психологическая готовность к школе

Проблема
психологической готовности к школе в
последнее время стала очень популярной
среди исследователей различных
специальностей. Психологи, педагоги,
физиологи изучают и обосновывают
критерии готовности к школьному обучению,
спорят о возрасте, с которого наиболее
целесообразно начинать учить детей в
школе. Интерес к указанной проблеме
объясняется тем, что образно психологическую
готовность к школьному обучению можно
сравнить с фундаментом здания: хороший
крепкий фундамент – залог надежности
и качества будущей постройки.

Традиционно
выделяются три аспекта школьной зрелости:
интеллектуальный, эмоциональный и
социальный.

Под
интеллектуальной зрелостью понимают
дифференцированное восприятие (перцептивная
зрелость)
,
включающее выделение фигуры из фона;
концентрацию внимания; аналитическое
мышление, выражающееся в способности
постижения основных связей между
явлениями; возможность логического
запоминания; умение воспроизводить
образец, а также развитие тонких движений
руки и сенсомоторную координацию. Можно
сказать, что понимаемая таким образом
интеллектуальная зрелость в существенной
мере отражает функциональное созревание
структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном
понимается как уменьшение импульсивных
реакций и возможность длительное время
выполнять не очень привлекательное
задание.К
социальной зрелости относится потребность
ребенка в общении со сверстниками и
умение подчинять свое поведение законам
детских групп, а также способность
исполнять роль ученика в ситуации
школьного обучения.
На основании выделенных параметров
создаются тесты определения школьной
зрелости.

 В
работах Л.И. Божович (1968) выделяются
несколько параметров психического
развития ребенка, наиболее существенно
влияющик на успешность обучения в школе.
Среди них определенный уровень
мотивационного развития ребенка,
включающий познавательные и социальные
мотивы учения, достаточное развитие
произвольного поведения и интеллектуальной
сферы. Основным критерием готовности
к школе в трудах Л.И. Божович выступает
новообразование «внутренняя позиция
школьника», представляющее собой
сплав познавательной потребности и
потребности в общении со взрослым на
новом уровне..

Д.Б.
Эльконин, обсуждая проблему готовности
к школе, на первое место ставил
сформированность предпосылок к учебной
деятельности. К наиболее важным
предпосылкам он относил умение ребенка
ориентироваться на систему правил в
работе, умение слушать и выполнять
инструкции взрослого, умение работать
по образцу и некоторые другие. Все эти
предпосылки вытекают из особенностей
психического развития детей в переходный
период от дошкольного к младшему
школьному возрасту, а именно: потеря
непосредственности в социальных
отношениях, обобщение переживаний,
связанных с оценкой, особенности
самоконтроля. Д.Б. Эльконин подчеркивал,
что при переходе от дошкольного к
школьному возрасту – диагностическая
схема должна включать в себя диагностику
как новообразований дошкольного
возраста, так и начальных форм деятельности
следующего периода» (1981,
с. 6)
.Н.Г.
Салмина (1988) в
качестве показателей психологической
готовности к школе выделяет: 1)
произвольность как одну из предпосылок
учебной деятельности; 2) уровень
сформированности семиотической1функции; 3) личностные характеристики,
включающие особенности общения (умение
совместно действовать для решения
поставленных задач)
,
развитие эмоциональной сферы и др.
Отличительной особенностью этого
подхода является рассмотрение
семиотической функции как, показатели
готовности детей к школе, причем ступень
развития данной функции характеризует
интеллектуальное развитие ребенка.

В
работах Е.Е. Кравцовой (Г.Г.
Кравцов, Е.Е. Кравцова, 1987; Е.Е. Кравцова,
1991)
 при
характеристике психологической
готовности детей к школе основной упор
делается на роль общения в развитии
ребенка. Выделяются три сферы – отношение
к взрослому, к сверстнику и к самому
себе, уровень развития которых определяет
степень готовности к школе и определенным
образом соотносится с основными
структурными компонентами учебной
деятельности.

Во всех исследованиях,
несмотря на различие подходов, признается
факт, что эффективным школьное обучение
будет только в том случае, если
первоклассник обладает необходимыми
и достаточными для начального этапа
обучения качествами, которые затем в
учебном процессе развиваются и
«совершенствуются.

