МОИ ПОМОЩНИКИ 2009

Лангепасское городское

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №6»

города Лангепаса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

 

 

 

 

 

 

 

«Мои помощники»

памяток

по русскому языку

для начальной школы

)

 

 

 

 

 

 

подготовила

учитель начальных классов

Высоцкая Елена Тимерхановна

 

 

 

 

 

 

г. Лангепас

2012

 

 

 

Содержание

 

Лента букв

Алфавит

3. Гласные звуки

4. Транскрипция

5. Звукобуквенный анализ слов

6. Части речи (самостоятельные и служебные)

7. Имя существительное

8. Имя прилагательное

9. Глагол

10. Предложение

11. Грамматическая основа предложения

12. Второстепенные члены предложения

13. Способы проверки безударных гласных в корне слова

14. Безударная гласная в корне слова. Алгоритм проверки

15. Порядок действий при списывании

16. План фонетического разбора слов

17. Образец фонетического разбора слов

19. Морфологический разбор имени прилагательного (образец устного и письменного разбора)

Правописание суффиксов

21. Правописание приставок

23. Безударные окончания имён существительных

Разряды имён прилагательных

Титульный лист

27. Орфограммы корня

28. Состав слова

29. Синтаксический анализ предложения

30. Местоимение. Личные местоимения. Морфологический разбор личных местоимений

31. Разделительный Ъ и Ь знаки

32. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

33. Алгоритм работы по время взаимодиктанта и при работе в ПСС и ППС

34. Склонение имён существительных

35. Падежи имён существительных

Правописание безударных окончаний имён существительных

 

 

 

 

 

ЛЕНТА БУКВ

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСНЫЕ

 

Ь

 

АЛФАВИТ

21 согласная,

– не обозначают звуков.

 

   

   ё

 

краткое

   

   у

 

   Ъ

твёрдый

знак

   Я

   я

знак

 

звуки

 

 

2) только из голоса, 3) ударный или 4) образуют слоги

безударный

[у]

 

 

ВЫВОД:

               

 

 

          сколько гласных звуков, столько и слогов:

            у – гол (2 гласных – 2 слога)

 

:

;

— [п΄итак];

— [шыр΄ина]

 

 

 

 

 

 

   «Хитрые»

гласные буквы

 

]

2. в середине слова после

м

 

 

 

Транскрипция – запись звучания речи.

Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:

ёж — [й΄ош];

[΄] – обозначение мягкости согласного : пел — [п΄эл];

] – обозначение долгого согласного: ссора – [сора].

 

]:

щ

]

зч

жч

 

Способы обозначения звука [ц]:

ц

   

тс

 

 

 

 

 

 

 

Возьмите на заметку!

 

гриб — [гр΄ип], сказка — [скаска].

 

сбить — [зб΄ит΄].

   

е, ё, ю, я, и, ь: сельский — [с΄эл΄ск΄ий΄].

   

чувство — [ч΄уства], сердце — [с΄эрцэ], солнце — [сонцэ], властный — [власный΄].

 

Запомните! Все глухие согласные есть во фразе:

Стёпка, хочешь щец? – Факт, хочу!

 

 

 

Звукобуквенный анализ слова

Запиши слово.

Возьми красный карандаш, подчеркни все гласные буквы в слове.

«Сколько в слове гласных букв, столько и слогов»

.

Нарисуй схему слова.

аскрась схему.

Не забудь в схеме колокольчиком указать звонкие звуки!

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

БУКВА

 

[ ЗВУК ]

 

 

СОГЛАСНЫЙ

 

 

ЗВОНКИЙ — ГЛУХОЙ

 

МЯГКИЙ — ТВЁРДЫЙ

 

 

 

Части речи

   

Местоимение

Наречие

предмет

признак предмета   

действие предмета

число, количество и порядок предметов при счёте

не называет, а указывает

кто? что?   

какой? какая? какое?   какие?

что делать?

что сделать?

который?

кто? что?

чей?

тетрадь, клён. метель, туман, кролик, Трезор

умный, умная, умное, умные

читал, читаю, прочту

пять, трое, седьмой

я мы

ты вы

он она оно они

радостно вчера

вверху издалека

 

Служебные

к в

, а, но,

вот, даже, только, бы, ли,

не, ни

и не являются членами предложения.

 

т

)

)

   

   

неодушевлённые сущ.

что?

