МОТЕЛЬ

Министерство
Образования и Науки РФ

Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение

высшего
профессионального образования

«ТОМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО —
СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГАСУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой
«РиРАН»

_____________ Л.С.
Романова

Программа – задание

на выполнение
курсового проекта на 3 курсе.

Тема:
Эскизный проект «Мотель для автотуристов»

Составили:

Ст.
преподаватель кафедры «РиРАН» О.Г.
Литвинова

Доцент кафедры
РиРАН О.А. Шкляр

Томск 2013

Семестр
V

Мотель

  1. Вводная
    часть

  2. Типология
    объектов для отдыха автотуристов

  3. Основные
    принципы проектирования жилого блока
    мотеля

  4. Выбор
    участка

  5. Состав
    автотуристического комплекса

  6. Программа-задание
    на проектирование.

  7. Состав
    проекта

  8. График
    проектирования

  9. Список
    рекомендуемой литературы

  10. Приложения.

Вводная
часть

Значительный
рост числа автовладельцев привел к
тому, что удельный вес автотуризма в
различных формах отдыха уже сегодня
составляет примерно 25 %, а в перспективе,
при создании соответствующей
инфра­структуры, его доля значительно
увеличится.

Положение
дел с проектированием и, особенно со
строительством объектов автотуризма,
в нашей стране пока еще не удовлетворительное,
и сегодня чаще всего роль специализированных
учреждений автотуризма выполняют
обычные многоэтажные гостиницы с
групповыми автостоян­ками на прилегающей
территории.

Наряду
со стремительным развитием автомобильного
туризма, возрос и объем грузовых
автоперевозок, что привело к необходимости
уделять все большее внимания организации
обслуживания автовладельцев на пути
их следования. При этом уровень
обслуживания на трассе движения должен
отвечать мировым стандартам, предъявляющим
высокие требования к степени комфортности
передвижения и отдыха автотуристов.

В
понятие «комфорт» применительно к
учреждениям автотуризма входит целый
перечень обязательных условий, таких,
как уровень организации всех видов
обслуживания отдыхающих; характер
природного или урбанического окружения;
архитектура и благоустройство самого
комплекса в целом и жилой ячейки в
частности; способ хранения (парковки)
автомобиля и характер связи автостоянки
с местом проживания (номером, домиком,
трейлером). Немаловажным требованием
является обязательная изолированность
жилой части автокомплекса от шума и
пыли, возникающих от автомобильного
движения на магистрали и на самом участке
Комплекса. Четкому разграничению
функциональных и эксплуатационных
тре­бований по отношению к различным
типам автотуристических учреждений,
мешает отсутствие единой терминологической
базы. Термины, употребляемые для их
обозначения, очень различны и многочисленны:
«авто-пансионат», «гостиница для
автотуристов», хавтолагерь» и т. д. В
данном проекте будет использоваться
термин «мотель», как наиболее устоявшееся
обозначение, и которое в настоящее время
является международно признанным
названием для гостиничного комплекса
автотуризма.

Типология
объектов для отдыха автотуристов.

Мотель
(похож на гостиницу)

— учреждение для отдыха автотуристов и
водителей грузового автотранспорта
круглогодичного режима эксплуатации,
с высоким уровнем гостиничного
обслуживания и наличием хорошо
организованной службы автосервиса.
Номера
мотеля комплектуются полным набором
оборудования, в том числе и сантехнического.
В
мотеле обязательна столовая или ресторан,
желателен магазин товаров для автотуристов.

Кемпинг
(похож на турбазу)

— учреждение сезонной эксплуатации для
отдыха автотуристов, имеющее упрощенный
комплекс всех видов об­служивания
(спальные места размещаются в домиках
облегченного типа или в палатках с
организацией общих санитарных узлов).
При кемпинге могут устраиваться
автозаправка и мастерские для мелкого
ремонта автомобилей.

Ротель
(похож на лагерь)

— учреждение сезонной эксплуатации,
предназначенное для отдыха автотуристов,
путешествующих на автомобилях с
трейлерами. В ротеле предусматривается
только оборудование территории с
выделением проездов и мест для установки
трейлерных прицепов. Все обслуживающие
помещения и сооружения ротеля размещаются
в домиках облегченного типа или в
специальных прицепных автовагончиках.

Кемпинги
и ротели, как правило, являются конечными
точками мар­шрута автотуристов. Мотели
обычно бывают транзитными по характеру
эксплуатации с круглогодичным режимом
обслуживания.
Мотели
размещаются поблизости от магистрали
и возводятся по трассе движения через
определенные интервалы, равные средней
величине дневного автопробега (300-500
км).

