Предмет психологии

К теме: Различные представления о
предмете психологии.
Термин «Психология»
в переводе на русский язык с греческого
означает «наука о душе». В научном
употреблении термин «Психология»
впервые появился в 16 в. Сначала он
относился к особой науке, которая
занималась изучением душевных (психических
явлений). Позже, в 17-19 вв. область, изучаемая
психологией, расширяется и включает не
только осознанные, но и неосознанные
явления.Психология – это наука о
психике и психических явлениях.
Психические явления – это
1) психические процессы 2) психические
состояния 3) психические свойства
личности.1) Психич процессы выступают
в качестве первичных регуляторов
поведения человека, имеют определенное
начало, течение и конец. На основе этих
процессов формируются знания, умения,
навыки. 2) На основе психических процессов
формируются психические состояния,
которые характеризуют состояние психики
в целом и имеют свою динамику (длительность,
направленность, устойчивость,
интенсивность). Эти состояния влияют
на результат психических процессов и
могут способствовать или тормозить
деятельность. Это подъем, угнетенность,
страх, бодрость, уныние. 3) Психические
свойства личности – наиболее существенные
особенности личности, обеспечивающие
определенный количественый и качественный
уровень деятельности и поведения
человека (направленность, темперамент,
способности, характер). Они характеризуются
большей устойчивостью и постоянством.
Уровень развития психических свойств,
особенности развития психических
процессов и преобладающие психические
состояния определяют неповторимость
человека, его индивидуальностьть.
Предметом психологии является психика
и психические явления как одного
конкретного человека, так и психические
явления, наблюдаемые в группе и
коллективах.Главная
задача – исследованиее психических
явлений.

Гальперин
П.Я.

Эволюция
предмета
.
Душа
признавалась
всеми до начала 18 в., до того, как сложились
основные представления, а затем и первая
система психологии современного типа.
Представления
о душе были главным образом идеалистическими.
Но
были и материалистические теории души.
Они вели свое начало от представлений

Демокрита и
описывали душу как тончайшую материю,
пневму, частицы которой — круглые,
гладкие и чрезвычайно активные —
проникали между более крупными и менее
подвижными атомами и, толкая, приводили
их в движение. Душа считалась причиной
всех процессов в теле, включая и собственно
«душевные движения».

Явления
сознания как предмет психологии
.
Место души заняли явления, которые мы
фактически наблюдаем, находим «в себе»,
оборачиваясь на свою «внутреннюю
душевную деятельность». Это наши мысли,
желания, чувства, воспоминания и т. д.
Джон
Локк – его можно считать основоположником
такого понимания предмета психологии,
указывал на то, что, в отличие от души,
явления сознания суть нечто не
предполагаемое, а фактически данное, и
в этом смысле такие же бесспорные факты
внутреннего опыта, какими являются
факты внешнего опыта, изучаемые прочими
науками. Поведение как предмет психологии.

Поведение
как предмет психологии

Бихевиоризм
(от англ. behaviour – поведение) — психологическое
направление, начало которого было
положено публикацией в 1913 г. статьи
американского психолога Дж. Уотсона
«Психология с точки зрения бихевиориста».
В качестве предмета психологии в нем
фигурирует не субъективный мир человека,
а объективно фиксируемые
характеристики поведения,
вызываемого какими–либо внешними
воздействиями. При этом в качестве
единицы анализа поведения
постулируется связь стимула (S) и ответной
реакции (R). 

Представители
бихевиоризма оказались перед жестким
выбором: или перейти к изучению
физиологических механизмов поведения,
т. е. стать физиологами и сказать: нет
никакой психологии, есть только физиология
поведения; или изучать механизмы
поведения без физиологии, т. е. только
как соотношение стимулов и реакций.
Такова была фундаментальная позиция
«классического» бихевиоризма. Но очень
скоро, уже в конце 20-х годов, стало
очевидно, что нельзя объяснить ни
поведение человека, ни поведение
животного одним сочетанием наличных
стимулов и прошлого опыта; что в промежутке
между действием стимулов и поведенческими
реакциями происходит какая-то активная
переработка поступающей информациикоторую
нельзя свести к влиянию следов прошлого
опыта; что это какие-то активные процессы,
без учета которых не удается объяснить
реакцию животного на наличные стимулы.
Так возникает «необихевиоризм» с его
важнейшим понятием «привходящих (или
промежуточных) переменных» и отменяется
основное положение первоначального
бихевиоризма (который теперь нередко
называют наивным). Бихевиоризм оказался
дважды несостоятелен: он не смог выделить
психологическое содержание поведения
и не сумел объяснить поведение без
помощи традиционных психологических
«переменных». Ориентировочная деятельность
как предмет психологии. Все формы
психической деятельности представляют
собой различные формы ориентировки
субъекта в проблемных ситуациях. Эти
различные формы возникают потому, что
существенно различны обстоятельства,
в которых оказывается субъект, различны
встающие перед ним задачи и средства,
с помощью которых решаются эти задачи.Если
все формы душевной жизни представляют
собой разные формы ориентировочной
деятельности, то другая сторона этого
положения заключается в том, что
психология во всех так называемых
психических процессах или функциях
изучает именно эту их ориентировочную
сторону. Это значит, что неправильно
было бы сказать, что психология изучает
мышление, чувства, воображение, волю и
т. д неправильно, прежде всего, потому,
что психология изучает вовсе не все
стороны (аспекты) мышления, чувства,
воли и других психических функций.
Предмет психологии заключается в
исследовании именно ориентировочной
стороны любого психического процесса.