ветер

зелёнка

   (индивидуальное название живых существ и предметов

предметов, явлений) для отличия их от других)

   Россия

   Обь

   Толстой

 

 

и отвечает на вопросы

 

– мужской род (м.р.)

единственное число (ед.ч.)

(ср. р.)

папин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мечтать

смастерить

 

 

написать, принести

.

.

рисует.

:

– действие происходит в момент речи.

;

– действие будет происходить после момента речи.

;

– действие происходило до момента речи.

.

.

родам:

блестел

блестела

блестело

 

 

 

 

Знак в конце предложения

 

Повествовательное

(рассказ, повествование)

 

Вопросительное

(вопрос)

 

(приказ, просьба)

!

 

 

 

 

 

Грамматическая основа предложения

(главные члены предложения)

 

Подлежащее

лежащее в основе предложения)

Сказуемое

это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении.

что?

– подчёркивается одной чертой

может быть выражено:

существительным

.

местоимением

.

сочетанием слов

.

 

:

глаголом

петухи.

существительным

.

прилагательным

.

кратким прилагательным

– может быть одно подлежащее

.

– может быть одно сказуемое

в тетрадь.

предложения

служат для пояснения, уточнения, дополнения главных и других второстепенных членов и грамматически подчинены им.

Обстоятельство

Определение

поясняет сказуемое.

 

обстоятельства образа действия

Маша читает выразительно.

обстоятельства времени

Проливной дождь шёл ночью.

обстоятельства места

На тополях набухли почки.

обстоятельства причины

Земля сырая от дождя.

обстоятельства цели

Я пошёл в магазин за хлебом.

 

Зелёная листва шелестит на ветках.

Листва (какая?) зелёная.

Оля взяла мамин зонт.

.

Узнали (о чём?) об определении.

.

подчёркивается – точка тире

подчёркивается волнистой линией

подчёркивается – тире, тире

 

 

 

СПОСОБЫ ПОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

 

Измени форму слова

Подбери однокоренное слово

Один – много

зды

 

Много – один

ч

 

Что делал? Что делать? — Что делает?

шет

 

)

т

 

)

сковый

 

Слово – действие (глагол)

дит

 

Слово с уменьшительно – ласкательным значением.

здо — гнёздышко

 

 

БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

 

Алгоритм проверки

 

Прочитай слово, поставь ударение.

 

Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.

 

Для проверки гласного корня измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.

 

Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.

 

Обозначь орфограмму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

:

 

Прочитай предложение. Пойми его.

2. Прочитай чётко первое слово предложения так, как оно написано.

3. Повтори слово, сверь с напечатанным. Запомни, как пишется слово.

4. Запиши слово, чётко диктуя его себе.

5. Проверь себя: читай написанное и сверяй с напечатанным.

6. Так же списывай остальные слова предложения.

 

 

 

 

 

План фонетического разбора

 

1. Разделить слово на слоги.

2. Показать место ударения.

3. Указать количество слогов, гласных и согласных букв.

4. Дать характеристику звуков:

определяете:

по звонкости-глухости

звонкий или глухой

парный или непарный по твёрдости-мягкости

твёрдый или мягкий

определяете:

ударный или безударный

 

5. Определить количество букв и звуков.

 

 

 

Образец

фонетического разбора

– 3 слога, 5 согл., 3 гласн.

— согл., парн. глух., парн. тв.

— согл., непарн. звонк., парн. тв.

— гласн., безуд.

— согл., непарн. глух., непарн. мягк.

— гласн., уд.

— согл., парн. глух., парн. тв.

— согл., парн. глух., парн. тв.

— гласн., безуд.

8 б. 8 зв.

 

2 сл., 2 гласн., 2 согл

– согл., непарн. звонк., непарн. мягк.

– гласн., уд.

– согл., парн. глух., парн. тв.

– гласн., безуд.

– согл., непарн. звонк., парн. мягк.

_________

5 б., 5 зв.

 

 

 

 

 

 

 

Морфологический разбор

имени существительного

 

Образец устного разбора

)

2. Начальная форма (И.п., ед.ч.)

3. Постоянные признаки:

• собственное или нарицательное

• одушевлённое или неодушевлённое

• род

• склонение

4. Непостоянные признаки:

• число

• падеж

5. Синтаксическая роль в предложении.

 

Образец письменного разбора

, пригодится в старости.

 

1. В молодости – сущ., (в чём?), абстрактное понятие

2. Нач. форма – молодость

3. Пост. признаки: нариц., неодуш., ж.р.,3 скл.