Основные
принципы проектирования жилого блока
мотеля

В
функции мотеля, как уже было сказано,
входит обеспечение авто­туристов и
транзитников местами для отдыха и всеми
видами сервисного обслуживания,
необходимыми при непродолжительной
остановки на маршруте движения (в том
числе и для обыкновенной ночевки или
простого обеда в пути). Функциональный
набор помещений мотеля должен учитывать
эту особенность.

Стоимость
проживания в мотеле должна быть небольшой,
поэтому из состава жилых помещений
исключаются очень дорогие люксовые
номера, апартаменты и пентхаузы.
Но
сервисное обслуживание при этом должно
обеспечиваться достаточно полное.

Вместимость
мотеля.

Как
известно, на автомобиле можно путешествовать
в одиночку, семьей из двух, трех и более
человек, а также компанией друзей.
Существует несколько способов
рационального обеспечения отдыха
различных по численности и составу
групп автотуристов.

1-й
Способ, предусматривающий строгое
нормирование вместимости номеров и их
процентное соотношение в мотеле (т. е.
вместимость не регулируется).

2-й
Способ организации спаренных номеров
различной вместимости, сообщающихся
между собой и имеющих возможность
объединения в единый номер.

Возможность
изменения вместимости номера путем
установки в нем дополнительного спального
места (при достаточной площади номера).
В гостиничных номерах часто используют
прием трансформации спального места:
семейная двуспальная кровать может
превратиться в две односпальные в
раздвинутом положении.

Сезонные
колебания числа автотуристов бывают
очень значительны, поэтому мотели лучше
проектировать с достаточной гибкостью
по вместимости в целом и отдельных
номеров в частности.

Третий
вариант (с до оборудованием дополнительных
спальных мест) получает по этой причине
все большее распространение. Для него
являются расчетными:

  1. Общее
    количество номеров или машино-мест;

  2. Стационарная
    коечная вместимость (из расчета только
    стационарных спальных мест);

Возможная
максимальная коечная вместимость (с
учетом дополнительных спальных мест).
Вместимость мотелей более 2000 мест
превышает потребности автотуризма, так
как автотуристский поток не будет
обеспечивать наполняемости гостиничных
номеров.
С
другой стороны, мотели вместимостью до
30 машино-мест, как правило, не рентабельны.
Наибольшая эффективность достигается
при вместимости от 48 до 96 машино-мест.

Один
работник обслуживает, как правило, 12
номеров. Количество номеров должно быть
кратно 12, каждый номер должен быть
снабжен са­нитарным узлом.
При
этом важно следить за тем, чтобы все
помещения этого типа располагались
поэтажно друг над другом, для удобства
проек­тирования канализационной
сети.

Для
данного проекта целесообразно принять
в качестве расчетной

Величины
вместимости 48 машино-мест. При этом
общее количество но­меров будет
несколько большим, чем количество
машино-мест, а именно, 50 номеров.

Общее
число стационарных спальных мест — 100.

Выбор
участка

Выбор
конкретного участка для постановки
мотеля возможен лишь после всестороннего
анализа всей территории района, на
котором предпо­лагается его размещение.
Район застройки должен отвечать целому
ряду требований и условий.

1.
Функционально-технические условия.
Это,
в первую очередь ра­циональное
размещение участка по отношению к
магистральным автодорогам, населенным
пунктам, местам массового отдыха,
объектам туристического притяжения.
При
этом размещение участка определяется
следую­щими правилами:


Магистраль пересекает населенный пункт
— мотель ставится вблизи магистрали в
районе въезда в этот пункт.
Такая
постановка объясняется определенными
соображениями.
В
первую очередь это позволяет избежать
ухудшения санитарно-гигиенических
условий и увеличения транспортной
нагрузки в населенном пункте. Во-вторых,
уставшему в дороге водителю-туристу
гораздо сложнее передвигаться в условиях
тесной дорожной структуры населенного
места. И самое главное: размещение мотеля
в природном окружении предпочтительнее,
это влияет на психологическое состояние
человека, дает ему возможность быстрее
расслабиться и получить полноценный
отдых.


Населенный пункт располагается в стороне
от магистрали и имеет подъездную дорогу,
транзитно проходящую через этот пункт.
Мотель ставится на участке подъездной
дороги к населенному пункту перед ними
за ним.


Населенный пункт имеет кольцевую
объездную дорогу и связан с ней подъездными
участками, выходящими на автомагистрали.
Мотель ставится на пересечении кольцевой
дороги и автомагистрали. Такое положение
мотеля наиболее характерно для размещения
вблизи небольших населенных пунктов
либо вблизи пригородных поселений
крупных населенных пунктов.