Современная
психология и её место в системе наук.

В силу своей специфики психология
занимает особое место в системе
современных наук, изучающих природу и
человека. В настоящий момент существует
не как единая наука, а как ряд направлений,
отличных по предмету, но условно
объединенных объектом, хотя и различно
трактуемым. Психология и медицина,
биологические науки: Человек
– это социальное и биологическое
существо одновременно.

Большинство
психических явлений, психических
процессов имеют физиологическую
обусловленность, поэтому знания,
полученные физиологами и биологами,
используются в психологии, для лучшего
понимания тех или иных психических
явлений. Непосредственно с физиологией
высшей нервной деятельности соотносится
такая отрасль психологии, как
психофизиология, изучающая психику в
единстве с мозгом. Среди биологических
дисциплин прикладного плана выделяется
медицина, прежде всего невропатология
и психиатрия. Особо выделяют основанную
А.Р.Лурия нейропсихологию, которая
существует на стыке психологии, физиологии
и медицины и изучает мозговые механизмы
высших психических функций на основе
локальных поражений мозга. Тесно связана
с медициной, так называемая специальная
психология, изучающая различные варианты
патологии психического развития. Связь
психологии с естественными науками.
Психологи и история: С историей психологию
сближает интерес к особенностям душевного
облика человека в различные исторические
эпохи и в различных культурах (особенности
личности, мировосприятия, мышления,
формирования эталонов поведения,
взаимоотношений, особенности складывающихся
групп и т. д.). С социологией — наукой о
социальных системах и процессах —
психология связана через изучение
закономерностей взаимодействия личности
и ее социального окружения, внутригрупповых
и межгрупповых отношений. Социальная
психология изучает психологические
особенности человека, обусловленные
его существованием в группе, и
характеристики самих групп. Этнопсихология
изучает особенности психики людей
различных народов и культур, разрабатывая
проблемы национального характера,
самосознания, национальных особенностей
мировосприятия, взаимоотношений,
формирования сообществ и др. Политическая
психология изучает особенности человека
и групп, обусловленную их включенностью
в политическую жизнь — на уровне индивида
и на уровне малых и больших групп
различного плана. Языковедение –
проблема формирования речи на основе
усвоения языковых структур, анализ
языка в связи с мышлением, возникла
психолингвистика.

Психология и
философия: вопросы психологии очень
долго решались в рамках философии, и
лишь в середине 19 в. психология стала
самостоят наукой, отделилась от философии,
и, тем не менее, сохранила тесную связь
с философией. Существуют психологические
теории, которые носят характер
психолого-философских: теоретические
работы современных последователей З.
Фрейда – неофрейдистов (Э.Фромм). В
психологии известны ученые, такие как
Аристотель, Р. Декарт, Дж. Локк – они,
прежде всего крупные философы, основатели
философских школ. Психология и педагогика:
на первый взгляд эти науки неразделимы
между собой, поскольку воспитание и
обучение детей не может не учитывать
психологических особенности личности.
Педагогика формировалась как
самостоятоятельная наука.В результате
психология и педагогика оформились как
самостоят науки и существуют раздельно.
В начале 20 века существовала и развививалась
комплексная наука о детях, их обучении
и воспитании – педология. В рамках
данной науки успешно сотрудничали
педагоги, психологи, медики, физиологи
и др.

Физика – представление
об атомарном строение мира привели к
переносу принципа – об атомарном
строении души. Пришли такие понятия:
энергия, поле. Связь психологии и химии.
Химические процессы рассматриваются
при анализе важных для психологии
биологических явлений; Психология тесно
связана с техническими науками, в
частности разработка социо-технических
систем (космический корабль), предполагает
учет психических и психофизических
возможностей человека (авиатренажеры).
Основные отрасли психологии: Общая
психология – объединяет фундаментальные
психологические знания и решает задачи
по исследованию индивида.

Педагогическая
психология – изучает психологические
проблемы обучения и воспитания.

Возрастная
психология – закономерности этапов
психич развития и формирования лич-ти
от рождения до старости. Дифференцированная
психология – различия между индивидами,
группами, причины различий. Социальная
психология – закономерности поведения
и деятельности людей, обусловленные
фактом включения их в социум. Политичесая
психология – психологические компоненты
политической жизни и деятельности
людей.

Психология
искусства – свойства личности, группы
лиц, обусловливающие создание
художественных ценностей. Инженерная
психология – процессы и средства
взаимодействия между человеком и
машиной. Клиническая психология –
бнейропсихолгия, патопсихология,
соматопсихология, специальная психология
и т.д.

Задачи
современной психологии: 1.изучение
закономерностей психических процессов
и состояний; 2.разработка критериев
оценки уровней развития психических
процессов; 3. изучение взаимосвязи
особенностей психического отражения
и форм поведения;4.изучение закономерностей
механизмов функционирования психики

Leave a Comment