IV. Учебно-материальное обеспечение

IV. Учебно-материальное обеспечение

1.
Технические средства обучения:
учебно-мультимедийный комплекс,
компьютер.

2. Электронная
презентация.

V. Вопросы для самостоятельного изучения

1. Основные принципы
организации и планирования расследования.

2. Построение и
проверка следственных версий по причинам
пожара, виновникам.

VI. Вопросы для самоконтроля:

        1. ГПН и его
          структура.

        2. Компетенция
          ГПН.

        3. Органы дознания.

        4. Дознаватель и
          его компетенция.

        5. Начальник
          подразделения дознания и его
          компетенция.

        6. Нормативные
          документы, регламентирующие деятельность
          дознавателя по пожарам.

        7. Направления
          деятельности дознавателя.

        8. Проведение
          проверок.

        9. Контроль за
          административно-правовой деятельностью.

        10. Учет, отчетность,
          статистика.

        11. Взаимодействие
          с другими органами.

        12. Порядок приема
          информации о пожарах.

        13. Опасные факторы
          пожара.

        14. Учетная
          документация и отчетность.

Текст лекции Вводная часть

В своей работе
дознаватели руководствуются требованиями
конституции, уголовного,
уголовно-процессуального, гражданского,
административного законодательства,
нормативными указами президента,
постановлениями Пленума Верховного
Суда, законами о пожарной безопасности,
о прокуратуре, соответствующих приказов
МЧС, Правил пожарной безопасности и др.
Однако, при проверке деятельности
отделов надзорной деятельности ГПН в
части соблюдения действующего
законодательства при производстве по
пожарам выявляются факты нарушений в
различных подразделениях, но они сходны
по своей сути. Не рассматривая преступные
и халатные действия сотрудников, тем
не менее, можно констатировать, что эти
нарушения аналогичны в самых разных
регионах России. Чем могут быть обусловлены
эти недостатки?

Во-первых, юридическое
образование имеют буквально единицы,
специальное, техническое образование
также имеется далеко не у каждого
дознавателя. Система повышения
квалификации дознавателей желает
лучшего.

Во-вторых, на низком
уровне находится обеспечение дознавателей
нормативными актами. Подразделения
практически не обеспечиваются
нормативно-технической литературой,
не имеют справочников, комментариев,
методических рекомендаций, нет новых
методических рекомендаций по расследованию
преступлений, связанных с пожарами, а
ведь законом к компетенции ГПН отнесено
и производство дознания в полном объеме
(ст.168 ,219 ч.1,261 ч. 1,2 УК РФ).

1. Гпн как орган дознания.

В
ПОЛОЖЕНИИ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПОЖАРНОМ НАДЗОРЕ

говорится о том,

1. В целях обеспечения
пожарной безопасности в Российской
Федерации должностные лица органов
государственного пожарного надзора
федеральной противопожарной службы
(далее — органы государственного пожарного
надзора), являющиеся государственными
инспекторами по пожарному надзору, в
порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, осуществляют
деятельность по проверке соблюдения
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями
(далее — организации), гражданами
Российской Федерации, иностранными
гражданами и лицами без гражданства
(далее — граждане), а также должностными
лицами требований пожарной безопасности.

Таким
образом: Государственный
пожарный надзор

(далее — ГПН) — осуществляемая в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации, деятельность по
проверке соблюдения организациями и
гражданами требований пожарной
безопасности и принятие мер по результатам
проверки;

2.
Основной
задачей государственного пожарного
надзора является

защита жизни и здоровья граждан, их
имущества, государственного и
муниципального имущества, а также
имущества организаций от пожаров и
ограничение их последствий.

3.
К органам
государственного пожарного надзора
относятся:

1) структурное
подразделение центрального аппарата
Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, в сферу ведения
которого входят вопросы организации и
осуществления государственного пожарного
надзора;

2) управления
государственного пожарного надзора
территориальных органов Министерства
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий — региональных центров по делам
гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий;

3) управления
(отделы, отделения) государственного
пожарного надзора территориальных
органов Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий — органов,
специально уполномоченных решать задачи
гражданской обороны и задачи по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций по субъектам Российской
Федерации, и их территориальные отделы
(отделения, инспекции);

4)
отделы (отделения, инспекции, группы)
государственного пожарного надзора
подразделений федеральной противопожарной
службы, созданных в целях организации
профилактики и тушения пожаров в закрытых
административно-территориальных
образованиях (ЗАТО).

4. Деятельность
органов государственного пожарного
надзора осуществляется на основе
подчинения нижестоящих органов
государственного пожарного надзора
вышестоящим.

5.
Органы государственного пожарного
надзора руководствуются в своей
деятельности Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации,
международными договорами Российской
Федерации, нормативными правовыми
актами Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий.

6.
Органы государственного пожарного
надзора в рамках своей компетенции (в
том числе):

2) проводят в
соответствии с законодательством
Российской Федерации дознание по делам
о пожарах и по делам о нарушениях
требований пожарной безопасности;

3) ведут в установленном
порядке производство по делам об
административных правонарушениях в
области пожарной безопасности;

4) осуществляют
официальный статистический учет и
ведение государственной статистической
отчетности по пожарам и их последствиям;

Управления (отделы,
отделения) государственного пожарного
надзора главных управлений МЧС России:

° организуют
работу по проведению проверок по делам
о пожарах и по делам о нарушениях
требований пожарной безопасности;

° координируют
и контролируют производство по делам
об административных правонарушениях;

Территориальные
отделы (отделения, инспекции)
государственного пожарного надзора
управлений (отделов, отделений)
государственного пожарного надзора
главных управлений МЧС России по
субъектам Российской Федерации, отделы
(отделения, инспекции, группы)
государственного пожарного надзора
подразделений федеральной противопожарной
службы, созданных в целях организации
профилактики и тушения пожаров в ЗАТО:

° обеспечивают
проведение расследований по делам о
пожарах и по делам о нарушениях требований
пожарной безопасности;

° ведут
учет пожаров и их последствий на
обслуживаемой территории, а также другие
виды учетов.

