Понятие истины

Понятие истины

Непосредственная
цель познания — истина, путь к которой
обычно сложен, труден и противоречив.
Постоянный и необходимый спутник истины
(а не случайная аномалия) на всех этапах
ее развертывания и углубления заблуждение.
Вопросы о том, «Что есть истина?» и
«Каковы способы избавления от
заблуждений?» («идолов разума»,
по Бэкону) всегда интересовали людей —
и не только в сфере науки. Категории
истины и заблуждения — ключевые в теории
познания, выражающие две противоположные,
но неразрывно связанные стороны единого
процесса познания, каждая из которых
имеет свою специфику.

Заблуждение
— знание, не соответствующее своему
предмету, не совпадающее с ним. Будучи
неадекватной формой знания, оно главным
своим источником имеет ограниченность,
неразвитость или ущербность
общественно-исторической практики и
самого познания. Заблуждение по своей
сути есть искаженное отражение
действительности, возникающее как
абсолютизация результатов познания
отдельных ее сторон. Например, заблуждением
в целом является «теоретическая
астрология», хотя отдельные моменты
истины в ней имеются. Так же как в научной
астрономии содержатся заблуждения, но
в целом эта система истинного знания,
подтвержденная наблюдениями.

Заблуждения,
конечно, затрудняют постижение истины,
но они неизбежны, есть необходимый
момент движения познания к ней, одна из
возможных форм этого процесса. Например,
в форме такого «грандиозного
заблуждения» как алхимия происходило
формирование химии как науки о веществе.

Заблуждения
многообразны по своим формам. Следует,
например, различать заблуждения научные
и ненаучные, эмпирические и теоретические,
религиозные и философские и т.д. Среди
последних существуют такие как эмпиризм,
рационализм, софистика, эклектика,
догматизм, релятивизм и др.

Заблуждения
следует отличать от лжи — преднамеренного
искажения истины в чьих-то корыстных
интересах — и связанной с этим передачи
заведомо ложного знания, дезинформации.
Если заблуждение — характеристика
знания, то ошибка результат неправильности
действий индивида в любой сфере его
деятельности: ошибки в вычислениях, в
политике, в житейских делах и т.д. Выделяют
ошибки логические — нарушение принципов
и правил логики и фактические, обусловленные
незнанием предмета, реального положения
дел и т.п.

Развитие
практики и самого познания показывает,
что те или иные заблуждения рано или
поздно преодолеваются: либо сходят со
сцены (как, например, учение о «вечном
двигателе»), либо превращаются в
истинные знания (превращение алхимии
в химию). Важнейшие предпосылки преодоления
заблуждений — изменение и совершенствование
породивших их социальных условий,
зрелость общественно-исторической
практики, совершенствование наблюдений
и экспериментов, развитие и углубление
знаний и методов его получения.

Истина
— знание, соответствующее своему предмету,
совпадающее с ним. Иначе говоря, это
верное, правильное отражение
действительности — в живом созерцании
или в мышлении. Поэтому первый и
исходный признак (свойство) истины
-объективность:
конечная обусловленность реальной
действительностью, опытом, практикой
и независимостью содержания истинного
знания от отдельных людей (как, например,
утверждение о том, что Земля вращается
вокруг Солнца). Истина не есть свойство
материальных объектов (например, «дом
есть истина»), а характеристика знаний
о них.

Будучи
объективна по своему внешнему материальному
содержанию, истина субъективна по своим
внутренним идеальным содержанию и
форме: истину познают люди, выражающие
ее в определенных субъективных формах
(понятиях, законах, теориях и т.п.).
Например, всемирное тяготение изначально
присуще материальному миру, но в качестве
истины, закона науки оно было открыто
Ньютоном.

Истина
есть процесс, а не некий одноразовый
акт постижения объекта сразу, целиком
и в полном объеме. Для характеристики
объективной истины как процесса
применяются категорииабсолютного(выражающей устойчивое, неизменное в
явлениях) иотносительного(отражающей изменчивое, преходящее).
Абсолютная и относительная истина — это
два необходимых момента одной и той же
объективной истины, любого истинного
знания. Они выражают разные ступени,
стороны познания человеком объективного
мира и различаются лишь по степени
точности и полноте его отражения. Между
ними нет китайской стены. Это не отдельные
знания, а одно, хотя каждая из данных
сторон, моментов имеет свою специфику.

