С. Г. Корконосенко

С. Г. Корконосенко

ОСНОВЫ

ЖУРНАЛИСТИКИ

Допущено
Министерством образования Российской
Федерации

в
качестве учебника для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по
направлению и специальности

«Журналистика»

АСПЕНТ
ПРЕСС

Москва

2001

УДК
070

ББК
76.01

К
66

Рецензенты:

доктор филологических
наук,

профессор
Воронежского государственного
университета

Л. Е. Кройчик,

кафедра журналистики
Северо-Осетинского

государственного
университета им. К. Л. Хетагурова

Корконосенко
С. Г.

Основы журналистики:
Учебник для вузов.
— М.:

Аспект Пресс,
2001.- 287 с.
ISBN
5-7567-0158-3

В учебнике
рассматриваются возникновение и
эволюция журналистики как социального
института и рода деятельности, ее статус
в современном обществе, профессиональные
характеристики журналиста, вопросы
гласности и свободы прессы, система
СМИ, практика их функционирования и ее
эффективность.

Книга предназначена
для студентов, обучающихся по
специальностям «Журналистика» и «Связи
с общественностью».

Удк 070

ББК
76.01

ISBN
5-7567-0158-3

«Аспект Пресс»,
2001.

Все книги
издательства «Аспект Пресс» на сайте

www.aspectpress.ru

ВВЕДЕНИЕ

В
ДИСЦИПЛИНУ

Предмет, задачи

и терминологический
аппарат курса

Курс «Основы
журналистики» заметно отличается от
других профессиональных дисциплин
учебного плана. Прежде всего
— он
фактически открывает собой знакомство
студентов с богатым комплексом
теоретического знания об избранной
ими специальности. Понятия и идеи,
которые осваиваются ими на этом этапе
образования, будут затем уточняться и
дополняться смыслами при рассмотрении
других, более конкретных вопросов
программы обучения. На то и разрабатываются
теоретические основы профессии, чтобы
отразить общие, базовые категории:
журналист, роли и функции прессы, свобода
печати, массовая аудитория, эффективность
журналистской деятельности и др.
Постепенно студенты овладеют материалом
курсов, посвященных организации работы
редакций, методике репортерского труда,
социологической и психологической
культуре журналиста, правовым и этическим
нормам в прессе, стилю публикаций и
т.д. Общим для всех названных и иных
дисциплин является объект
изучения

журналистика. Это понятие служит как
бы смысловым ядром и нашего учебного
курса, и всей системы образования.

Журналистика
это
общественная деятельность по сбору,
обработке и периодическому распространению
актуальной социальной информации
(через печать, радио, телевидение, кино
и т.п.);

еще одно значение
слова
— система
предприятий и средств сбора и доставки
информации: редакции, телерадиокомпании,
информационные агентства и их
производственно-техническая база. Этим
же термином обозначается продукция
журналистской деятельности

произведения, из которых составляются
номера газет и журналов, программы
радио и телевидения. Наконец, так
называется определенная отрасль
научного знания и образования.

Понятие «журналистика»
не надо смешивать с другими, близкими
к нему по содержанию, такими, например,
как «печать»
и «пресса»,
которые обозначают лишь отдельные
отрасли журналистики, отличающиеся, к
примеру, от радио. Не совпадает оно и с
понятием «средства
массовой информации»

(СМИ). Так принято называть журналистику
в социологии, политологии, правоведении,
где не рассматриваются ее
профессионально-творческие составляющие,
а внимание сосредоточено на общественном
значении тиражируемых сведений. В
Законе Российской Федерации «О средствах
массовой информации» под СМИ понимается
периодическое печатное издание, радио-,
теле-, видеопрограмма, кинохроникальная
программа, иная форма распространения
массовой информации. Сама массовая
информация трактуется как предназначенные
для неограниченного круга лиц печатные,
аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения
и материалы. Таким образом, массовая
информация выступает как носитель
содержания журналистики, ее тексты.

