псих. климат семьи

«Психологический
климат семьи»

Большинство
психологов считают, что психологическое
здоровье или нездоровье ребёнка
неразрывно связано с психологической
атмосферой, или климатом семьи, и зависит
от характера взаимоотношений в семье.

Психологический
климат семьи можно определить как
характерный для той или иной семьи более
или менее устойчивый эмоциональный
настрой, который является следствием
семейной коммуникации.

Психологический
климат в семье определяет устойчивость
внутрисемейных отношений, оказывает
решительное влияние на развитие, как
детей, так и взрослых. Он не является
чем-то неизменным, данным раз и навсегда.
Его создают члены каждой семьи, и от их
усилий зависит, каким он будет,
благоприятным или неблагоприятным.

Так для
благоприятного психологического климата
характерны следующие признаки:
сплоченность, возможность всестороннего
развития личности каждого ее члена,
высокая доброжелательная требовательность
членов семьи друг к другу, чувство
защищенности и эмоциональной
удовлетворенности, гордость за
принадлежность к своей семье,
ответственность. В семье с благоприятным
психологическим климатом каждый ее
член относится к остальным с любовью,
уважением и доверием, к родителям — еще
и с почитанием, к более слабому — с
готовностью помочь в любую минуту.
Важными показателями благоприятного
психологического климата семьи являются
стремление ее членов проводить свободное
время в домашнем кругу, беседовать на
интересующие всех темы, вместе выполнять
домашнюю работу, подчеркивать достоинства
и добрые дела каждого, и одновременная
открытость семьи, её широкие контакты.
Такой климат способствует гармонии,
снижению остроты возникающих конфликтов,
снятию стрессовых состояний, повышению
оценки собственной социальной значимости
и реализации личностного потенциала
каждого члена семьи Исходной основой
благоприятного климата семьи являются
супружеские отношения. Совместная жизнь
требует от супругов готовности к
компромиссу, умения считаться с
потребностями партнера, уступать друг
другу, развивать в себе такие качества,
как взаимное уважение, доверие,
взаимопонимание.

Когда члены
семьи испытывают тревожность, эмоциональный
дискомфорт, напряженность, отчуждение,
и даже конфликтность межличностных
отношений, когда члены семьи относятся
отрицательно один к другому, им присуще
чувство незащищенности в этом случае
говорят о неблагоприятном психологическом
климате в семье. Все это препятствует
выполнению семьей одной из главных
своих функций — психотерапевтической,
снятия стресса и усталости, а также
ведет к депрессиям, ссорам, психической
напряженности, дефициту в положительных
эмоциях. Если члены семьи не стремятся
изменить такое положение к лучшему, то
само существование семьи становится
проблематичным.

Многие
западные исследователи считают, что в
современном обществе семья утрачивает
свои традиционные функции, становясь
институтом эмоционального контакта,
своеобразным «психологическим убежищем».
Отечественные ученые также подчеркивают
возрастание роли эмоциональных факторов
в функционировании семьи.

Основным
условием нормального психосоциального
развития ребёнка признается спокойная
и доброжелательная обстановка, создаваемая
благодаря постоянному присутствию
родителей, которые внимательно относятся
к эмоциональным потребностям ребёнка,
беседуют с ним, поддерживают дисциплину,
осуществляют необходимое наблюдение.

Характер
внутрисемейных отношений,
нравственно-психологический климат
семьи оказывают большое влияние на
становление личности ребенка. Усваивая
нормы поведения и отношений родителей,
дети начинают в соответствии с ними
строить свои отношения с близкими
людьми, а

затем переносят
навыки этих отношений и на окружающих
людей, товарищей, учителей. Если же в
семье нет единства в воспитании ребенка,
если нарушаются важные педагогические
принципы уважения к ребенку и
требовательности к нему, то создается
почва для неправильного становления
характера человека.

Эксперты ВОЗ
на основе анализа результатов
многочисленных исследований в различных
странах убедительно показали, что
нарушения психического здоровья гораздо
чаще отмечаются у детей, которые страдают
от недостаточного общения со взрослыми
и их враждебного отношения, а также у
детей, которые растут в условиях семейного
разлада.

У детей в те
или иные периоды под влиянием определенных
ситуаций могут появиться нарушения
эмоциональной сферы или поведения.
Например, могут возникнуть беспричинные
страхи, нарушения сна, нарушения,
связанные с приемами пищи и пр. Обычно
эти нарушения носят временных характер.
У некоторых же детей они проявляются
часто, упорно и приводят к социальной
дезадаптации. Такие состояния могут
быть определены как психические
расстройства.

Неврозы у
детей не возникают, если родители вовремя
справляются со своими личными проблемами
и поддерживают теплые взаимоотношения
в семье, любят детей и добры к ним,
отзывчивы к их нуждам и запросам, просты
и непосредственны в обращении, позволяют
детям выражать свои чувства и вовремя
стабилизируют возникающие у них нервные
напряжения, действуют согласовано в
вопросах воспитания, принимая во внимание
соответствующие полу ориентации и
увлечения детей.

Для
благоприятного психологического климата
характерны следующие признаки:
сплоченность, возможность всестороннего
развития личности каждого ее члена,
высокая доброжелательная требовательность
членов семьи друг к другу, чувство
защищенности и эмоциональной
удовлетворенности, гордость за
принадлежность к своей семье,
ответственность. В семье с благоприятным
психологическим климатом каждый ее
член относится к остальным с любовью,
уважением и доверием, к родителям — еще
и с почитанием, к более слабому — с
готовностью помочь в любую минуту.
Важными показателями благоприятного
психологического климата семьи являются
стремление ее членов проводить свободное
время в домашнем кругу, беседовать на
интересующие всех темы, вместе выполнять
домашнюю работу, подчеркивать достоинства
и добрые дела каждого. Такой климат
способствует гармонии, снижению остроты
возникающих конфликтов, снятию стрессовых
состояний, повышению оценки собственной
социальной значимости и реализации
личностного потенциала каждого члена
семьи. Исходной основой благоприятного
климата семьи являются супружеские
отношения. Совместная жизнь требует от
супругов готовности к компромиссу,
умения считаться с потребностями
партнера, уступать друг другу, развивать
в себе такие качества, как взаимное
уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены
семьи испытывают тревожность, эмоциональный
дискомфорт, отчуждение, в этом случае
говорят о неблагоприятном психологическом
климате в семье. Все это препятствует
выполнению семьей одной из главных
своих функций — психотерапевтической,
снятия стресса и усталости, а также
ведет к депрессиям, ссорам, психической
напряженности, дефициту в положительных
эмоциях. Если члены семьи не стремятся
изменить такое положение к лучшему, то
само существование семьи становится
проблематичным.

В зависимости
от степени неурядиц различают семьи:

— конфликтные,
в которых возникают разногласия между
интересами и желаниями членов семьи,
которые порождают сильные и продолжительные
отрицательные эмоции, кризисы, где нужды
и интересы членов семьи сталкиваются
особенно резко, поскольку касаются
важнейших сфер жизнедеятельности семьи;

— проблемные,
которые нуждаются в помощи в конструктивном
решении конфликтов, в преодолении
объективных сложных жизненных ситуаций
(например, отсутствие жилья и средств
для существования) при сохранении общей
положительной семейной мотивации.

Leave a Comment