Научный стиль

8

Научный стиль

Данная
функционально-стилевая разновидность
литературного языка обслуживает
разнообразные отрасли науки (точные,
естественные, гуманитарные и др.), область
техни­ки и производства и реализуется
в монографиях, научных статьях,
диссертациях, рефератах, тезисах, научных
докладаx,
лекциях, учебной и научно-технической
литературе, сообщениях на научные темы
и т.д.

Здесь
необходимо отметить ряд существенных
функций, которые выполняет эта стилевая
разновидность: 1) отражение действительности
и хранение знания (эпистемическая
функция); 2) получение нового знания
(когнитивная функции); 3) передача
специальной информации (коммуникативная
функция).

Основной формой
реализации научного стиля является
письменная речь, хотя с повышением роли
науки в обществе, расширением научных
контактов, развитием средств массовой
коммуникации возрастает роль устной
формы общения. Реализуясь в различных
жанрах и формах изложения, научный стиль
характеризуется рядом общих экстра- и
интралингвистических особенностей,
позволяющих говорить о едином
функциональном стиле, который подвергается
внутристилевой дифференциации.

Главным
коммуникативным заданием общения в
науч­ной сфере является выражение
научных понятий и умозак­лючений.
Мышление в данной сфере деятельности
носит обобщенный, абстрагированный
(отвлеченный от частных, несущественных
признаков), логический характер. Этим
обусловлены такие специфические черты
научного стиля, как
отвлеченность,
обобщенность, подчеркнутая логичность
изложения.

Данные
экстралингвистические признаки
объединяют в систему все языковые
средства, формирующие научный стиль, и
определяют вторичные, более частные,
стилевые черты: смысловую точность
(однозначность выражения мысли),
информативную насыщенность, объективность
изложения, безобразность, скрытую
эмоциональность.

Доминирующим
фактором организации языковых средств
и научном стиле является их
обобщенно-отвлеченный характер на
лексическом и грамматическом уровнях
языковой системы. Обобщенность и
отвлеченность придают научной речи
единую функционально-стилистическую
окраску.

Для
научного стиля характерно широкое
использование абстрактной лексики,
явно преобладающей над конкрет­ной:
испарение,
замерзание, давление, мышление, отраже­ние,
излучение, невесомость, кислотность,
изменяемость
и
т.д. В отвлеченных и обобщенных значениях
использу­ются не только слова с
абстрактной семантикой, но и слова,
обозначающие вне научного стиля
конкретные предметы. Так, в предложении
В
нашей местности растут дуб, ель, береза
слова
дуб,
ель, береза
обозначают
не единичные, конкретные предметы
(конкретное дерево), а класс одно­родных
предметов, породу деревьев, т.е. выражают
не ча­стное (индивидуальное), а общее
понятие. Или в предложе­нии Микроскоп
¾
это прибор, увеличивающий в несколько
сот и даже тысяч раз
слова
микроскоп,
прибор
обознача­ют
не конкретный микроскоп или прибор, а
микроскоп, прибор вообще (всякий, любой,
каждый).

В
научном изложении почти не употребляются
слова, выражающие единичные понятия,
конкретные образы. Обоб­щенно-отвлеченный
характер речи подчеркивается также
употреблением специальных слов типа
обычно,
обыкновен­но, всегда, постоянно,
систематически, регулярно, всякий,
любой, каждый.

Поскольку
в области науки и техники требуется
макси­мально точное определение
понятий и явлений действи­тельности,
отражающее точность и объективность
научных истин и рассуждений, специфической
особенностью сло­варного состава
научного стиля является использование
терминологии. Термины характеризуются
строго опреде­ленным значением.
«Термин (от лат. terminus
¾
граница, предел) ¾
слово или словосочетание, являющееся
названи­ем специального понятия
какой-либо сферы производства, науки
или искусства. Термин не только обозначает
то или иное понятие, но и обязательно
основан на определении (дефиниции)
понятия». Например: Лексикология
¾
раздел
языкознания,
занимающийся изучением словарного
состава языка
(Лингвистика).

