Мышление как процесс

Мышление как процесс

Исходными моментами мышления являются
вопросы или проблемы типа: «Что такое?
Почему? Как от этого избавиться? Кто
виноват? Что делать?». Появление подобных
вопросов обычно свидетельствует о
«проблемной ситуации», в которой оказался
индивид, ситуации, вызывающей мыслительное
напряжение. Психологи определяют ее
как «стимул» мыслительной активности.

Осознать, сформулировать вопрос –
значит подняться до известного понимания.
А понять, правильно определить проблему
– значит найти метод для ее разрешения.

Для
того чтобы мышление состоялось, нужна
потребность и проблемная ситуация.

Структура
мыслительного процесса решения проблемы:

  1. Мотивация.

  2. Анализ проблемы.

  3. Поиск решения.

  4. Логическое
    обоснование найденной идеи решения.

  5. Реализация решения.

  6. Проверка найденного
    решения.

  7. Коррекция.

Если
нет желания включиться в проблему,
мышление не начнется. Мышление будет
присутствовать, пока не решена проблема:
от нескольких минут до несколько часов.
Есть люди, решающие все проблемы
тривиально, на основе своего опыта, не
включая мышление. «Проблема – это
развернутое противоречие» (В.И. Ленин).
Для того чтобы ее решить, надо выдвигать
и перебирать гипотезы, то есть совершать
мыслительные операции. Когда несколько
гипотез сформулировано, происходит
взвешивание, анализ, отбрасывание и
т.д. Завершается мыслительная деятельность
формулированием ответа-мысли, формулировкой
нового суждения.

Необходимо
различать продуктивное
и репродуктивное
мышление, основанное на «степени новизны
получаемого в процессе мыслительной
деятельности продукта по отношению к
знаниям субъекта»; непроизвольное
и произвольное
мышление: непроизвольные трансформации
образов сновидения и целенаправленное
решение мыслительных задач.

Выделяют 4 стадии
решения проблемы:

– подготовка,

– созревание
решения,

– вдохновение,

– проверка
найденного решения.

Мыслительная
деятельность реализуется как на уровне
сознания, так и на уровне бессознательного,
характеризуется сложными переходами
и взаимодействиями этих уровней. В
результате успешного (целенаправленного)
действия получается результат,
соответствующий предварительно
поставленной цели, и результат, который
не был предусмотрен в сознательной
цели, является по отношению к ней побочным
(побочный продукт действия). Проблема
осознанного и неосознанного
конкретизировалась в проблему
взаимоотношения прямого (осознаваемого)
и побочного (неосознаваемого) продуктов
действия. Побочный продукт действия
также отражается субъектом, это отражение
может участвовать в последующей регуляции
действий, но оно не представлено в
вербализованной форме, в форме сознания.
Побочный продукт «складывается под
влиянием тех конкретных свойств вещей
и явлений, которые включены в действие,
но не существенны с точки зрения цели».

Основные мыслительные операции

Развертывание мыслительного процесса
начинается с анализа. Аналитическое
мышление включает в себя следующие
мыслительные операции:

абстрагирование
– вычленение отдельных признаков
изучаемого предмета и отвлечение от
остальных. При выполнении операции
абстрагирования важно, чтобы вычленялись
существенные признаки предмета; отказ
от несущественных свойств и связей;

анализ
– мысленное
разложение исходных представлений на
составные части, элементы или
характеристики;

обобщение
– мысленное объединение предметов и
явлений по тем общим и существенным
признакам, которые выделяются в процессе
абстрагирования, и
на основании этого формирование групп,
классификаций; отбрасывание единичных
признаков при сохранении общих;

синтез
– мысленное воссоединение целого из
частей, соединение различных сторон
объекта в единое целое
в новых сочетаниях;

сравнение
– установление сходства или различия
между объектами,
соотнесение выделенных или найденных
элементов с уже знакомыми для выведения
тождества или различия между объектами
и их элементами;

конкретизация
– мысленный подход от общего к единичному,
который соответствует этому общему.

Абстракция
и обобщение являются двумя взаимосвязанными
сторонами единого мыслительного
процесса, при помощи которого мысль
идет к познанию. Познание совершается
в понятиях, суждениях и умозаключениях.

В
одном мыслительном процессе может быть
несколько мыслительных операций.
Представленная выше последовательность
мыслительных операций – не догма.
Последовательность операций в разных
мыслительных процессах может быть
разной.

  1. Виды мышления.

Существует несколько
оснований для выделения видов мышления.

I.
По генезу:
филогенетический
и онтогенетический
.

  • Первая стадия развития мышления в фило-
    и онтогенезе называется наглядно-действенным
    мышлением, или предметным
    . Одновременно
    это и вид мышления, опирающийся на
    непосредственное восприятие предметов,
    реальное преобразование информации в
    процессе действий с предметами. Для
    разрешения ситуации необходима
    манипуляция с предметами. Это первичный,
    самый простой вид мышления. Он есть и
    у обезьян, и у ребенка. Ребенку трудно
    сравнить два предмета, если они в разных
    комнатах, не даны одновременно. Это был
    первый вид мышления, освоенный
    первобытными людьми. Наглядно-действенное
    мышление определяется и ограничивается
    возможностью манипулирования с
    конкретными предметами в конкретной
    наглядно данной ситуации. Может
    существовать только в условиях
    непосредственного восприятия поля
    манипулирования. У ребенка в возрасте
    до года этот тип мышления преобладает.
    В зрелом же возрасте наглядно-действенное
    мышление действует как основа для
    формирования типов мышления более
    высокого уровня (так называемые
    двигательные пробы);

