грузовой»

чить рисовать квадратные формы;

— составлять несложный сюжет;

— развивать мышление;

.

художественное слово, выставка игрушечных автомобилей, показ приемов рисования, поощрение удачных рисунков.

игрушки автомобили, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, краски на выбор.

Ход занятия:

На лошадке ехали, до угла доехали.

Сели на машину, налили бензину…

— КамАЗ. Сначала нарисуем кабину – квадрат, потом кузов – прямоугольник, колеса. Детали дети дорисовывают сами.

 

«Заборчик»

зонтальные линии, образуя забор;

исунок деталями, самостоятельно;

я технику;

.

.

гуашь, кисти, листы формата А8 с аппликацией петушка.

Ход занятия:

Петушок, петушок, золотой гребешок,

головушка,

Что ты рано встаешь, голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

длинный, высокий, ровный, красивый). Сначала нужно нарисовать длинные горизонтальные линии, а перпендикулярно к ним короткие линии – штакетины. Солнышко, небо, травку дети дорисовывают самостоятельно. Положительный анализ детских работ проводится от имени петушка.

 

Май

красные, синие, зеленые воздушные шары!»

ы, прямые и волнистые линии;

— развивать воображение, память;

.

игра с воздушными шарами, тактильный анализ,

проблемные вопросы, шары в подарок каждому ребенку.

.

«Непослушный шарик»:

егкий, непослушный!

он…раз – и улетел!

Воспитатель показывает 2-3 композиции из 3-х, 5-ти шариков разной формы и предлагает нарисовать красивые воздушные шары яркими гуашевыми красками, а тонкую ниточку лучше нарисовать карандашом. Рисовать будем на листах бумаги голубого цвета, будто шарики летят по небу.

 

«Рыбка»

ь детей с акварельными красками;

вал и аккуратно закрашивать его;

— развивать память;

воспитывать отзывчивость и доброту.

проблемные вопросы

нарисованной восковыми мелками рыбкой, акварель, кисти широкие, кисти тонкие, мелки

Перед каждым ребенком — альбомный лист, на котором восковыми мелками нарисована рыбка.

На что похоже туловище рыбки? (на круг, овал, треугольник) Хвостик рыбки на что похож? (на треугольник)

Появляется кошка, хочет съесть рыбок. Ребята, что же делать, как нам спасти наших рыбок от кошки? (принимаются любые версии детей, подвести к тому, что надо посадить их в аквариум)

Вот аквариум, а в нем

Плещутся рыбешки.

В их стеклянный светлый дом

Не забраться кошке.

Давайте нарисуем аквариум круглой формы и «нальем» туда воду.

ее, закругляем, закругляем, рыбка должна остаться внутри круга, линию ведем, пока не кончится краска.

и ее будет видно.

– какие вы молодцы, все постарались, закрасили аккуратно, кошка не успела съесть ни одной рыбки, обиделась и убежала. А наши рыбки плавают в воде и радуют нас.

 

 

«Мой цветочек»

;

ью линии в различных сочетаниях;

— развивать чувство цвета;

воспитывать любовь к природе.

, выставка цветов.

: комнатное растение с крупными цветами (бальзамин, гиацинт, роза), гуашь, кисти.

нарисовать цветы, располагая их близко друг к другу.

В конце занятия организовать выставку цветов.

 

«Летнее небо»

знакомить с новыми оттенками, развивать творческое воображение, воспитывать интерес и положительное отношение к рисованию.

.

.

Какое время года приближается? Почему летом тепло?

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Какое небо летом? А солнышко? Давайте нарисуем летнее небо. Рисовать будем на мокрых листах голубой краской. Капнем краской на мокрый лист и будем наклонять его, пятно красиво растекается, превращаясь в облака.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

, 2007

искусству», М, Творческий центр» Сфера»,1999

А.М. «Рисуем и растем», 2007

«Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре», М, Просвещение, 1992

«Рисование с детьми 3 -4 лет», М, Мозаика-Синтез,2007

Д.Н. «Аппликация с детьми 3-4 лет», М, Мозаика-Синтез, 2007

— СИНТЕЗ, М, 2009

Димитров, Издательский дом «Карапуз»,2003

-ДИДАКТИКА, 2006

», Нижнекамск, 1997

, 1997

«Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста», Воронеж,2007

, 2009

Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», ВЛАДОС,2001

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Leave a Comment