Каждая
отрасль науки располагает своей
терминологи­ей, объединенной в одну
терминосистему (терминология медицинская,
математическая, физическая, философская,
лингвистическая и др.). Лексическое
значение термина соответствует понятию,
выработанному в данной области нау­ки.
Термины, входящие в состав нескольких
терминосистем, в конкретном тексте
употребляются в каком-то одном значении,
характерном для определенной
терминологической системы. Например:
Реакция
¾
1.
Биол. Ответ на внешнее и внутреннее
раздражение. 2. Хим. Взаимодействие между

двумя
или несколькими веществами
(Словарь
русского языка).

Сравни
также: кризис
(полит.,
биол., электр.), клетка
(строит.,
анат., биол., матем.), раздражитель
(хим.,
биол., электр.), адаптация
(биол.,
пед.), охлаждение
(физ.,
хим.) и др.

Значительную
часть лексики научной речи составляют
слова общенаучного употребления,
использующиеся в раз­ных отраслях
знаний: величина,
функция, количество, качество, свойство,
значение, элемент, эксперимент, процесс,
множество, часть, время, результат,
следствие, условие, причина, взаимосвязь,
анализ, синтез, доказательство, система,
базироваться, поглощать, ускорять,
минимально, универсальный
и
т.д. Такие слова закреплены за строго
определенными понятиями и носят
терминологический характер.

Общеупотребительные
слова в рассматриваемом стиле используются
в их номинативном значении, что позволяет
объективно обозначить сущность понятия
или явления. Однако в конкретном научном
тексте они могут изменять свою семантику.
Например, слово предполагать
в
математических текстах обозначает
«считать, допускать»: Предположим,
что
данные треугольники конгруэнтны.

За
многозначными
общеупотребительными словами в научныx
текстах закрепляется специальное
значение. Так, существительное окончание,
имеющее
два значения (1. Завершение, доведение
чего-либо до конца. 2. Заключитель­ная
часть чего-либо), в лингвистике
употребляется как однозначное:
‘грамматически изменяющаяся часть
слова; флексия’. Глагол рассмотреть,
который
может употреб­ляться в значениях: 1.
Всматриваясь, увидеть, разглядеть. 2.
Смотря, вглядываясь, ознакомиться с
чем-либо. 3. Разо­брать, обдумать,
обсудить (Словарь русского языка), в
на­учном стиле обычно используется
в третьем значении: Рассмотрим
данный треугольник.

Фразеологические
сочетания научного стиля также
ха­рактеризуются специфическими
особенностями. Здесь упот­ребляются
общелитературные, межстилевые устойчивые
обороты, выступающие в номинативной
функции: глухой
согласный, наклонная плоскость,
рациональное зерно, де­сятичная дробь,
щитовидная железа, очаг заболевания,
точка кипения, магнитная буря,
демографический взрыв.
Первоначально
свободные словосочетания вследствие
ус­тойчивости формы и воспроизводимости
превращаются во фразеологизмы
терминологического характера (составные
термины). В отличие от других типов
словосочетаний тер­минологические
словосочетания утрачивают
образно-мета­форическую экспрессию
и не имеют синонимов. К фразео­логии
научного стиля можно отнести также
различного ро­да речевые клише:
представляют
собой, включает в себя, состоит из…,
применяется в (для)…, заключается в…,
от­носится к…
и
т.п.

Неупотребительны
в научном стиле слова и устойчивые
словосочетания с эмоционально-экспрессивной
и разговор­ной окраской, а также слова
ограниченного употребления (архаизмы,
жаргонизмы, диалектизмы и т.д.).

Стремление
к обобщению, к абстракции на морфологи­ческом
уровне проявляется как в выборе,
частотности употребления определенных
морфологических категорий и форм, а
также их значений, так и в особенностях
их функ­ционирования. Научный стиль
характеризуется явным пре­обладанием
имени над глаголом, широким употреблением
имен существительных на -ние,
-ие, -ость, -ка, -ция, -фикация
и
т.п. со значением признака действия,
состояния, изменения. Проанализируем
отрывок из «Предисловия» к «Русской
грамматике» (М., 1980. С. 3):

«Попытки
решения теоретических вопросов и научная
систематиза­ция фактов соединяются
здесь с задачами нормативными: книга
содер­жит сведения о том, какие
возможности словообразования, формы
слов, их акцентные характеристики,
синтаксические конструкции являются
для современного состояния литературного
языка единственно правильными и какие
¾
вариативными (допускаемыми) в употреблении
наряду с другими, равнозначными или
близкими по значениям».