Условия шумоизоляции. Высокий уровень
шума является своеобразной «профессиональной
болезнью» учреждений автотуризма
(особенно в том случае, если участок
дороги, ведущей к мотелю, имеет уклон
более 50 или прилегает к скалам. Шум
мотора при подъеме возрастает, а скалы
создают шумовое эхо). Следует иметь в
виду, что если источник шума виден, то
он, как правило, и слышен.
А
озеленение участка защищает больше от
пыли, чем от шума.


Микроклиматические условия. Это, в
первую очередь, учет инсоляционных
возможностей участка, его аэрация,
возможность уменьшения температурных
контрастов за счет близости водоемов.
Характер
рельефа может способствовать усилению
циркуляции воздуха и снижению запы­ленности
участка.


Инженерно-технические условия. При
выборе участка должны быть учтены
обычные для гражданского строительства
требования, касающиеся прочности грунта,
уровня грунтовых вод, удобства рельефа
и т. д. Их учет позволяет исключить
сложные конструктивные решения, более
целесообразно провести инженерную
подготовку территории, что в целом
сделает проект более экономичным.

Состав
автотуристического комплекса

При
любом режиме работы и характере
эксплуатации мотель в своей структуре
всегда имеет следующие основные группы
помещений, объеди­ненные в функциональные
зоны:

  1. Зона
    отдыха (гостиничные номера, автостоянки,
    общие рекреационные зоны).

  1. Административно-хозяйственная
    зона (административные и хо­зяйственные
    помещения, помещения приемно-выездной
    группы, служебные автостоянки).

  2. Торговая
    зона (помещения группы питания, торговли,
    автостоянки для гостей ресторана и
    транзитников).

  3. Зона
    технического обслуживания (помещения
    технического обслуживания транспортных
    средств, заправочный пункт).
    Взаиморасположение основных функциональных
    зон при общем компоновочном решении
    мотеля определяется как по глубине,
    так и по высоте, по степени удаленности
    этих зон относительно автомагистрали.
    Наиболее
    удаленной всегда должна быть зона
    отдыха.

Программа-задание
на проектирование.

Состав
проекта

Общие
положения.

Проект
выполняется на подрамнике 100х100 см.

Настоящее
задание предусматривает проектирование
мотеля вместимостью 68-70 машино-мест, с
достаточно высоким уровнем комфортности
проживания. Место постановки мотеля
предлагается выбрать самостоятельно,
но в пределах заданной градостроительной
ситуации на трассе междугородного
автомобильного сообщения. На выполнение
проекта отводится 8 недель. Задачи
проектирования — познакомиться с
основными требованиями, предъявляемыми
к объекту данного типа, рассмотреть
аналоги отечественной и зарубежной
практики:

  1. Провести
    анализ градостроительной ситуации
    (учесть транспортные связи объекта
    проектирования, характер окружающей
    застройки, характер рельефа, вопросы
    ориентации и видимость объекта с
    автомобильной магистрали); принять
    решения по этажности мотеля и его
    конфигурации в плане.

  2. Разработать,
    согласно функциональным и эстетическим
    требованиям, планировку здания и его
    объемно-пространственную структуру,
    функциональное зонирование провести
    с учетом технологических особенностей
    различных зон; обратить внимание на
    вопросы разделения и взаимоувязки
    потоков посетителей и обслуживающего
    персонала.

  3. Принять
    решения по конструктивной схеме и
    основным строи­тельным материалам.

  4. Выполнить
    требования противопожарной безопасности.

  5. Процентное
    соотношение номеров принять в зависимости
    от типа номера по таблице 1.

  6. Площади
    основных групп помещений указаны в
    Таблице 2.

  7. В
    номерах, помимо спальных мест, размещаются
    необходимая мебель, холодильник,
    встроенное оборудование.
    В
    ванной комнате предусматривается
    установка комплектного сантехнического
    оборудования.

Таблица
1.

Тип
номера

Площадь,

м²

Кол-во,
%

А

Одноместный,
однокомнатный, с возможностью установки
второго спального места.
Наличие
входного

т
амбура.
Наличие ванной или душевого поддона
.

14-16
(420/480)

30

Б

Двухместный,
однокомнатный, с входным тамбуром и
ванной комнатой.

Кровать
– трансформер.

18
(630)

35

В

Двухместный,
двухкомнатный, с входным тамбуром.
Комнаты смежные, имеющие собственные
входы и туалетные помещения.
Возможность
устройст
ва
дополнительного третьего спального
места
.

24-28
(240/280)

10

Г

Трехместный,
однокомнатный, с входным тамбу-ром, с
душевым поддоном в ванной комнате.
Номера
предназначены для кратковременного
отдыха
.

