Роль апостола Павла

Роль апостола Павла

В лице
ап. Павла Церковь уже в первые годы
своего существования (всего несколько
лет спустя после евангельских событий)
встала на твердую, богословски грамотную
базу в своем благовествовании. Весь
потенциал и объем ветхозаветных и
иудейских писаний, преданий, богословия,
проповеднической и катехизаторской
методологии и многое другое – все это
должно было быть востребовано Церковью.
Но случиться такое могло лишь с помощью
того, кто все это хорошо знал и чувствовал,
кто получил специальное, систематическое,
традиционное богословское образование.
Таким и был апостол Павел – человек
столь же глубокой веры, сколь и глубоких
знаний в области богословия. А что тут
удивительного? Ведь он собирался стать
раввином…

«Когда
Савл находился на пути в Дамаск, воскресший
Господь «поймал» этого иудейского
богослова, чтобы сделать из него богослова
христианского, который бы размышлял
над тайной Иисуса и над Его ролью в
замыслах Божиих. В течение 15 лет (между
36 и 50) он проповедовал и основывал
христианские общины; в течение последних
15 лет своей жизни он также писал посланияэтим общинам – послания, которые полны
богословия. Это помогло другим ученикам
интерпретировать свои воспоминания об
Иисусе»244.

«Исторический
Иисус у Павла практически не показан.
Из Павловых писем можно почерпнуть лишь
минимум сведений о жизни Иисуса… Однако
наиболее характерные и отличительные
черты Благовестия Павла – это акцент
на темах об Иисусе как Господе и о
превознесенном Христе как представителе
нового человечества…»245

Действительно,
одно дело – вдохновенно возвещать о
том, что Христос воскрес и потому нужно
покаяться и креститься, а другое дело
– объяснить, какая связь между Воскресением
Христовым и твоим покаянием и
спасением.

Также
во многом именно ап. Павлу мы обязаны
тем, что не потеряли Ветхий Завет как
Священное Писание, а наоборот – правильно
определили его место как «детоводителя
ко Христу».

На
первый взгляд кажется странным, что
Павел не был в числе Двенадцати апостолов
и не видел Иисуса во плоти. Но именно
это и важно: удостоенный столь необычного
обращения-озарения, он подчинился
Церкви, вошел в нее и употребил весь
свой потенциал на то, чтобы разъяснить,
какое спасительное (сотериологическое)
значение имеетсобытиеИисуса длявсехлюдей, хотя Его очевидцами был
лишь избранный круг учеников, в который
не входил даже сам Павел.

«При
всем формальном отличии Евангелия Павла
от Благовестия Самого Гос­пода,
Тарсянин стал истинным продолжателем
Христа. Он пережил и первым смог осмыслить
сотериологическую тайну Евангелия,
поведал миру о преображающей силе
Христовой благодати. Апостол раньше
других преодолел традиционализм
старозаветного законничества, богословски
обосновал миссию среди язычников, стал
глашатаем христианского универсализма
и любви, свободы и жизни во Хрис­те.
Он сохранил для Церкви Ветхий Завет, но
не как статичную норму, а как «детоводителя
ко Христу» (Гал. 3,24). <..>
Его послания являются самыми ран­ними
из известных нам документов христианства
и написаны, видимо, еще до Синоптических
Евангелий, в рамках живой первоначальной
традиции»246.

Разумеется,
мы еще обратимся к более подробному и
обстоятельному разбору посланий и
богословия ап. Павла.

Leave a Comment