В этом
отрывке всего 3 глагола и 18 существительных,
большинство из которых являются
отвлеченными (решение,
систематизация, возможности,
словообразование, состоя­ние,
употребление
и
др.), лексически соотносимыми с гла­голами
(взаимодействие
¾
взаимодействовать, зависимость
¾
зависеть, разработка
¾
разрабатывать, класси­фикация
¾
классифицировать
и
т.д.). По сравнению с соот­носительными
глаголами существительные характеризуются
более отвлеченным значением и, как
правило, носят терми­нологический
характер. Этим и объясняется их
преоблада­ние над глаголами.

Отвлеченность
и обобщенность научного стиля выра­жается
в широком употреблении существительных
среднего рода: излучение,
определение, воззрение, умонастроение,
перераспределение, напряжение,
возникновение, окисление
и
т.д. Среди существительных мужского и
женского рода многочисленны слова с
абстрактным значением: фактор,
импульс, стимул, синкретизм, период,
метод, способ, про­цесс, результат,
возможность, мощность, потребность,
форма, масса, величина, интенсификация
и
т.д.

Своеобразно
представлены в научной речи формы числа
и падежа имен существительных. Большинство
существительных употребляется только
в форме единственного числа, что связано
с широким использованием отглаголь­ных
существительных, а также существительных,
обозна­чающих названия химических
элементов, веществ и т.д. Для научного
стиля характерно употребление
единственно­го числа в значении
множественного: Лупа
¾
самый про­стой увеличительный прибор;
Сойка

¾
птица,
обычная в наших лесах; Ежегодно тысячи
людей отправлялись в тайгу на охоту за
соболем.
В
данных случаях существи­тельные,
обозначающие считаемые предметы (лупа,
сойка, соболь),
называют
целый класс предметов с указанием их
характерных признаков или имеют
собирательное обобщен­ное значение.
Однако абстрактные и вещественные
суще­ствительные в научном стиле
употребляются в форме мно­жественного
числа, приобретая конкретное значение
(шу­мы
в сердце, мощности, емкости
и
т.п.) или значение ‘сорт’, ‘разновидность’
(смазочные
масла, активные кислороды, низкие
температуры, белые и красные глины
и
т.д.). Формы множественного числа у
отвлеченных существитель­ных появились
под влиянием терминологических систем.

Среди
падежных форм первое место по частотности
употребления занимают формы родительного
падежа, ко­торые часто выступают в
функции определения: реакция
соединения, попытка решения, температура
плавления, норма литературного языка,
язык межнационального общения, теорема
Пифагора, аксиома параллельности, знак
конгруэнтности фигур.
После
родительного падежа по частотности
употребления идут формы именительного
и винительного падежей; в составе
пассивных конструкций распространены
формы творительного падежа: открыт
Менделеевым, установлен Ньютоном,
определен Павло­вым, создан народом.

В
научной речи употребляются преимущественно
ана­литические формы сравнительной
и превосходной степеней имен прилагательных
(более
сложный, более компактный, более инертный,
наиболее простой, наиболее важный).
Причем
превосходная степень обычно образуется
путем со­четания положительной степени
прилагательного и наречий наиболее,
наименее;
иногда
используется наречие очень
и
почти не употребляется самый.
Синтетическая
форма пре­восходной степени с суффиксами
-ейш-,
-айш-
в
силу ее эмо­ционально-экспрессивного
оттенка нетипична для научной речи, за
исключением некоторых устойчивых
сочетаний терминологического характера:
мельчайшие
частицы, про­стейшие организмы.
Из
синонимичных форм сравнительной степени
повыше
¾
несколько (немного) выше
употребляют­ся,
как правило, вторые.

Краткие
прилагательные в научном стиле, в
отступление от общей закономерности
русского языка, выражают не временный,
а постоянный признак предметов и явлений:
Чистый
этиловый спирт бесцветен; Фтор, хлор,
бром ядовиты.