Тексты, в свою
очередь, служат целям связи и общения
между людьми, или массовой коммуникации.
Журналистика как средство
массовой коммуникации

(СМК)
— посредник
в общении, и в этом качестве она изучается
социально-психологической наукой.
Однако коммуникация не заменяет собой
собственно общение, взаимодействие
людей, более того
— она
может быть построена таким образом,
что станет препятствием к общению. По
этому поводу нам надо ясно договориться,
чтобы в дальнейшем не подменять
содержание коллективной практики
процессом передачи данных. «Прежде
всего я должен оспорить широко
распространенное отождествление двух
принципиально различных форм деятельности
общения
и коммуникации,

заявляет авторитетный философ культуры
М. С. Каган.
— Их
различие на философском языке определяется
как отличие межсубъектных
отношений,

имеющих целью совместное практическое
действие или совместную выработку
определенной информации, от отношения
субъекта к другому человеку как
объекту,

коему следует передать некую информацию
или совершить над ним операцию… В ряде
сфер культуры оптимальным видом
информационной связи является именно
коммуникация,
монологическое высказывание…

(на этом основаны обучение основам
наук, медицинская практика, военная
служба), в других же сферах Я обращаюсь
к Другому как равному мне по
самостоятельности, активности, свободе,
праву на творчество субъекту, рассчитывая
на его сотворчество…»1
Говоря
на языке примеров, согласо-ванный труд
редакционного коллектива представляет
собой духовное и производственное
общение, равно как и откровенный,
неформальный диалог с аудиторией в
процессе выпуска газеты или телепрограммы.
Обмен же монологами, без искреннего
движения навстречу собеседникам
(«диалог глухих»), только по внешнему
виду напоминает общение, а по существу
остается однонаправленной трансляцией
информации.

В американской и
частично европейской лексике в сходном
значении используется понятие
mass media,
массмедиа
(или просто
media, медиа).
В английском словаре
«Webster» мы
находим следующую статью:
«mass media
(1923) —
средство коммуникации (газеты, радио
или телевидение), предназначенное для
того, чтобы обращаться к массе людей».
Нетрудно заметить, что перед нами
фактически то же явление, которое выше
называлось СМК. Однако с 20-х годов,
которые упоминаются в словаре как
момент введения термина в употребление,
его реальное содержание не могло не
измениться. В новых версиях, например
в американских справочниках по языку
СМИ,
mass media
толкуются как различные средства,
используемые для доставки информации
массовой аудитории: радио, телевидение,
кабельное ТВ, газеты, журналы, книги,
диски и т.д. Очевидно, что имеется в виду
не просто единичное издание, а, по
меньшей мере, сочетание различных
каналов, а в оптимальном варианте
— их
многосоставный комплекс, включающий
в себя электронные средства связи и
охватывающий различные стороны жизни
аудитории, помимо получения оперативной
журналистской информации. Если в той
или иной географической точке не
сложилась такая система информирования
(например, в провинциальном городке,
где из всех СМИ наличествуют лишь одна
газета да маломощное радио), то вести
разговор о местных mass
media будет
преждевременно.

Далее в тексте мы
будем употреблять все названные термины
как синонимы, если не потребуется
выделить какой-то смысловой оттенок
процессов, протекающих в системе
журналистики (например, различие между
прессой и телевидением в методах
деятельности).

Особое положение
в терминологии занимает слово
«публицистика»,
наверняка встречавшееся каждому
студенту. У этого явления нет общепризнанной
«расшифровки», и о его содержании
специалисты ведут нескончаемые споры.
Мы возьмем за первоначальный ориентир
определение, данное Словарем иностранных
слов: «Публицистика (от лат.
publicus

общественный)
— вид
литературы, посвященной обсуждению
насущных социальных вопросов с целью
прямого воздействия на общественное
мнение;

публицистика
тесно связана с текущей прессой;
произведения этого вида (статьи, очерки,
памфлеты, фельетоны и др.)». В других
источниках, в частности в научных
трудах, о публицистике говорится как
об общественно-политической деятельности,
связанной с актуальным идеологическим
воздействием на общественное мнение,
сознание и поведение.

