МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.
Виды мотивов и мотивации учебной
деятельности

Тема
мотива и мотивации очень хорошо
разработана в педагогической психологии,
и это, как ни странно, создаёт определённые
трудности в овладении этой темой,
поскольку часто по одному и тому же
вопросу у психологов существует несколько
разных мнений, а и следовательно,
отличающихся методик для выявления
какого-либо факта. Похоже, единственный
способ решения этих трудностей –
определить свою собственную позицию
по этой проблеме, и выбрать для своей
работы те термины, те методики, которые
более понятны и ближе к «стилю»
преподавания. Что я и сделала в последующей
моей работе.

Для
лучшего понимания проблемы  целесообразно
условиться об однозначности определений
терминов «мотив» и «мотивация», хотя в
психологии встречаются различные
определения этих понятий.

Итак:
что такое «мотив»?

Мотив —
это то, что побуждает деятельность

(является
формой проявления потребности).

Что
такое «мотивация»?

Мотивация —
процесс побуждения себя и других

к
деятельности для достижения личных
целей.

Итак,
существует несколько классификаций
мотивов, перечислю некоторые из них.

 

2.1.
Классификация мотивов по Т.­ А. ­Ильиной

Мотивы,
непосредственно побуждающие:

  • зависят от
    личности и деятельности учителя,
    отобранного материала, методов.

  • опираются
    на непроизвольное внимание, основаны
    на положительных эмоциях.

Мотивы,
перспективно побуждающие:

  • связаны с
    предметной целеустремлённостью самого
    ученика, нацеленностью его деятельности
    на будущее.

  • это интерес
    к предмету, к определенной деятельности,
    к которой есть склонность; желание
    заслужить одобрение товарищей.

  • мотивы часто
    могут быть связаны с отрицательными
    эмоциями – страх перед учителем,
    родителями.

  • опираются
    на произвольное внимание, связанное с
    сознательно поставленной целью.

Мотивы
интеллектуального побуждения:

  • интерес к
    процессу умственной деятельности;

  • стремление
    найти самостоятельный ответ на вопрос,
    чувство удовлетворения от успешного
    решения, чувство удовлетворения от
    самого процесса мыслительной
    работы;

  • пробуждение
    и поддержание подобных интересов
    зависит от учителя, т.е. необходимо
    обучение учащихся приёмам умственной
    деятельности, овладения общеучебными
    умениями.

Это разделение
очень условное, мотивы переплетаются
друг с другом, переходят один в другой,
объединяются; кроме того, соотношение
мотивов меняется в зависимости от
возраста; так в младших классах –
преобладают непосредственно побуждающие
мотивы; в старших – перспективно-побуждающие
и социальные.

 

2.2.
Другой вариант классификации мотивов
учения по Т.­ А.­ Ильиной
(опирается
на две тенденции: к достижению успеха
и избеганию неудачи)

 

Задача
учителя при этом – развивать у учеников
стремление к успеху, поощрять даже
маленькие достижения, не акцентировать
внимание на неудачах.

2.3.
Вариант классификации мотивов по А.­
К.­ Марковой

(характеризующий
отношение к самой деятельности)

 

По
этой же классификации внешние мотивы
называются социальными,
а внутренние –познавательными (именно
эту классификацию я и  буду использовать
в дальнейшем).

2.4.
Выводы по мотивам деятельности ученика

  • Ведущими
    мотивами ученической деятельности
    могут быть и внешние, и внутренние
    мотивы. Разумеется, все мы хотим, чтобы
    деятельность наших учеников направлялась
    внутренними мотивами, но и внешняя
    мотивация может привести к постановке
    цели деятельности, если это только не
    отрицательный (боязнь плохой отметки),
    а положительный мотив (желание получить
    хорошую отметку).

  • Крайне важно
    знать динамику развития мотивов, и
    следить за тем, чтобы внешние положительные
    мотивы не перешли во внешние отрицательные.
    При правильно поставленном обучении
    происходит наоборот, интерес к учителю
    перерастает в интерес к предмету и
    позже – к науке, которую он представляет.

  • Реально
    каждый ученик побуждается несколькими
    мотивами, т.к. учебная деятельность
    всегдаполимотивирована.

 

2.5.
Вариант классификации мотивов по Е.
­П.­ Ильину

 

Для
понимания специфики мотива необходимо
их соотнесение с возрастом. Возрастные
особенности детей оказывают влияние
на мотивацию. Например, готовность
школьников подчиняться требованиям
взрослых резко снижается от 4-го к 7-му
классу, что свидетельствует о снижении
роли внешней и увеличении внутренней
мотивации. К сожалению, этот факт редко
принимается во внимание как родителями,
так и учителями.

 

Теперь
же интересно будет посмотреть, как
мотивируется учебная деятельность
школьника по возрастам. Ниже я привожу
таблицу, где показан возраст и
соответствующий возрасту мотив (таблица
составлена обзорно, и мотивы сознательно
упрощены, а некоторые даже и не включены,
т.к. главное назначение этой таблицы –
показать другой принцип классификации,
а также показать взаимосвязь возраста
и мотива).

 

 

Таблица
«Мотивы учебной деятельности»

 

Возраст/Группа

Мотив

Первоклассники
(дошкольники)

  • интерес
    к учению вообще

  • стремление
    к взрослости

Младшие
школьники

  • беспрекословное
    выполнение требований учителя (т.е.
    у большинства – социальная мотивация);

  • получаемые
    отметки;

  • престижный
    мотив;

  • познавательный
    мотив (очень редко).

Средние
классы

  • стойкий
    интерес к определённому предмету на
    фоне снижения общей мотивации к
    учению;

  • мотив
    посещения уроков – «не потому, что
    хочется, а потому, что надо»;

  • требуется
    постоянное подкрепление мотива учения
    со стороны в виде поощрения, наказания,
    отметок;

  • потребность
    в познании и оценке свойств своей
    личности;

  • главный
    мотив – стремление найти своё место
    среди товарищей (желаемое место в
    коллективе сверстников);

  • особенность
    мотивации – наличие подростковых
    установок.

Старшие
классы

  • основной
    мотив – подготовка к поступлению.

 

 

Как
видно из этой таблицы – мотив с возрастом
меняется, и меняется потому, что меняются
потребности. Предлагаю посмотреть
взаимосвязь мотива и потребности и
убедиться, насколько однозначно
потребность обуславливает мотив.

Последовательность
появления потребностей в онтогенезе –
снизу вверх (по А. Маслоу):

Последовательность
появления мотивов (составлено автором
исследования):

2.6.
Способы мотивации по Д. ­Г.­ Левитесу

Психологами
и педагогами предлагаются разные способы
мотивации. Я остановилась на тех, которые
мне представляются более приемлемыми
с точки зрения использования их на
каждом уроке. Это следующие способы:

Остановлюсь
подробнее на каждом способе мотивации,
сопроводив его следующими пояснениями:
суть способа – через афоризм; что дает
этот способ, или каков его результат;
чего «требует» этот способ для лучшего
его применения; помимо этого каждый
способ я сопроводила фотографией
собственных уроков, когда мною применялся
тот или иной способ. Сразу оговорюсь,
что способы мотивации «культура общения»
и «чувство юмора» показать на фото
оказалось проблематичным – не потому,
что я эти способы не использую, а потому,
что сфотографировать запах «Шанель №5»
также невозможно.

Leave a Comment