Особенности
употребления глагола связаны с его
видовременными формами. Абсолютное
большинство глаголов
употребляется
в форме настоящего времени. Они вы­ражают
чаще всего атрибутивное значение или
значение констатации факта и выступают
в отвлеченном временном значении
(настоящее вневременное): Углерод
входит в состав углекислого газа; Атомы
движутся; При нагревании тела расширяются.
Настоящее
вневременное является наиболее
абстрактным, обобщенным, этим и объясняется
его преобладание в научном стиле.

Так
как глаголы в форме настоящего времени
обозна­чают постоянные признаки,
свойства, процессы или зако­номерности
явлений, при них возможно употребление
оп­ределителей типа обычно,
всегда, как правило, постоянно
и
невозможно ¾
в
настоящее время, в этот (данный) мо­мент,
сейчас
и
т.п.

Отвлеченность
значения распространяется на формы
глаголов будущего и прошедшего времени,
приобретающие вневременное значение:
Определим
площадь треугольника; Произведем опыт;
Составим уравнение; Формулу приме­нили;
Исследования производились.

Из
видовых форм глаголов наиболее частотны
в науч­ной речи формы несовершенного
вида как сравнительно более
отвлеченно-обобщенные по значению. В
научной ре­чи они составляют около
80%.

Глаголы
совершенного вида часто используются
в фор­ме будущего времени, синонимичного
настоящему вневре­менному, видовое
значение таких глаголов оказывается
ос­лабленным, в результате чего
совершенный вид в большин­стве случаев
возможно заменить несовершенным:
проведем
(линию)
¾
проводим, сравним (результаты)
¾
сравниваем, рассмотрим (неравенство)
¾
рассматриваем.

В
научном стиле распространены формы
3-го лица един­ственного и множественного
числа глаголов как наиболее
отвлеченно-обобщенные по значению.
Формы 1-го лица множественного числа
глаголов и употребляющееся при них
местоимение мы
характеризуются
дополнительными смысловыми оттенками.
Они обычно служат не для обозначения
каких-либо определенных, конкретных
лиц, а для выражения отвлеченно-обобщенного
значения. Сюда отно­сится «мы
совместности» (мы с вами),
выражающее
оттенок соучастия со слушателем или
читателем, а также употребле­ние мы
для
обозначения всякого человека, человека
вообще: мы
можем определить площадь…; мы придем
к выводу…; если мы обозначим…
Данное
значение часто выражается личной формой
глагола при отсутствии местоимения
(мо­жем
определить…; если обозначим…).
Возможна
замена личной конструкции безличной
или инфинитивной: можно
определить…, можно прийти к выводу…,
если обозначить…

Формы
1-го лица единственного числа глаголов
и ме­стоимение я
в
научной речи почти не употребляются,
так как здесь внимание сосредоточено
в первую очередь на со­держании и
логической последовательности его
изложения, а не на субъекте. Практически
не используются и формы 2-го лица
единственного и множественного числа
как наибо­лее конкретные, обычно
обозначающие автора речи и адресата. В
научной же речи адресант и адресат
отстранены; здесь важно не то, кто
говорит, а то, о чем говорят, т.е. тема
сообщения, содержание высказывания.
Адресуется научная речь обычно не
какому-то конкретному лицу, а неопределен­но
широкому кругу лиц.