Абсолютная
истина (точнее, абсолютное в объективной
истине) понимается, во-первых, как полное,
исчерпывающее знание о действительности
в целом гносеологический идеал, который
никогда не будет достигнут, хотя познание
все более приближается к нему. Во-вторых,
как тот элемент знаний, который не может
быть никогда опровергнут в будущем:
«Птицы имеют клюв», «Люди смертны»
и т.д. Это так называемые вечные истины,
знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная
истина (точнее, относительное в объективной
истине) выражает изменчивость каждого
истинного знания, его углубление,
уточнение по мере развития практики и
познания. При этом старые истины либо
заменяются новыми (например, классическая
механика сменилась квантовой), либо
опровергаются и становятся заблуждениями
(например, истина о существовании вечного
двигателя, понятия о теплороде, флогистоне
и т.п.). Относительность истины заключается
в ее неполноте, условности, приблизительности,
незавершенности. Абсолютная истина в
виде целостного фрагмента знания
складывается из суммы относительных,
но не путем механического соединения
готовых истин, а в процессе исторического
развития познания и синтеза его
результатов.

Существует
две крайние позиции в понимании отношения
абсолютного и относительного моментов
в истине. Догматизм преувеличивает
значение устойчивого момента, релятивизм
— изменчивой стороны каждой истины.

В
свое время Гегель справедливо подчеркивал,
что абстрактной истины нет, истина
всегда конкретна. Это значит, что
любое истинное знание всегда определяется
в своем содержании и применении данными
условиями места, времени и многими
другими специфическими обстоятельствами,
которые познание должно стремиться
учесть как можно точнее. Игнорирование
определенности ситуации, распространение
истинного знания за пределы его
действительной применимости, неминуемо
превращает истину в свой антипод — в
заблуждение. Даже такая простая истина
как положение о том, что «сумма
внутренних углов треугольника равна
2d» истинно лишь для Евклидовой
геометрии и становится заблуждением
за ее пределами, например, в геометрии
Лобачевского-Римана.

Таким
образом, объективная, абсолютная,
относительная, конкретная и абстрактная
истины — это не разные сорта истин, а
одно и то же истинное знание с этими
своими характерными признаками
(свойствами).

Кроме
названных, некоторые авторы выделяют
такие свойства истины как непротиворечивость(с точки зрения формальной логики),простота, красота,эвристичность
(способность знания к саморасширению),когерентность(согласованность
данного знания с фундаментальными
идеями), способность к самокритичной
рефлексии, антиконъюнктурность, плюрализм
знания и др.

Вопрос
о том, можно ли отграничить истину от
заблуждения, и если можно, то каким
именно образом, всегда интересовал
познающую мысль. Это и есть вопрос о
критерии истины. В истории философии
и науки высказывались различные точки
зрения на сей счет. Так, Декарт критерием
истинных знаний считал их ясность и
отчетливость. Фейербах такой критерий
искал в чувственных данных («Там, где
начинается чувственность, кончается
всякий спор»). Но оказалось, что ясность
и отчетливость мышления — вопрос крайне
субъективный, а чувства нередко нас
обманывают: видимое движение Солнца
вокруг Земли, излом чайной ложки в
стакане с водой на ее границе с воздухом
и т.п.

В
качестве критерия истины выдвигались
общезначимость(то, что признается многими людьми); то,
что является выгодным, полезным, приводит
к успеху — прагматизм (от греч. pragma — дело,
действие); то, что соответствует условному
соглашению — конвенционализм (от лат.
conventio договор, соглашение); то, во что
люди сильно верят; то, что соответствует
мнению авторитетов и т.д.

В
каждой из приведенных точек зрения о
критерии истины содержались отдельные
рациональные идеи: важная роль
чувственности в постижении истины,
требование ясности, простоты и красоты
при построении тех или иных форм знания
и др. Однако указанные концепции не
смогли удовлетворительно решить проблему
критерия истины, ибо в его поисках не
выходили, как правило, за пределы самого
знания.

Диалектико-материалистическая
философия соединила всеобщность критерия
истины с непосредственной действительностью
путем введения в теорию познания
общественно-исторической практики.
Последняя во всем своем объеме и полноте,
а также в целостном историческом развитии
(в единстве прошлого, настоящего и
будущего) была представлена решающим
— в конечном итоге — критерием истины.
История познания подтвердила этот
вывод.

Говоря о логическом критерии истины,
нельзя ограничивать его законами
формальной логики. Кажется очевидным,
что диалектический метод в совокупности
всех своих элементов представляет собой
своеобразную форму логического критерия
истины, которая в «снятом виде»
содержит в себе критерий формально-логический,
а не отвергает его.