Под
психологической готовностью к школьному
обучению понимается необходимый и
достаточный уровень психического
развития ребенка для освоения школьной
учебной программы в условиях обучения
в коллективе сверстников. Уровень
актуального развития2должен быть таким, чтобы программа
обучения попадала в «зону ближайшего
развития»3ребенка, определяющую тот результат,
которого ребенок может достичь в
сотрудничестве со взрослым.
Сотрудничество при этом понимается
очень широко: от наводящего вопроса до
прямого показа решения задачи [
4].
Л.С. Выготский указывал на то, что обучение
плодотворно только в том случае, если
оно попадает в «зону ближайшего развития»
ребенка.

Понятие
«психологическая готовность к обучению»
имеет смысл только в условиях массового
обучения в школе, поскольку именно в
этом случае учитель вынужден ориентироваться
на некий средний уровень актуального
развития детей и среднюю «зону ближайшего
развития». При исследовании индивидуального
обучения ребенка понятия «психологическая
готовность к обучению» не требуется,
поскольку оно ориентируется на конкретную
«зону ближайшего развития» и конкретный
уровень актуального развития ребенка.

Таким
образом, психологическая готовность к
школьному обучению – это необходимый
и достаточный уровень актуального
развития ребенка, при котором школьная
учебная программа попадает в «зону
ближайшего развития» ребенка.

Если
уровень психического развития ребенка
такой, что его «зона ближайшего развития»
ниже той, которая требуется для освоения
учебной программы в школе, то ребенок
считается психологически не готовым к
школьному обучению, так как из-за
несоответствия его «зоны ближайшего
развития» требуемой он не может усвоить
программный материал и сразу попадает
в разряд отстающих учеников.

О
психологической готовности к школе
судят по уровню развития следующих
психических сфер: аффективно-потребностной,
произвольной, интеллектуальной и
речевой.

Так,
Л.И. Божович [
1]
выделила несколько параметров психического
развития ребенка, наиболее существенно
влияющих на успешность обучения в школе.
Среди них – определенный уровень
мотивационного развития ребенка,
включающий познавательные и социальные
мотивы учения, достаточное развитие
произвольного поведения и интеллектуальной
сферы. Самым важным в психологической
готовности ребенка к школе Л.И. Божович
считала мотивационный план.

Были
выделены две группы мотивов учения:

1)
широкие социальные «мотивы учения, или
мотивы, связанные «с потребностями
ребенка в общении с другими людьми, в
их оценке и одобрении, с желаниями
ученика занять определенное место в
системе доступных ему общественных
отношений»;

2)
мотивы, связанные «непосредственно с
учебной деятельностью, или познавательные
интересы детей, потребность в
интеллектуальной активности и в овладении
новыми умениями, навыками и знаниями»

Готовый
к школе ребенок хочет учиться, так как
это позволит ему занять определенную
позицию в обществе людей, открывающую
доступ в мир взрослых, и к тому же у него
есть познавательная потребность, которую
он не может удовлетворить дома. Сплав
этих двух потребностей способствует
возникновению нового отношения ребенка
к окружающей среде, названного Л.И.
Божович «внутренней позицией школьника»
[
1].
Этому новообразованию Л.И. Божович
придавала очень большое значение,
считая, что «внутренняя позиция школьника»
может служить критерием готовности к
школьному обучению. Следует заметить,
что и «внутренняя позиция школьника»,
и широкие социальные мотивы учения –
явления сугубо исторические. Дело в
том, что существующая в нашей стране
система общественного воспитания и
обучения предполагает несколько ступеней
взросления: 1) ясли, детский сад –
дошкольное детство; 2) школа – с
поступлением в школу ребенок встает на
первую ступеньку взросления, здесь
начинается его подготовка к самостоятельной
взрослой жизни; именно такое значение
придается школе в нашем обществе; 3)
высшая школа или работа – взрослые
люди. Таким образом, школа является
связующим звеном между детством и
взрослостью, причем если посещение
дошкольных учреждений является
необязательным, то посещение школы до
сих пор было строго обязательным. Дети,
достигшие школьного возраста, понимают,
что школа открывает им доступ к взрослой
жизни.