4. Непост. признаки: ед.ч., П.п.

5. Дополнение

 

 

 

Морфологический разбор

имени прилагательного

 

Образец устного разбора

1. Часть речи, вопрос, общее грамматическое значение.

2. Начальная форма ((И.п., ед.ч., м.р.)

3. Постоянный признак:

• разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).

4. Непостоянные признаки:

• число

• род (в единственном числе)

• падеж.

5. Синтаксическая роль в предложении.

 

Образец письменного разбора

… (А. С. Пушкин.)

Густые (рощи) – прил. (какие?), признак.

Нач. форма – густой.

.

Непост. признаки: мн. ч., В. п.

пределение.

   

 

 

 

 

 

Суффиксы

 

Суффиксы

Значение суффиксов

Правило применения

-анан-, -янин-,

-ан-, -ян-

Житель (жители) какой-либо страны, города, края

 

Запомнить

янин

-ушк-, -юшк-,

— к-, -ок-, -ёк-,

-чик-, -еньк-,

-ечк-, -очк-

Уменьшительно-ласкательное значение

 

Запомнить

-ник-, -ниц, -чик-, -щик-,

-ик-, -ист-, -арь-,

-а-тель, -и-тель

Профессия или род занятий

 

Запомнить

-евн-, -евич-,

-ич-, -иничн-,

-овн-, -ович-

Отчества людей

 

Запомнить

-оват, -еват-

Оттенок какого-либо цвета

Запомнить

-иц-, -их-

Названия животных-мам

Запомнить

иха

 

 

-ёнок-

 

-онок-

Детёныши животных

-ёнок-.

После твёрдых согласных и

-онок-.

ёнок

 

-ик-

 

 

 

-ек-

Уменьшительно-ласкательное значение

пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется, «не убегает»

пишется, если при изменении слова гласный звук из суффикса «убегает».

ика

 

 

 

-ость-

 

о.

-ив-

 

-ев-

 

-ив-.

Без ударения пишется суффикс

-ев-.

ивый, игривый

 

евой

-лив-, -чив-

 

и.

чивый

 

 

 

 

 

ПРИСТАВКИ

 

Состоят из одного звука (буквы)

с-, в-, у-, о-

 

Неизменяемые приставки

вы-

Пишутся с гласной —о-

, со-

водок, прабабушка, прадедушка

Пишутся с гласной —а-

за-, на-, над-, раз-//рас-

-д-

под-, над-, перед-, пред-

 

-т-

от-

з//с

 

 

раз-//рас-, из-//ис-, без-//бес-

Приставка оканчивается на —з-, если корень начинается на звонкий согласный звук.

Приставка оканчивается на —с-, если корень начинается на глухой согласный звук.

 

 

 

 

Чередование согласных в корне слова

 

 

]

 

]

 

]

 

]

 

]

 

]

 

]

 

]

 

]

 

]

 

]

 

]

 

купить – куплю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безударные окончания имён существительных

 

1-ое склонение

2-ое склонение

3-е склонение

 

 

 

 

 

 

 

-ах, -ях

 

Правописание безударных окончаний

имён существительных

 

 

1 скл.

2 скл.

Р.п.

-ы, -и

 

Д.п.

 

П.п.

 

 

 

рилагательных

в начальной форме

 

окончания прилагательных

 

 

 

 

множественное число

горы

 

 

Типы текстов

 

Текст – повествование:

1. говорится о действиях предметов, о последовательных событиях;

2. действия сменяют друг друга, как кадры фильма, их нельзя увидеть все вместе;

что происходит сначала, потом и в конце?

 

Текст – описание:

1. говорится о признаках предмета или явления;

2. все признаки можно увидеть одновременно;

какой предмет?

Текст – рассуждение:

1. говорится о причинах явлений;

2. их нельзя увидеть, но можно понять;

почему это так?

 

 

Разряды имён прилагательных

 

разряды

 

признаки

значение

 

Выражают:

добрый, умный);

дой);

лый);

большой);

кий).

Определяют признак предмета через отношение:

ный);

льный);

ний);

тельский, детский)

 

степени сравнения

сравнительная степень

легче

• превосходная степень

самый лёгкий,

 

 

краткая

форма

антонимы

—-

 

 

 

 

 

МОИ

ПОМОЩНИКИ

 

 

 

 

 

Фамилия, имя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОИ

ПОМОЩНИКИ

 

 

 

 

 

Фамилия, имя

 

 

 

 

 

КОРНЯ

 

БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

 

чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

 

жинка

на

 

ПАРНАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

 

: чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

 

ка

ь

 

НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

 

о.