Под
дознанием в
российском уголовном процессе
подразумевается форма
предварительного расследования,
осуществляемого дознавателем, по
уголовному делу, по которому производство
предварительного следствия необязательно.
Оно, как и предварительное следствие,
призвано решать задачи уголовного
судопроизводства, и носит процессуальный
характер.

Это означает, что порядок производства
расследования органами дознания строго
и четко регламентируется
уголовно-процессуальным законом, а
фактические данные, полученные в ходе
дознания, имеют доказательное значение
по уголовному делу.

На
основании п.
4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ

органы
Государственного пожарного надзора
федеральной противопожарной службы
относятся к органам дознания.

Полномочия по проведению дознания по
делам, связанным с пожарами возлагаются
на дознавателя начальником органа
дознания или его заместителем. От имени
органа дознания выступает его руководитель.
Руководитель принимает решения по
принципиальным вопросам — о продлении
сроков проверки, утверждении постановления
о возбуждении уголовного дела (в случае,
если предварительное следствие
обязательно), утверждении обвинительного
акта, постановления об отказе в возбуждении
уголовного дела. Уголовно-процессуальные
действия, направленные на собирание
доказательств, применение мер
уголовно-процессуального принуждения,
осуществляет дознаватель.

Статья 40.1.
Начальник подразделения дознания

1.
Начальник подразделения дознания по
отношению к находящимся в его подчинении
дознавателям уполномочен:

1) поручать
дознавателю проверку сообщения о
преступлении, принятие по нему решения
в порядке, установленном статьей 145
настоящего Кодекса, выполнение неотложных
следственных действий либо производство
дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное
дело у дознавателя и передавать его
другому дознавателю с обязательным
указанием оснований такой передачи;

3) отменять
необоснованные постановления дознавателя
о приостановлении производства дознания
по уголовному делу;

4) вносить прокурору
ходатайство об отмене незаконных или
необоснованных постановлений дознавателя
об отказе в возбуждении уголовного
дела.

2. Начальник
подразделения дознания вправе возбудить
уголовное дело в порядке, установленном
настоящим Кодексом, принять уголовное
дело к своему производству и произвести
дознание в полном объеме, обладая при
этом полномочиями дознавателя, а в
случаях, если для расследования уголовного
дела была создана группа дознавателей,
— полномочиями руководителя этой группы.

3. При осуществлении
полномочий, предусмотренных настоящей
статьей, начальник подразделения
дознания вправе:

1) проверять
материалы уголовного дела;

2) давать дознавателю
указания о направлении расследования,
производстве отдельных следственных
действий, об избрании в отношении
подозреваемого меры пресечения, о
квалификации преступления и об объеме
обвинения.

4. Указания начальника
подразделения дознания по уголовному
делу даются в письменном виде и обязательны
для исполнения дознавателем, но могут
быть обжалованы им начальнику органа
дознания или прокурору. Обжалование
указаний не приостанавливает их
исполнения. При этом дознаватель вправе
представить начальнику органа дознания
или прокурору материалы уголовного
дела и письменные возражения на указания
начальника подразделения дознания.

Статья 41.
Дознаватель

1. Полномочия органа
дознания, предусмотренные пунктом 1
части второй статьи 40 настоящего Кодекса,
возлагаются на дознавателя начальником
органа дознания или его заместителем.

2. Не допускается
возложение полномочий по проведению
дознания на то лицо, которое проводило
или проводит по данному уголовному делу
оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель
уполномочен:

1) самостоятельно
производить следственные и иные
процессуальные действия и принимать
процессуальные решения, за исключением
случаев, когда в соответствии с настоящим
Кодексом на это требуются согласие
начальника органа дознания, согласие
прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять
иные полномочия, предусмотренные
настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора
и начальника органа дознания, данные в
соответствии с настоящим Кодексом,
обязательны для дознавателя. При этом
дознаватель вправе обжаловать указания
начальника органа дознания прокурору,
а указания прокурора — вышестоящему
прокурору. Обжалование данных указаний
не приостанавливает их исполнения.

Принимая
сообщение о пожаре, либо получив
соответствующее распоряжение вышестоящего
руководителя, сотрудник ГПН приступает
к осуществлению деятельности,
регламентируемой УПК.

До возбуждения
уголовного дела такой сотрудник обладает
правовым статусом должностного лица
органа дознания. В связи с чем (ст.144 УПК
РФ) правомочен лишь на: принятие сообщения;
предварительную их проверку; принятие
мер к предотвращению и пресечению
преступлений: производство осмотра
места происшествия (на момент осмотра
он обладает правами лица, производящего
дознание). В ст.144 УПК РФ установлена
обязательность рассмотрения всех
заявлений и сообщений в трехдневный
срок; начальник органа дознания, по
ходатайству дознавателя вправе продлить
срок до 10 суток, а при необходимости
проведения документальных проверок
или ревизий прокурор вправе по ходатайству
дознавателя продлить этот срок до 30
суток.

По результатам
рассмотрения сообщения о преступлении
в соответствии с ч.1 ст.145 УПК РФ орган
дознания, дознаватель в зависимости от
этих результатов принимает одно из
следующих решений:

— о возбуждении
уголовного дела в порядке, установленном
ст.146 УПК РФ;

— об отказе в
возбуждении уголовного дела (ст.148 УПК
РФ);

— о передаче
сообщения по подследственности в
соответствии со ст.151 УПК РФ.

Leave a Comment