В добывании истины, как и в ее проверке,
необходимо единство теории и практики,
которое есть коренной принцип философской
гносеологии. Это такое их диалектическое
взаимодействие, в котором все же практика
выше, важнее познания, и — как уже было
показано ранее — исходный и конечный
пункт, основа этого процесса.

Характерной
чертой истины является наличие в ней
объективной и субъективной сторон.

Истина,
по определению, — в субъекте, но она же
и вне субъекта. Истина субъектна. Когда
мы говорим, что истина «субъективна»,
это значит, что она не существует помимо
человека и человечества; истина объективна
— это значит, что истинное содержание
человеческих представлений не зависит
ни от человека, ни от человечества.

Из
понимания истины как объективной, не
зависящей от индивидов, классов,
человечества, следует ее конкретность.

Конкретность
истины — это зависимость .знания от
связей и взаимодействий, присущих тем
или иным явлениям, от условий, места и
времени, в которых они существуют и
развиваются. Реализацию принципа
конкретности можно было видеть из
приведенного только что примера с
атомистической гипотезой. Пример,
нередко приводимый в литературе:
утверждение «вода кипит при 100 градусах
Цельсия» правильно при наличии нормального
атмосферного давления (760 мм ртутного
столба) и неправильно при отсутствии
этого условия. В понятие конкретной
истины включается указание на время.
Имеется в виду время существования
объекта и момент или период его отражения
субъектом. Если же «время объекта» или
«время субъекта» меняется, то знание
может потерять свою объективность.

Таким
образом, абстрактной истины нет, истина
всегда конкретна. Конкретность включается
в объективную истину. Вследствие этого
понятие истины неотъемлемо от ее
развития, от понятия творчества,
необходимого для дальнейшей разработки
и развития знания.

Объективная
истина имеет 3 аспекта: бытийственный,
аксиологический и праксеологический.

Бытийственный(онтологический,)
аспект

связан с фиксацией в ней бытия как
предметно-субстратного, так и духовного
(в последнем случае — когда объектом
познания индивида становится духовный
мир другого человека, установленные
теории, система догматов и пр.) . Само же
это бытие является данным субъекту как
объект, т. е. как объективная реальность,
хотя и сопряженная с субъектом, но
находящаяся вне субъекта познания. Сама
истина обретает собственное бытие. В.
С. Соловьев отмечал: «Истина заключается
прежде всего в том, что она есть, т.е. что
она не может быть сведена ни к факту
нашего ощущения, ни к акту нашего
мышления, что она есть независимо от
того, ощущаем ли мы ее, мыслим ли мы ее
или нет… Безусловная истина определяется
прежде всего не как отношение или бытие,
а как то, что есть в отношении, или как
сущее» (Соч. в двух томах. Т. 1. М., 1988. С.
691) .

Аксиологический
аспект

истины состоит в нравственно-этической,
эстетической ее наполненности, в тесной
связи с смыслом жизни, с ее ценностью
для всей, в том числе практической
деятельности человека. Само понятие
«истина» в русском языке неотрывно от
понятия «правда». Известный ученый А.
Д. Александров пишет, что само понятие
«правда» охватывает и объективную
истину, и моральную правоту. «Стремление
найти истину, распространить и утвердить
ее среди людей оказывается существенным
элементом моральной позиции по отношению
к людям… Знание истины обогащает
человека, позволяет ему лучше
ориентироваться в действительности.
Поэтому ложь не просто противна истине.
Тот, кто лжет, как бы обкрадывает человека,
мешает ему понимать происходящее и
находить верные пути, стесняет его
свободу, налагает на него оковы искаженного
взгляда на действительность. Искажение
и сокрытие истины всегда служило
угнетению. Неуважение к истине, безразличие
к ней выражает неуважение, безразличие
к людям; надо совершенно презирать
людей, чтобы с апломбом вещать им, не
заботясь об истине» («Истина как моральная
ценность» // «Наука и ценности».
Новосибирск, 1987. С. 32) .

Праксеологический
аспект

истины демонстрирует включенность в
истину момента ее связи с практикой.
Сам по себе этот момент как ценность,
или полезность истины для практики
входит в аксиологический ее аспект,
однако, есть смысл в том, чтобы выделять
его в качестве относительно самостоятельного.

Философ
М. М. Рубинштейн обращал внимание на
освободительный характер истины: каждая
познанная истина, подчеркивал он,
означает новый раскрытый простор для
действия; предвидя будущее и объединяя
его со своими принципами, человек не
только ждет будущего, но он способен и
творить его; истина — жизнесозидательна,
ложь жизнеразрушительна («О смысле
жизни». Ч. 2 М., 1927. С. 101, 103, 96) .

