Методология научных исследований

145

Методология научных исследований

Содержание

1.
Предмет и задачи методологии научного
познания . . . . . . . 4

1.1.
Обыденное и научное знание . . . . . . . . . .
. . . . 4

1.2.
Предмет методологии науки . . . . . . . . . .
. . . . 7

2.
Научная проблема . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . 13

2.1.
Выбор и постановка научных проблем . .
. . . . . . . . 13

2.2.
Разработка и решение научных проблем
. . . . . . . . . 16

2.3.
Классификация научных проблем . . . . . .
. . . . . . 20

3.
Методы эмпирического исследования . .
. . . . . . . . . . . 23

3.1.
Наблюдение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

3.2.
Эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

3.3.
Измерения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

4.
Гипотеза и индуктивные методы исследования
. . . . . . . . . 51

4.1.
Гипотеза как форма научного познания
. . . . . . . . . 52

4.2.
Гипотетико-дедуктивный метод . . . . . . .
. . . . . . 58

4.3.
Математическая гипотеза . . . . . . . . . . . .
. . . 64

4.4.
Требования, предъявляемые к научным
гипотезам . . . . 69

4.5.
Некоторые методологические и эвристические
принципы построения гипотез . .
. . . . . . . . . . . . . . . . 77

4.6.
Методы проверки и подтверждения гипотез
. . . . . 88

5.
Законы и их роль в научном исследовании
. . . . . . . . . . 93

5.1.
Логико-гносеологический анализ понятия
«научный закон» 94

5.2.
Эмпирические и теоретические законы .
. . . . . . . . 104

5.3.
Динамические и статистические законы
. . . . . . . . 109

5.4.
Роль законов в научном объяснении и
предсказании . . 115

6.
Методы анализа и построения теорий . .
. . . . . . . . . . 126

6.1.
Основные типы научных теорий . . . . . . . .
. . . . 127

6.2.
Цель, структура и функция теории . . . . .
. . . . . 130

6.3.
Гипотетико-дедуктивный метод построения
теории . . . 134

6.4.
Аксиоматический способ построения
теории . . . . . . 137

6.5.
Математизация теоретического знания
. . . . . . . . . 140

1. Предмет и задачи методологии научного познания

Процесс
познания в науке можно анализировать
с различных точек зрения: философской
и социологической, психологической и
феноменологической, исторической и
логической, гносеологической и
методологической. Нас будет интересовать
прежде всего методологическая сторона
познания. Поскольку проблемы методологии
теснейшим образом связаны с философией
и логикой, при обсуждении методов науки
мы постоянно будем обращаться к понятиям
и принципам логики и диалектики.

Но
это, разумеется, не исключает, а скорее
предполагает специальное изучение тех
общенаучных приемов и средств исследования,
с помощью которых достигается новое
знание в науке.

Научное
познание по сути дела представляет
исследование, которое характеризуется
своими, особыми целями, а главное—методами
получения и проверки новых знаний.
Необходимость в специальном анализе
методов науки станет яснее, если мы
предварительно рассмотрим особенности,
которые отличают научное знание от
обыденного, а утверждения науки — от
мнений так называемого здравого смысла.

Leave a Comment