24-28
(600/700)

25

100

Таблица
2.

Наименование
помещений основных групп назначения

Площадь,
м²

I.
Группа проживания

Суммируется

1.
Жилые номера (с ванной и входным
тамбуром)

1890
– 2090

2.
Гостиные (коридоры и холлы на этажах).

Наличие
определяется объемно-пространственным
решением мотеля

До
50

Помещения
дежурного персонала (на каждые 25
номеров):

27

-комната
горничных

-гладильная

-склад
грязного белья

-кладовая
уборочного инвентаря

10

8

4

5

II. Общественная
часть

Суммируется

1.
Приемно-вестибюльная группа

163

В
том числе:

-вестибюльный
холл с посадочными местами для ожидания
и отдыха

-зона
регистрации

-комната
сейфов

-помещение
администратора

-главная
касса

-багажное
отделение (хранение)

-парикмахерская

-медпункт

-туалеты

50

12

6

12

6

30

15

12

2х10

2.
Группа общественного питания:

358

-ресторан,
м²\мест

-ночной
бар (круглосуточный), м²\мест

-раздаточная

-доготовочная

-моечная
кухонной и столовой посуды

-комната
отдыха персонала

-гардероб
официантов

-холодильные
камеры

-кладовая
фруктов, напитков

-кладовая
сухих продуктов

-кладовая
вино-водочных изделий

-кладовая
овощей

-кладовая
инвентаря

100\50

50\25

30

50

20

16

12

2*18

8

8

8

10

10

З.
Помещения отдыха:

221

-бильярдная

36

-сауна,
бассейн, душевые (мужское и женское
отделение)

-раздевалки

-кладовая
оборудования

2х80

2х10

5

III.Административная
группа

1.
Служба управляющего:

Суммируется

-гл.бухгалтер

-приемная

-кабинет
директора

-туалеты

10

16

12

2х8

IV.Служебные
помещения

1.
Прачечная:

Суммируется

-рабочая
зона

-помещение
глажения и ремонта белья

-склад
грязного белья

-бельевая

40-50

8

8

8,6

2.
Инженерное отделение:

Суммируется

-комната
техперсонала с диспетчерским пультом

-столярная
мастерская

-слесарно-сантехническая
мастерская

-электротехническая
мастерская

-склад
инженерного оборудования

32

12

12

12

10

Состав
и площади основных групп помещений
мотеля даются из расчета вместимости
мотеля на 50 машино-мест и количества
номеров на 150 спальных мест.

Помещения
технического обслуживания автолюбителей
следует располагать в отдельном корпусе
на территории мотеля (проработка на
уровне генерального плана).

Основные
сервисные службы:

  1. Диагностика
    технического состояния легковых
    автомобилей;

  2. Мелкий
    ремонт и замена отдельных узлов
    автомобилей;

  3. Автомойки;

  4. Техническое
    обслуживание большегрузных автомобилей
    (на от­крытой площадке под навесом);

  5. Автозаправочная
    станция на 4 бензоколонки (располагаются
    на удалении 50 м от здания и корпусов
    мотеля).

  6. Инженерное
    отделение можно располагать в корпусе
    технического обслуживания автомобилей.

Состав
проекта

  1. Фасад
    главный, М 1:
    100.

  2. Фасад
    боковой, М 1:
    200.

  3. Планы
    поэтажные, М 1:100, М:200.

  4. План
    номеров (по типам), М 1:50.

  5. Разрез,
    М 1:100, М 1:200.

  6. Генеральный
    план, М 1:500.

  7. ТЭП.

Макет
выполняется в М 1:200 на отдельном
подмакетнике (по выбору).

При
вычерчивании планов этажей (если
позволяет масштаб) возможно использование
невыносной экспликации помещений с
указанием их площади.
На
плане номеров (М 1:50) показывается
расстановка мебели и

о
борудования.

ТЭП
проекта:

  1. Площадь
    участка, га.

  2. Площадь
    застройки, м2 (рассчитывается по плану
    I этажа).

  3. Количество
    номеров, в том числе:

Тип
«А», шт. Тип «Б», шт. Тип «В», шт. Тип «Г»,
шт.

  1. Общая
    площадь мотеля, м2, в том числе:


Группа проживания, м2;


Общественная часть, м2;


Административная часть, м2;


Служебные помещения, м2.

  1. Строительный
    объем мотеля, м3.

Министерство
Образования и Науки РФ

Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение

высшего
профессионального образования

«ТОМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО —
СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГАСУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой
«РиРАН»

_____________
Л.С. Романова

График
проектирования

на выполнение
курсового проекта на 3 курсе.