Стремлением
к абстракции, к обобщению обусловлена
тенденция глагола к десемантизации.
Она проявляется в том, что, во-первых,
научному стилю свойственны глаголы
ши­рокой, абстрактной семантики:
иметь(ся),
изменять(ся), на­блюдаться, проявляться,
кончать(ся), обнаруживать(ся), существовать,
происходить, проявляться
и
т.п.; во-вторых, многие глаголы в научном
стиле выступают в роли связки: быть,
стать, являться, служить, обладать,
называться, считаться, заключаться,
отличаться, признаваться, пред­ставляться
и
др.; в-третьих, ряд глаголов выполняет
функ­цию компонентов глагольно-именных
словосочетаний (вербономинантов), в
которых основную смысловую нагрузку
несут имена существительные, а глаголы
обозначают дей­ствие в самом широком
смысле и выражают грамматиче­ское
значение: находить
применение, производить расчеты
(наблюдения, измерения, вычисления),
оказывать влияние (воздействие, давление,
помощь, поддержку, сопротивле­ние),
вступать в реакцию (во взаимодействие),
приводить к изменению (к улучшению,
усилению, ослаблению, расширению)
и
т.д. Глагольно-именные словосочетания
подобно­го типа позволяют обобщенно
представить действие и од­новременно
способствуют смысловой точности, так
как употребление словосочетания вместо
полнознаменательного глагола (находить
применение
¾
применяться, оказывать сопротивление
¾
сопротивляться)
позволяет
распро­странить именной компонент
словосочетания прилагательным, уточняющим
описание действия или процесса: находить
широкое (повсеместное
и
т.д.) применение,
оказывать сильное (заметное, постоянное,
дружное
и
т.д.) сопротивление.

В
научном стиле активны союзы, предлоги
и предлож­ные сочетания, в роли которых
могут выступать полнозначные слова,
прежде всего существительные: при
помо­щи, с помощью, в соответствии, в
качестве, в результате, по причине, на
основе, в отношении, в зависимости от…,
сравнительно с…, в связи с…, в меру
и
др. Такие предлоги и союзы позволяют
более определенно и точно по сравнению
с простыми выражать смысл, так как круг
их значении уже.

Эмоциональные и
субъективно-модальные частицы и
междометия в научной речи не употребляются.

Отвлеченность
и обобщенность научной речи на
син­таксическом уровне выражается
прежде всего в широком использовании
пассивных (страдательных) конструкций,
так как в них на первый план выдвигается
действие, а не его производитель, в
результате чего обеспечивается
объективность и неличная манера
изложения. Например: Точки
соединяются прямой линией; К двум точкам
приложены си­лы, действующие в разных
направлениях; В «Русской грам­матике»
отражены и описаны очень многие явления
разго­ворной и специальной речи.

Стремлением
к информационной насыщенности
обуслов­ливается отбор наиболее емких
и компактных синтаксиче­ских
конструкций. В научном стиле преобладают
простые распространенные и сложноподчиненные
союзные предло­жения. Среди первых
наиболее употребительны неопреде­ленно-личные
с прямым дополнением в начале предложе­ния,
синонимичные пассивным конструкциям
(Внесение
удобрений во время роста растений
называют подкорм­кой. Растения
подкармливают теми минеральными
удоб­рениями, которые требуются им в
данный период жизни).
Распространены
обобщенно-личные предложения с главным
членом, выраженным глаголом в форме
1-го лица множе­ственного числа
настоящего или будущего времени во
вне­временном значении (Проведем
прямую; Поместим состав в колбу; Обратимся
к рассмотрению…; Раствор посте­пенно
нагреваем),
а
также безличные предложения разных
типов (за исключением тех, которые
выражают состояние человека и природы):
Нужно
доказать теорему; Требует­ся определить
объем тела; Можно применить формулу;
Важно подчеркнуть, что…

Использование
номинативных предложений в научных
текстах довольно ограниченно. Они
употребляются обычно в заголовках,
формулировках пунктов плана: Запуск
косми­ческого корабля; Определение
эффективности систем ин­дексирования;
Взаимосвязь и соотношение подземной и
надземной частей растения.

Из
двусоставных наиболее частотны
предложения с со­ставным именным
сказуемым, что тесно связано с отме­ченными
выше морфологическими особенностями
научно­го стиля и обусловлено задачей
научных высказываний (определять
признаки, качества, свойства изучаемых
явле­ний). Причем в таком сказуемом в
настоящем времени ха­рактерно
употребление связки есть:
Язык есть важнейшее средство человеческого
общения.

Такой специфической
чертой научной речи, как под­черкнутая
логичность, определяется частотность
употреб­ления тех или иных типов
сложных предложений. Среди сложных
предложений в научной речи преобладают
со­юзные сложносочиненные и
сложноподчи­ненные с четко выраженной
синтаксической связью ме­жду отдельными
частями.