  • Наглядно-образное, или образноемышление – вид мышления, характеризующийся
    опорой на представления и образы;
    функции образного мышления связаны с
    представлением ситуаций и изменений
    в них, которые человек хочет получить
    в результате своей деятельности,
    преобразующей ситуацию. Очень важная
    особенность образного мышления –
    становление непривычных, невероятных
    сочетаний предметов и свойств. В отличие
    от наглядно-действенного мышления при
    наглядно-образном мышлении ситуация
    преобразуется лишь в плане образа. Оно
    есть только у человека. Манипуляция
    совершается с образами предметов или
    представлений (представления привязаны
    к образам). В онтогенезе эта стадия
    развития мышления соответствует раннему
    и дошкольному детству. У детей к 4 годам
    уже формируется образное мышление, и
    ребенок может решать задачи в уме.
    Практические задачи решаются обычно
    с помощьюнаглядно-действенного(необходимого инженеру-механику,
    слесарю-ремонтнику) инаглядно-образного(необходимого диспетчеру авиалиний,
    цыганке-гадалке, выбирающей подходящую
    клиентку, вору-карманнику и т. п.)
    мышления.Образно-теоретическийвид свойственен поэтам, художникам,
    архитекторам, он опирается на особенности
    их мировоззрения, стиля, направления,
    «школы». В филогенезе – это последующая
    за первобытным развитием стадия
    обращения к прекрасному, художественным
    образам, так ярко выраженная эпохой
    Возрождения.Наглядно-образное
    мышление
    – человек оперирует
    наглядными изображениями объектов, их
    образами (рисунок, схема, план). Образ
    предмета позволяет объединить набор
    разнородных практических операций в
    целостную картину, расширяет сферу
    действия ручного интеллекта. На этом
    этапе развития мышления выделяется
    фаза ориентировки в ситуации. В процессе
    индивидуального развития данному
    уровню развития мышления сопутствует
    появление громкой речи как сопровождения
    фазы ориентировки. Описание ситуации
    вслух сначала для получения помощи от
    взрослого, затем для организации
    внимания и ориентировки самого ребенка
    в ситуации. Речь первоначально носит
    развернутый, внешний характер, затем
    постепенно «сворачивается», превращается
    в форму внутренней речи, которая и
    составляет основу внутренней
    интеллектуальной деятельности.
    Наглядно-образное и наглядно-действенное
    мышление являются базой для формирования
    словесно-логического мышления;

  • Словесно-логическое, понятийное,
    теоретическое
    мышление – основывается
    не на практических действиях, а на
    манипуляции понятиями, выраженными
    словами; вид мышления, осуществляемый
    при помощи логических операций с
    понятиями. Словесно-логический
    (понятийный) вид мышления предполагает,
    что имеющий такое мышление человек
    пытается решить проблему только с
    помощью логики и уже имеющихся данных,
    не обращаясь к эмпирическим (т. е.
    опытным) данным. Этот вид мышления
    необходим для учебной, учебно-профессиональной
    и трудовой деятельности. В филогенезе
    его можно соотнести с эпохой Просвещения
    – временем накопления строгих
    теоретических обобщений, научных
    законов, формул и т.д. словесно-логическое
    мышление характеризуется использованием
    понятий, логических конструкций;
    функционирует на базе языковых, знаковых
    средств; опираясь на коды языка, человек
    оказывается в состоянии выходить за
    пределы данной ситуации, усматривать
    непосредственно не наблюдаемые отношения
    и связи, решать теоретические задачи,
    делать обобщения;

  • Абстрактныйвид мышления – в основе
    лежит абстракция как мыслительная
    операция, состоящая в вычленении,
    анализе одного признака, одной стороны
    объекта, явления и отвлечении от других,
    в отделении несущественного от
    существенного и наоборот; предполагает
    использование пространственных образов,
    цифр, формул, схем.Абстрактное мышление– это такое мышление, пользуясь которым
    человек в процессе решения задачи
    обращается к понятиям, формулам, цифрам,
    выполняет действия в уме, непосредственно
    не имея дела с опытом, получаемым при
    помощи органов чувств. Он обсуждает и
    ищет решение задачи с начала и до конца
    в уме, пользуясь готовыми знаниями,
    полученными другими людьми, выраженными
    в понятийной форме, суждениях,
    умозаключениях. Абстрактное мышление
    характерно для научных теоретических
    исследований.

Абстракция
позволяет познавать содержание и
сущность предметов, явлений, устанавливать
связи между ними. Способность к абстракции
формируется на основе овладения речью,
научными знаниями. Различают наглядную
и понятийную абстракцию. Наглядная
абстракция функционирует при восприятии
схем, таблиц, чертежей. Понятийная
абстракция выходит за пределы того, что
возможно воспринять органами чувств.
Она создает с помощью слова понятие, в
котором должны быть отражены существенные
признаки, явления, иначе понятие будет
иметь малосодержательный, поверхностный
характер. В онтогенезе не каждый человек
достигает этой стадии развития мышления.
Он присущ людям, занимающимся научной
деятельностью, философам, изобретателям,
конструкторам и т.д. В филогенезе эту
стадию развития мышления можно соотнести
с XX
– XXI
веками: с авангардом в искусстве,
прогрессом в науке и технике (полеты в
космос, создание компьютеров, Интернета,
сотовых телефонов, клонирование и т.д.).

В
реальной жизни жесткой дифференциации
быть не может. Все 4 вида не только
сосуществуют, но и необходимы для
большинства видов деятельности. Все
эти виды мышления могут постепенно, с
возрастом, формироваться у одного
человека в процессе онтогенеза, все эти
виды мышления формировались постепенно
у человека в процессе филогенеза. Причем,
не обязательно, что у всех взрослых есть
словесно-логическое, или понятийное,
абстрактное мышление, оно может не
сформироваться; у некоторых детей уже
есть понятийное и зачатки абстрактного
мышления.

Leave a Comment