Тема:
Эскизный проект «Мотель для автотуристов»

Неделя

Занятие

Краткое
содержание работы

1-я

03.09.2013

Вводная
лекция. Выдача задания. Работа с
аналогами

06.09.2013

Клаузура.
Выбор места проектирования

Обсуждение
клаузуры на потоке

2-я

10.09.2013

Вариантное
проектирование.
Выбор
места, определение объемно-планировочного
решения

13.09.2013

Вариантное
проектирование.
Выбор
планировочной и Конструктивной схемы.
Функциональное зонирование

3-я

17.09.2013

Форэскиз.
Утверждение композиционной идеи.
Обсужде
ние

20.09.2013

Отработка
объемно-планировочного решения.
Отработка Конструктивного решения

4-я

24.09.2013

Планы,
фасады, генплан.
Решение
подъездных путей и хранения автомобилей

27.09.2013

Эскиз
проекта в масштабе. Обсуждение эскиза.
Кон
трольный
этап

5-я

01.10.2013

Доработка
окончательного варианта. Уточнение
эскиза

04.10.2013

Вьшолнение
проекта в карандаше. Макетирование

6-я

08.10.2013

Выполнение
проекта в карандаше. Макетирование

11.10.2013

Просмотр
в карандаше

7-я

15.10.2013

Окончание
макетирования. Просмотр

18.10.2013

Графическое
оформление проекта. Выбор цветографического
решения

8-я

22.10.2013

Графическая
подача проекта. Макетирование

25.11.2013

Завершение
работы. Кафедральный просмотр

Список
рекомендуемой литературы

  1. Снип
    2.07.01-89. Градостроительство. Планировка
    и застройка городских и сельских
    поселений. — М. Изд-во стандартов, 1989. —
    57 с.

  2. Снип
    2.08.02-89. Общественные здания и сооружения.
    — М.: Изд-во стан­дартов, 1989.- 13 с.

  3. Снип
    2.01.02-85. Противопожарные нормы. -М.: Изд-во
    стандартов, 1986. — 13 с.

  4. Аса
    дов А. Р. Методическое пособие по
    проектированию гостиничных комплексов
    с учетом международны норм / А. Р. Асадов,
    Т. В. Жаркова ; АТМ СА РСФСР. — М., 1991.-81 с.

  5. Барановский
    М. И. Туристические базы / М. И. Барановский.
    — М. Стройиз­дат, 1976.- 167 с.

  6. Духовный
    В. И. Мотели и кемпинги / В. И. Духовный.
    — М. Стройиздат, 1975.- 122 с.

  7. Ольхова
    А. П. Гостиницы / А. П. Ольхова. — М.
    Стройиздат, 1983. -174 с.

  8. Особенности
    проектирования туристских гостиниц в
    системе туристских маршрутов //
    Туристические учреждения и их комплексы
    : сб. Науч. Тр. ЦНИИЭП учебн. Зд. — М., 1983.-
    122 с.

  9. Проектирование
    гостиниц (обзор) / ЦНТИ по гражданскому
    строительству и архитектуре. — М.: Изд-во
    ЦНТИ, 1976.-
    50
    с.

  10. Адам
    Ф. М. Особенности
    монтажа быстровозводимых зданий.
    Монтажные и специальные работы в
    строительстве. — М., 2001. — С. 12 — 16.

  11. Адам
    Ф. М. Результаты
    обследования состояния модульных
    малоэтажныхбыстровозводимых жилых
    домов по технологии фирмы «БУК»
    // Строительные материалы, оборудование
    и технологии XXI века / М., 2005. — № 1 (72). — С.
    48 -.49.

  12. Асаул
    А. Н., Казаков Ю. Н., Быков В. Л., Князь И.
    П., Ерофеев П. Ю. Теория
    и практика использования быстровозводимых
    зданий. — СПб.: Гуманистика, 2004. — 463 с.

  13. Булгаков
    Н. Архитектурное
    проектирование энергосберегающих,
    комфортных жилых домов. Информац.
    материалы. — М., 2000. — 42 с.

  14. Козин
    П. А. Гостиницы
    как объект оценки // Деловая недвижимость.
    — 2005. — № 10 (60). — С. 14 — 15.

  15. Шкляров
    А. А., Кувшинов В. В., Бьшяева Н. А.
    Эксплуатационные
    свойства зданийиз объёмных блоков
    фирмы «БУК». Быстровозводимые и
    мобильные здания и сооружения: перспективы
    использования в современных условиях.
    — СПб, Стройиздат.: 1998. – 175 с.

Leave a Comment