Преобладание
союзных предложений над бессоюзными
объясняется тем что связь между частями
сложного пред­ложения с помощью союзов
выражается более точно, однозначно.
Сравни:

Рассмотренные
словосочетания, хотя в основе их лежит
образ, нельзя признать нечленимыми в
лексическом отношении, потому что
образность одного из компо­нентов
словосочетания в данном случае еще
очень ощутима.

Рассмотренные
словосочета­ния… нельзя признать
нечле­нимыми в лексическом отно­шении:
образность одного из компонентов
словосочетания в данном случае еще
очень ощу­тима.

Из союзных
предложений наиболее употребительны
сложноподчиненные, так как при подчинении
взаимоотно­шения между отдельными
положениями выражаются более
дифференцирование и четко. Сравни:

Если соответствующим
образом выбрать начало координат, то
уравнение параболы упростится.

Выберем
соответствующим образом начало
координат, и уравнение параболы
упростится.

Среди
сложноподчиненных самыми распространенны­ми
являются предложения с придаточными
определитель­ными и изъяснительными,
в которых основная информация заключена
в придаточной части, главная же
значительной информационной функции
не выполняет, а служит лишь для перехода
от одной мысли к другой: Следует
сказать, что…; Необходимо подчеркнуть,
что…; Интересно отме­тить, что…;
Обратим внимание на то, что…; Наблюде­ния
показывают, что…; Заметим (подчеркнем,
докажем), что…

Самым
распространенным и типичным для научной
ре­чи видом связи предложений является
повторение существительных, часто в
сочетании с указательными местоимениями
этот,
тот, такой: В современной грамматической
науке применяются самые различные
способы описания грамматического строя
языка. В этих описаниях реализу­ются
разные, очень несходные концепции…

Необходимость
в четкой логической структуре научной
речи обусловливает широкое использование
в связующей функции наречий, наречных
выражений, а также других частей речи
и сочетаний слов: поэтому,
потому, сначала, затем, в заключение,
так, итак, таким образом, наконец, сверх
того
и
др. Они, как правило, стоят в начале
предло­жения и служат для объединения
частей текста (в частно­сти абзацев),
логически тесно связанных друг с другом:
Грамматические
нормы разговорной речи фиксируются
несистематически и случайно
¾
главным образом в связи с фиксацией
норм письменных и путем противопоставления
им. Поэтому разговорная речь часто
определяется как некодифицированная;
Предположим, что данные прямые пересекаются
или параллельны. Тогда обе они лежат в
некоторой плоскости.

В
научных текстах, представляющих собой
рассужде­ние или изложение выводов,
обобщений, заключений, час­тотны
вводные слова или словосочетания,
выражающие отношения между частями
высказывания: ДСМК.
Сле­довательно, прямая МК

¾
ось симметрии тетраэдра. Таким образом,
данный тетраэдр имеет три оси сим­метрии
противолежащих ребер.

Предложения
часто осложняются причастными и
дее­причастными оборотами, вставными
конструкциями, уточ­няющими членами,
обособленными оборотами: В
языке художественной литературы и
близких к ней жанров письменности
(очерки, фельетоны, мемуары, литературно
обработанные дневниковые записи и др.)
сложно взаимо­действуют письменная
и разговорная речь, специальная речь,
просторечие.

Стремлением
к смысловой точности и информативной
насыщенности обусловлено употребление
в научной речи конструкций с несколькими
вставками и пояснениями, уточ­няющими
содержание высказывания, ограничивающими
его объем, указывающими источник
информации и т.д.: По
со­ставу инструментов квинтеты бывают
однородные, на­пример, струнные
смычковые (две скрипки, два альта,
вио­лончель, реже
¾
две скрипки, альт и две виолончели) и
сме­шанные (например, струнные с
кларнетом или с фортепь­яно).

Таким
образом, на синтаксическом уровне
находит вы­ражение прежде всего одна
из основных специфических черт научного
стиля ¾
подчеркнутая логичность, которая
прояв­ляется и в особенностях
композиции. Для научного текста почти
универсальным является трехчастное
построение (вступление, основная часть,
заключение) как наиболее удачный способ
логической организации передаваемого
содержания.

Leave a Comment