Оценка физического развития с помощью индексов физического развития.

Оценка физического развития с помощью индексов физического развития.

Оценка антропометрических данных
методом индексов физического развития
в настоящее время представляет в основном
исторический интерес, поскольку цифровые
значения индексов в различные возрастные
периоды трудно систематизировать, что,
в целом лишает метод универсальности.
Тем не менее, в практическом здравоохранении
в оценке упитанности используется ряд
индексов.

Наиболее широкое распространение
получил метод оценки питанияпо соответствию массы тела ребенка его
длине тела. Примером тому может служить
массо-ростовой индекс Кетле-I, который
используется в периоде новорожденности
и отражает пренатальное состояниепитания. Снижение
массо-ростового индекса — свидетельство
пренатальной гипо­трофии.

Масса
тела при рождении (гр) / длина (см)

Рассчитывается как отношение
массы тела (гр) при рождении к его длине
(см) (при нормотрофии величина индекса
составляет 60–70).

Для оценки упитанности и
пропорциональности детей пользуются
вычислением ряда индексов, к которым
относятся: индекс упитанности Чулицкой,
вычисляемый по формуле — 3 окружности
плеча+окружность бедра+ окружность
голени-рост; все показатели в сантиметрах.
У новорожденных в норме он равен 12-18 см,
к году постепеннно увеличивается до
24-25, в 2-3 года — около 20 см.

Индекс Эрисмана вычисляется по
формуле: окружность груди -полурост в
сантиметрах. У новорожденного он равен
8-10 см, к году увеличивается до 11-13 см, в
2-3 года- 6-9 см, в 5-6 лет около 0.

Индекс Бругша вычисляется по
формуле: Окружность грудной клетки (см)
умноженная на 100 и деленная на рост стоя
в см. У новорожденных и детей до года он
равен 68-65, в 2-3 года — 65-63 см, в 6-7 лет — 63-53
см.

Индексы Эрисмана и Бругша
позволяют судить о пропорциональности
развития грудной клетки по отношению
к росту. Снижение этих индексов
свидетельствует об отставании темпов
роста грудной клетки, а повышение
индексов — об избыточной упитанности
ребенка.

Один из индексов пропорциональности
очень легко может быть применен родителями
дома при решении вопроса, пора или нет
отдавать ребенка в школу. Это так
называемый филиппинский тест: ребенка
просят попытаться достать рукой через
макушку, не наклоняя головы, кончик
противоположного уха. Если ребенок не
может дотянуться до уха, значит, его
мозг еще не созрел для того, чтобы
усваивать учебную программу. Если к
тому же у малыша не прорезалось ни одного
постоянного зуба, родителям следует
серьезно подумать, следует ли снаряжать
сына или дочь в первый класс. Для таких
детей школьная нагрузка, скорее всего,
окажется непосильной, что повлечет
возникновение проблем со здоровьем.

Филиппинский
тест

В пубертатном
периоде изменения массы тела происходят
не столько за счет нарастания жировой
ткани, сколько за счет увеличения, в
первую очередь, костной и мышечной
массы. Поэтому оценка питанияу пациентов препубертатного и пубертатного
возраста по центильному распределению
массы тела относительно его длины
является некорректной. В таких случаяхадекватностьпитанияможно
оценивать сообразно принятым во взрослой
практике коэффициентам, в частности —
по индексу массы тела (ИМТ) или индексу
Кетле-II.

Масса
тела (кг) / квадрат длины тела (м²)

Индекс массы тела
(индекс Кетле-II) представляет собой
отношение массы тела (в килограммах) к
квадрату длины тела (в метрах).
Рассматриваемый индекс широко используют
для оценки состояния питанияв терапии и аку­шерстве. По мнению
ведущих отечественных педиатров
[ВоронцовИ.М., Мазурин А. В., 2001], индекс
Кетле-II должен найти широкое распространение
в подростковом возрасте.

Leave a Comment