 

це

ный

нце

 

 

 

 

СОСТАВ СЛОВА

 

ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова.

 

форму слова.

– другу, друга, другом, о друге

– умная, умную, умные, умное

– пришла, пришло, пришли

 

ОСНОВА СЛОВА — это всё слово без окончания.

 

незабудка, прелестный, убегает

 

это общая часть однокоренных слов.

 

чтобы выделить корень, надо подобрать родственные слова.

опоздать — поздний, опоздание

книга – книжный, книголюб

 

перед корнем и служит для образования новых слов.

 

слова с другой приставкой или без приставки.

 

выход – вход, уход, приход, ходит

 

между корнем и окончанием и служит для образования новых слов.

 

чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень.

 

– ёнок.

 

Синтаксический анализ предложения

 

Подчеркни грамматическую основу предложения.

Подчеркни второстепенные члены предложения.

Укажи, какой частью речи является каждое слово предложения.

Запиши характеристику предложения.

)

ли однородными членами (какими?)

(повествовательное, вопросительное, побудительное)

(восклицательное, невосклицательное)

(распространённое или нераспространённое)

 

Вы принесёте домой самые крепкие грибы,

 

 

 

ветку алой рябины, разноцветный букет из

 

 

 

(простое, осложнено однородными членами (дополнение), побудительное, невосклицательное, распространённое)

 

Красное солнце упало за дальний сосняк, а в

 

 

 

 

печке сохнет срезанный нами подсолнух.

 

 

 

тельное, невосклицательное, распространённое)

 

Местоимение

 

— часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

 

я, ты, он, кто, что, никто, ничто, кто-то, нас, вами).

(мой, твой, наш, это, такой, какой, чей, который, ничей, некоторый).

 

Личные местоимения

лицо

ед. ч.

1 л.

я

2 л.

ты

3 л.

он, она, оно

они

 

 

 

 

 

Какие ещё бывают местоимения

• себя, мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их, этот, тот, такой, таков, столько, кто, что, какой, каков, чей, сколько, который, о чём, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, сам, самый, все, никто, ничто, ничей, некого, нечего, некто, нечто, кто-то, что-то, кто-либо, что-либо, кто-нибудь, что-нибудь, кое-кто, кое-что, некий, некоторый, какой-то, чей-то, какой-нибудь, чей-нибудь, несколько, некем, нечем

 

Морфологический разбор личных местоимений

 

Родители довольны нами.

Нами – мест.

Нач. форма – (Им.п., ед.ч. — кто? что?) мы

Пост. признаки: 1л.

Непост. признаки: Т.п., мн. ч., род определить нельзя

дополнение

 

Разделительный ь знак

   

)

)

)

)

)

 

знак – показатель мягкости согласного звука

 

ь

ма

 

 

Разделительный Ъ знак

   

)

)

)

)

 

(подъез

в предложениях с однородными членами

 

ставится

 

или да

)

 

ставится

 

,

 

 

, но

 

   

 

, или

 

 

, и , и

 

 

, или , или

 

Склонение имён существительных

 

с Ь на конце

 

 

кто?

дать

виню

доволен

о ком?

о, об, в, при, на

 

Правописание безударных окончаний

имён существительных

 

 

1 скл.

2 скл.

Р.п.

-ы, -и

 

Д.п.

 

П.п.

Алгоритм работы по ВД

 

Каждый ученик получает индивидуальную карточку.

Познакомься с содержанием карточки, выполни его письменно.

Проверь себя по образцу учителя.

найди партнёра, сядь рядом с ним.

 

 

Работа в паре

ученик

Запиши, объясняя

правописание,

подбирай

слова.

Продиктуй задание.

 

3. Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга, исправьте ошибки, поставьте свои инициалы.

 

Поблагодарите друг друга, обменяйтесь карточками, найдите нового партнёра.

 

 

Список использованной литературы

1. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2-х частях.- М.: Вентана-Граф, 2008 (Начальная школа 21 века)

 

(Начальная школа 21 века)

 

— М.: Вентана-Граф, 2007 (Начальная школа 21 века)

 

 

 

 

 

 

 

 

Leave a Comment