Итак,
мы рассмотрели три аспекта истины. Среди
них ведущим, основным является
бытийственный аспект. Хотя определений
понятий «истина» имеется множество (и
они имеют право на существование) , все
же исходным является то, которое
непосредственно касается его бытийственной
сути;

1. В
истории философии существовали разные
взгляды на возможности получения
достоверных знаний:

  • Эмпиризм
    – все знание о мире обосновывается
    только опытом (Ф. Бэкон)

  • Сенсуализм
    – только при помощи ощущений можно
    познавать мир (Д.Юм)

  • Рационализм
    – достоверное знание может быть
    почерпнуто только из самого разума (Р.
    Декарт)

  • Агностицизм
    – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)

  • Скептицизм
    – получать достоверные знания о мире
    нельзя (М. Монтень)

Истина есть
процесс, а не некий одноразовый акт
пости­жения объекта сразу в полном
объеме.

Истина
едина, но в ней выделяются объективный,
абсо­лютный и относительный аспекты,
которые можно рассмат­ривать и как
относительно самостоятельные истины.

Объективная
истина
 —
это такое содержание знания, которое
не зависит ни от человека, ни от
человечества.

Абсолютная
истина 

это исчерпывающее достовер­ное знание
о природе, человеке и обществе; знание,
которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная
истина
 —
это неполное, неточное зна­ние,
соответствующее определенному уровню
развития об­щества, который обусловливает
способы получения этого знания; это
знание, зависящее от определенных
условий, места и времени его получения.

Разница
между абсолютной и относительной
истинами (или абсолютным и относительным
в объективной истине) в степени точности
и полноты отражения действительности.
Истина всегда конкретна, она всегда
связана с определенным местом, временем
и обстоятельствами.

Не
все в нашей жизни поддается оценке с
точки зрения ис­тины или заблуждения
(лжи). Так, можно говорить о разных оценках
исторических событий, альтернативных
трактовках произведений искусства и
т. п.

2. Истина –
это знание, соответствующее своему
предмету, совпадающее с ним. Другие
определения:

  1. соответствие
    знаний действительности;

  2. то,
    что подтверждено опытом;

  3. некое
    соглашение, конвенция;

  4. свойство
    самосогласованности знаний;

  5. полезность
    полученного знания для практики.

Аспекты
истины:

Объективная
истина
 –
такое содержание знания, которое не
зависит ни от человека, ни от человечества

Абсолютная
истина

Относительная
истина

  • исчерпывающее
    достоверное знание о природе, человеке
    и обществе;

  • знания,
    которые никогда не могут быть
    опровергнуты.

  • неполное,
    неточное знание, соответствующее
    определенному уровню развития
    общества, который обусловливает
    способы получения знания;

  • знания,
    зависящие от определенных условий,
    места и времени их получения.

Истина
конкретна
 –
связана с определенным местом, временем,
обстоятельствами

3. Критерии
истины 

то, что удостоверяет истину и позволяет
отличить ее от заблуждения.

1.
соответствие законам логики;

2.
соответствие ранее открытым законам
науки;

3.
соответствие фундаментальным законам;

4.
простота, экономичность формулы;

5.
парадоксальность идеи;

6.
практика.

Основные
концепции истины

Концепция
истины

Определение
истины

Критерий
истины

Классическая

Истина
есть соответствие мыслей и высказывании
действительности

Чувственный
опыт и/или ясность и отчетливость

Когерентная

Истина
есть согласованность знаний

Согласованность
с общей системой знаний

Прагматическая

Истина
есть практически полезное знание

Эффективность,
практика

Конвенциональная

Истина
есть соглашение

Всеобщее
согласие

Поскольку
у каждого критерия истины имеются свои
недостатки, все критерии можно
рассматривать и как взаимодополняющие.
В таком случае истиной однозначно можно
назвать только то, что удовлетворяет
всем критериям.

Имеются
и альтернативные трактовки истинности.
Так, в религии говорится о сверхразумной
истине, основанием которой является
Священное Писание. Многие современные
течения (например, постмодернизм) вообще
отрицают существование какой-либо
объективной истины.

Современная
наука придерживается классической
трактовки истины и считает, что истина
всегда объективна (не
зависит от желаний и настроений
человека), конкретна (не
бывает истины «вообще», вне четких
условий),процессуальна (находится
в процессе постоянного развития).
Последнее свойство раскрывается в
понятиях относительной и абсолютной
истины.

Leave a Comment