Именно
этим, как правило, объясняется то, что
дети хотят учиться в школе, а не дома.

Новообразование
«внутренняя позиция школьника»,
возникающее на рубеже дошкольного и
младшего школьного возрастов и
представляющее собой сплав двух
потребностей – познавательной и
потребности в общении со взрослыми
на новом уровне, позволяет ребенку
включиться в учебный процесс в качестве
субъекта деятельности, что выражается
в сознательном формировании и исполнении
намерений и целей, или, другими словами,
произвольном поведении ученика.

Почти
все авторы, исследующие психологическую
готовность к школе, уделяют произвольности
особое место в изучаемой проблеме.

Есть
точка зрения, что слабое развитие
произвольности – главный камень
преткновения в психологической готовности
к школе. Но в какой степени должна быть
развита произвольность к началу обучения
в школе – вопрос, весьма слабо проработанный
в литературе. Трудность заключается в
том, что, с одной стороны, произвольное
поведение считается новообразованием
младшего школьного возраста, развивающимся
внутри учебной (ведущей) деятельности
этого возраста, а с другой – слабое
развитие произвольности мешает началу
обучения в школе.

Обсуждая
проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин
на первое место ставил сформированность
необходимых предпосылок учебной
деятельности. Анализируя эти предпосылки,
он и его сотрудники выделили следующие
параметры:

        умение
детей сознательно подчинять свои
действия правилу, обобщенно определяющему
способ действия;

        умение
ориентироваться на заданную систему
требований;

        умение
внимательно слушать говорящего и точно
выполнять задания, предлагаемые в устной
форме;

        умение
самостоятельно выполнить требуемое
задание по зрительно воспринимаемому
образцу [
16].

Фактически
это параметры развития произвольности,
являющиеся частью психологической
готовности к школе, на которые опирается
обучение в 
I классе.

При
изучении интеллектуального компонента
психологической готовности к школе в
отечественной психологии акцент делается
не на сумму усвоенных ребенком знаний,
хотя это тоже немаловажный фактор, а на
уровень развития интеллектуальных
процессов. Так, Л.И. Божович писала:
«…усвоение любого учебного предмета
предполагает наличие у ребенка способности
выделить и сделать предметом своего
сознания те явления действительности,
знание о которых он должен усвоить. А
это обязательно требует определенного
уровня обобщения» [
1,
с. 210].

Кроме
указанных составляющих психологической
готовности к школе мы выделяем
дополнительно еще одну – развитие речи.
Речь тесно связана с интеллектом и
отражает как общее развитие ребенка,
так и уровень его логического мышления.
Необходимо, чтобы ребенок умел находить
в словах отдельные звуки, т.е. у него
должен быть развит фонематический слух.

Несмотря
на многообразие существующих методов
определения готовности детей к школьному
обучению, психологи продолжают поиски
более совершенных диагностических
программ. Необходимость новых разработок
объясняется следующими причинами: 1)
обследование не должно быть слишком
длительным, чтобы уложиться во временные
рамки записи детей в школу (апрель –
май); 2) функциональная готовность и
тестовые батареи не дают сведений о
мотивационной готовности детей к школе,
о значении которой подробно говорилось
выше, и, наконец, 3) программа обследования
должна содержать необходимые и достаточные
компоненты для заключения о готовности
ребенка к школе.

Отбор
же этих необходимых и достаточных
методов обследования, позволяющих
поставить «диагноз подготовленности
к школе, – по справедливому замечанию
Ю. Сыэрда, – в большой мере зависит от
теоретической концепции, которая
является исходной при расшифровке
сущности подготовленности к школе»
[
20,
с. 165].

Анализ
учебной программы и требований школы,
предъявляемых к ученику, подтверждают
общепринятые положения, что готовность
к школе проявляется в мотивационной,
произвольной, интеллектуальной и речевой
сферах.

1функция
семиотическая—
в психологии — способность человека
создавать и использовать системы
знаковые — символы, представляющие
или замещающие реальные объекты, и
оперировать ими как соответственными
реальными объектами.

2характеризует
сегодняшние, можно сказать, сиюминутные
особенности психического развития
человека.

3характеризует
особенности будущего, ближайшего,
завтрашнего развития субъекта.положение
выдвинуто Выготским

Leave a Comment