моб гос

МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

экзамена по методике обучения биологии

. Зарождение методики обучения естествознанию в России. Школьное естествознание и методика обучения естествознанию в 19 веке. Методика обучения биологии в 20-21 веках.

. Закономерности и принципы методики обучения биологии. Типы и концепции обучения биологии. Особенности Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения.

Компоненты содержания биологического образования. Школьный учебник как система, отражающая цели и содержание биологического образования.

. Понятие как основная единица знаний в школьном предмете «Биология». Содержание, структура и развитие биологических понятий. Система и развитие экологических понятий в школьном предмете «Биология». Методика развития понятий в процессе обучения биологии.

. Управление умственным развитием учащихся. Способы деятельности в содержании обучения биологии. Методика формирования умений и навыков в процессе бучения биологии. Формирование опыта творческой деятельности у школьников.

. Условия осуществления воспитания. Воспитание мировоззрения при обучении биологии. Экологическое воспитание при обучении биологии. Трудовое воспитание, воспитание патриотизма, этических и других черт нравственности, гражданское воспитание.

. Классификация и характеристика методов обучения биологии. Выбор методов и их развитие в обучении биологии.

Система средств обучения биологии. Виды наглядных пособий по биологии и их классификация.

. Виды, формы и метода контроля по биологии.

Система форм обучения биологии. Урок биологии, его структура и подготовка учителя к нему. Экскурсия как важная форма обучения биологии. Внеурочная и домашняя работа как формы обучения биологии. Внеклассные занятия по биологии.

Материальная база обучения биологии. Кабинет биологии как база обучения школьников. Уголок живой природы в школе. Учебно-опытный участок и его роль в обучении биологии.

в педагогических технологиях. Методика реализации педагогических технологий в биологическом образовании школьников: развивающего, проблемного, интерактивного, проектного, игрового, модульного обучения. Особенности использования технологии развития критического мышления в обучении биологии.

 

ЗАДАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Тема «Материальная база обучения биологии»

Вам необходимо оборудовать кабинет биологи. С чего Вы начнете? Какие требования предъявляют к кабинету биологии? Как и где Вы планируете хранить учебное оборудование? Какими самодельными наглядными пособиями можно оснастить кабинет, каковы методические особенности их использования в образовательном процессе?

Вы приехали в школу, в которой нет уголка живой природы. С чего начнете его создание (составьте план, подбор помещения, экспонатов). Опишите дидактическое значение уголка живой природы.

Охарактеризуйте содержание и виды деятельности учащихся на участке.

Вам необходимо организовать опытническую работу на пришкольном участке. Составьте тематику опытов на учебно-опытном участке. Спланируйте методику проведения опыта в овощном отделе на конкретном примере.

Тема «Формы организации обучения биологии»

, опишите формы и методы его работы). Какие еще виды внеклассной работы Вы можете организовать?

Организуйте экскурсию в природу по теме: «Весенние (осенние, зимние) явления в жизни экосистемы». Продумайте подготовку учащихся и учителя к экскурсии, методику ее проведения, использование результатов экскурсии.

В школе, куда Вас пригласили на работу, не практикуются летние задания учащихся по биологии, плохо оборудован натуральными пособиями кабинет биологии. Разработайте тематику и программу организации летних заданий учащимся по биологии. Составьте перечень натуральных наглядных пособий по курсу биологии для 6 класса.

Вам необходимо разработать перспективное планирование. В чем отличие годового и тематического планирования? Разработайте календарно-тематическое планирование любой темы школьного курса «Животные». Какие задачи решают выше перечисленные виды планирования?

Вам необходимо подготовить поурочный план одного из уроков по школьному курсу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (разработать цели, планируемые образовательные результаты, подобрать оборудование, методы и средства обучения, определить тип и структуру урока). Результаты работы представить в виде конспекта (технологической карты урока).

