экзамен философия рекламы

  1. Понятие
    массовая культура, составляющие,
    основные характеристики

Исторически
считается, что массовая культура
существовала всегда, начиная с Античности
и до наших дней. МК представлялась
античным театром, средневековыми
карнавалами, городским фольклором и
т.д. Но самого термина МК не существовало.
Было актуально деление на культуру с
большой буквы и низовую.

Массовая
культура является производной от
индустриального общества. Ее появлению
предшествовало развитие кинематографа,
звукозаписи, звуковоспроизведения,
радио, телевидения и других СМИ. Они
объединяют людей в социальное и культурное
целое, став в современном мире носителями
культуры, формируя у масс людей стандартные
вкусы и формы «культурного потребления»,
распространяя шаблоны массовой культуры
и в привилегированных, и в малообеспеченных
слоях населения.

Массовая
культура — это продукция, находящая
отзвук в сознании и душах миллионов
людей, способная создавать положительные
и отрицательные эмоции, вызывать духовное
и эстетическое сопереживание и
наслаждение. Она рассчитана на большую
аудиторию и не требует напряжения ума
и чувств для своего восприятия. Понятие
«массовая культура» впервые появилось
в 1957 г. в США в сборнике статей «Массовая
культура» под редакцией Б.Розенберга
и Д.Уайта.

Элитарная
культура – это совокупность различных
шедевров, ее исключительность и
избранность. Ее творит избранное
меньшинство и само же потребляет.

В
античную эпоху вообще не существовало
деления искусства на «элитарное» и
массовое. Культура была единой.
Произведения искусства создавались
профессионалами, получившими образование
в специальных учебных заведениях. Но
сами произведения создавались для
массового потребления. Статуи богов,
атлетов и прекрасных женщин, величественные
храмы и многое другое было доступно и,
главное, соответствовало эстетическим
потребностям широких масс населения.
Что касается системы развлечений,
культурного досуга, то их формы вообще
имели ярко выраженный массовый характер:
театральные представления и другие
виды массовых зрелищ, в том числе,
например, спортивные состязания
(Олимпийские игры) в Древней Греции, бои
гладиаторов и сцены морских сражений
или выступления трибунов — ораторов в
Древнем Риме и т.п.

Основные
черты массовой культуры:

  1. Доступность

  2. Тиражируемость
    (не существует без СМИ)

  3. Коммерцелизация

  4. Унификация
    (стандартизация)

В
современной культуре размываются
границы между массовой и элитарной
культурой.

Первоначально
существовал термин «массовое общество».
В 1944 году понятие «массовая культура»
ввел Д. Макдоналдс. Некоторые исследователи
считают 1860 годд датой возникновении
массовой культуры – в Англии был принт
закон о всеобщей грамотности.

Развитие
массовой культуры связывают с развитием
СМИ. Массовая культура – это культура
большинства. Понятие МК является
качественным, а не количественным.

К
основным составляющим массовой культуры
относят:


информационную индустрию — прессу,
телевизионные новости, ток-шоу и т.д.,
разъясняющие происходящие события
понятным языком.


индустрию досуга — фильмы, развлекательную
литературу, эстрадный юмор с максимально
упрошенным содержанием, поп-музыку и
т.д.;


систему формирования массового
потребления, центром которой являются
реклама и мода. Потребление здесь
представлено в виде безостановочного
процесса и важнейшей цели существования
человека;


тиражируемую мифологию — от мифа об
«американской мечте», где нищие
превращаются в миллионеров, до мифов о
«национальной исключительности» и
особых добродетелях того или иного
народа по сравнению с другими.

  1. Особенности
    массовой культуры. Реклама в пространстве
    массовой культуры.

  2. Теории
    «массового общества» в трудах Х.
    Ортеги-и-Гассета, О. Шпенглера,
    К. Ясперса.

  3. Концепция
    «глобальной деревни» М. Маклюэна.

Глобальная
Деревня — термин, введенный Маршаллом
Маклюэном, широко описывается в его
книгах «Галактика Гутенберга» и
«Понимание Медиа» для описания сложившейся
новой коммуникационной, а впоследствии
и культурной ситуации. Маклюэн описывает,
как земной шар «сжался» до размеров
деревни в результате электронных средств
связи, стала возможна мгновенная передача
информации с любого континента в любую
точку мира.

Сегодня
термин «глобальная деревня» главным
образом используется как метафора,
описывая Интернет и Всемирную паутину.
В Интернете физическое расстояние между
собеседниками не играет существенной
роли для общения, стираются не только
пространство и время, но происходит
сближение культур, мировоззрений,
традиций и ценностей. Из-за усовершенствованной
скорости он-лайн обмена информацией у
людей появилась возможность читать,
распространять и реагировать на ситуацию
в мире гораздо с большей скоростью.
Маклюэн полагает, что этот процесс
вынуждает людей быть вовлеченными в
дела друг друга, будто это были наши
собственные. Вступая в коммуникацию
друг с другом посредством электронных
средств связи, люди рассуждают и поступают
таким образом, как если бы они находились
совсем рядом, жили бы в «одной деревне».
Они вольно или невольно все основательнее
вторгаются в жизнь друг друга, рассуждая
обо всем увиденном и услышанном. Это
форма коммуникации формирует новую
социологическую структуру в пределах
существующего контекста культуры.

  1. Роль
    масс-медиа и рекламы в управлении
    массовым сознанием.

  2. Ценность
    как философская категория. Типология
    ценностей.

  3. Использование
    ценностей в рекламе.

  4. Понятие
    «потребление», «демонстративное
    потребление», «престижное потребление».

  5. Потребление
    как идеология современного общества.

  6. Критика
    общества потребления в трудах Т. Веблена,
    Ж. Бодрийяра, Г. Маркузе, Э. Фромма (по
    выбору студента).

  7. Вещь
    как объект потребления (анализ книги
    Ж. Бодрийяра «Система вещей»).

  8. Классификация
    вещей в книге Ж. Бодрийяра «Система
    вещей».

  9. Категория
    вещи в современной рекламе.

  10. Понятие
    «миф». Основные функции мифа.

  11. Категории
    мифов.

  12. Реклама
    как элемент медиамифологии.

  13. Понятие
    «архетип». Типология архетипов.

  14. Использование
    базовых архетипов в рекламе.

  15. Феномен
    игры в культуре и обществе.

  16. Концепция
    игры Й. Хейзинги.

  17. Реклама
    в пространстве игры. Использование
    игровых приемов в рекламе.

  18. Реклама
    в культуре постмодерна.

Leave a Comment