достижениями учащихся в процессе обучения биологии»

учащихся, используя словесные, наглядные и практические методы контроля. Формулируя тестовые задания, представьте один-два вопроса репродуктивного и один вопрос развивающего характера. В чем достоинства и недостатки каждого из методов контроля.

Тема «Методы обучения биологии»

Разработайте конспект (технологическую карту) урока с морфологическим содержанием по теме «Плод». Обоснуйте выбор ведущего на уроке метода. К какой группе методов он относится? Охарактеризуйте данную группу методов. Назовите особенности проведения уроков с морфологическим содержанием.

с анатомическим содержанием по теме «Клетка» (6 класс). В чем особенности методики проведения таких уроков? Какие методы преобладают на данном уроке? Охарактеризуйте данную группу методов.

Охарактеризуйте данную группу методов.

с использованием краткосрочного школьного биологического эксперимента на примере темы «Состав семян». Какими средствами Вы обеспечите активность познавательной деятельности школьников на данном уроке?

. В чем особенности методики проведения таких уроков?

На примере любой темы школьного курса «Животные» разработайте методику организации и проведения самостоятельных наблюдений учащихся по биологии. Охарактеризуйте педагогические условия организации самостоятельных работ, особенности выбора методов и приемов обучения.

Тема «Средства обучения биологии в средней школе»

Разработайте конспект (технологическую карту) урока на тему: «Внешнее и внутреннее строение листа» с использованием натуральных наглядных пособий. Назовите особенности использования данного вида наглядных пособий. Почему натуральная наглядность играет ведущую роль в преподавании биологи.

Разработайте конспект (технологическую карту) урока на тему: «Строение корня» с использованием изобразительных пособий. Приведите примеры использования учебных кино и видеофильмов на уроках биологии. В чем заключается методика использования аудиовизуальных средств?

Разработайте конспект (технологическую карту) урока на тему: «Углеводы» с использованием вербальных (словесных) пособий. Перечислите различные приемы самостоятельной работы со школьным учебником.

понятии в школьном предмете»

Докажите, что школьный курс является системой основных биологических понятий. Проследите по действующим программам и учебникам школьной биологии развитие общебиологического понятия «Клетка».

Тема «Воспитание в процессе обучения биологии.

Охарактеризуйте пути экологического воспитания в обучении биологии. Смоделируйте методику организации и проведения внеклассного мероприятия экологической направленности «Дня птиц».

Тема «Педагогические технологии в биологическом образовании»

модульную программу и технологическую карту модуля.

и др.).

Охарактеризуйте методику реализации проблемного обучения при изучении курса «Человек и его здоровье». Разработайте примеры проблемных ситуаций. Смоделируйте содержание урока по биологии в 8 классе с применением проблемного обучения.

Охарактеризуйте особенности использования интерактивных технологий в обучении биологии. Разработайте фрагмент урока по курсу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (тема урока – на Ваш выбор) использованием методов кейса и ПОПС – формулы.

В разделе «Животные» определите темы, изучение которых будет оптимальным для использования интерактивных технологий. Предложите разработку конспекта (технологической карты) урока и использованием данных технологий.

. Выбор курса и тематика уроков – по Вашему желанию.

Тема «Содержание предмета «Биология» в средней школе.

Проведите анализ программ и школьных учебников биологии, построенных по концентрической (авторские программы Пономаревой И.Н, Пасечника В.В., Романовой Н.И., Сонина Н.И. – «красная линия») и линейной (авторские программы Пономаревой И.Н., Сонина Н.И – «синяя линия») структуре.

Вам предстоит проводить уроки по различным школьным курсам биологии. Охарактеризуйте особенности содержания предмета «Биология» в общем образовании школьников. Обоснуйте выбор методов к уроку и их развитие на уроках в школьных курсах «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология».

Тема «История становления и развития методики обучения биологии»

Какие идеи, представленные в их учениях нашли воплощение в современном преподавании биологии.

 

 

 

Leave a Comment