Из сравнения этих
двух точек зрения (на самом деле их
многократно больше) становится ясно,
во-первых, что публицистика
— это
способ энергичного влияния на умы,
настроения и поведение людей, во-вторых,
что влияние осуществляется открыто,
публично (о чем можно судить по звучанию
самого термина), в-третьих, что источник
воздействия занимает ясно выраженную
позицию по предмету обсуждения, на
которую и стремится привлечь
общественность. Даже беглый обзор
средств такой деятельности наводит на
мысль о том, что для нее используется
не одна лишь пресса. Публичным
идеологическим актом становится и
страстное выступление оратора, и
документальное кино, и агитационный
плакат, и театрализованное представление
(вспомним массовые уличные действа,
характерные для послереволюционной
России в 20-е годы). По своему содержанию
идеи, которые несет в себе публицистика,
совсем не обязательно относятся к сфере
политики: они бывают философскими,
эстетическими, экологическими и т.д.
Следовательно, публицистика
— это
явление широкое и многоликое, во всяком
случае, она «шире» журналистики. В то
же время ее полноценное бытование в
современном мире совершенно немыслимо
без использования уникальных возможностей
прессы. Осознавая это, часть журналистов
— как
теоретиков, так и практических работников
— считает,
что всякий журналистский материал
является публицистикой. Однако обратим
внимание на то, что в словарном определении
называются произведения особого вида
— те,
которые обладают качеством публицистичности.
К ним, то есть к текстам, насыщенным
идейным содержанием и наступательным
по манере его изложения, вряд ли следует
относить простенькую заметку или
информативное интервью, в которых лишь
констатируются факты. Получается, что
теперь уже журналистика «шире»
публицистики, поскольку в прессе
появляются материалы, не обладающие
качеством публицистичности, во всяком
случае, выраженной в явной форме. Значит,
к использованию этого термина как
синонима журналистики надо относиться
взвешенно, оценивая его уместность в
каждом определенном контексте.

Предметом
нашего курса служат фундаментальные
явления и понятия, определяющие роль
и назначение журналистики в обществе,
ее взаимоотношения с системой власти
и управления, задачи по достижению
целей общественного прогресса, комплекс
требований к личностным качествам и
квалификации сотрудника редакции,
основы эффективности журналистской
деятельности. Студентам предстоит
научиться видеть неразрывную связь
прессы с воплощением в жизнь социальных
теорий и программ, с многообразием
существующих в обществе интересов, с
динамикой социальной и духовной жизни,
особенно на этапе ее реформирования.

Задачей
курса является познавательно-методологическая
ориентация студентов. По окончании
университета напряженная служебная
деятельность не оставит им времени на
углубленное осмысление ее принципиальных
основ. «Очень часто я напоминаю себе
трамвай, набитый пассажирами… обвисший
людьми на подножках и буферах, дико
трезвонящий на прохожих… Иногда же
— девушку
с подносом в ночной пивной, где сразу
в двадцать голосов окликают посетители»
— так с
грустной иронией рисовал свой образ
жизни выдающийся журналист М. Кольцов.
Именно в годы учения важно составить
себе представление о реальной сложности
теоретических основ журналистики,
неоднозначности их понимания и социальной
предопределенности функционирования
и развития прессы. Столь же важно
выработать личные профессионально-мировоззренческие
установки. На этой базе студенты в
дальнейшем будут выбирать для себя
специализацию по одной из сфер
деятельности: литературная работа в
периодической печати, телерадиовещание,
газетно-журнальный дизайн, пресс-фотография,
издательское редактирование, пресс-службы
и агентства новостей и др.

Надо обратить
внимание на то, что профессиональные
учебные курсы (включая «Основы
журналистики») представляют собой
только одну из сторон подготовки
редакционных сотрудников. Мировоззренческий
и культурный кругозор публициста
формируется широким комплексом дисциплин
социально-экономического и
историко-филологического циклов.
Философские и психологические,
литературоведческие и экономические
познания помогают студентам глубже
разбираться в основах специальности,
вырабатывать строгие и точные критерии
оценки профессиональной практики,
формулировать свою позицию по сложнейшим
проблемам, находящимся в центре внимания
отечественной и мировой журналистики.
Наш курс теснее всего соприкасается с
культурой социального мышления.
Журналистская теория формировалась в
неразрывной связи с другими областями
обществоведения. Эта связь не утрачена
и поныне и даже стала еще прочнее. В
исследованиях по вопросам СМИ находят
применение новейшие теории, открытия,
методы, появляющиеся в других отраслях
знания. Отношения журналистики с целым
рядом наук строятся как отношения
частного, специального с общим,
универсальным. Это можно сказать о
философии, социологии, истории, филологии,
кибернетике. В известном смысле теория
журналистики является как бы мостом,
соединяющим систему научного знания
с редакционным производством.

Кроме учебного
пособия, которое сейчас находится перед
их глазами, студенты должны обращаться
к широкому кругу
источников:

к произведениям выдающихся мыслителей,
занимавшихся проблемами духовной
жизни, и в частности прессы, к
государственным документам, в первую
очередь к нормативно-правовым актам,
к трудам исследователей журналистики
и, конечно, к опыту редакций. Только
использование различных источников
поможет студентам выработать
мотивированные суждения по проблемам,
входящим в учебную программу. Напомнить
об этом тем более важно, что многие из
стоящих на библиотечных полках пособий
уже не отражают реальность социальной
жизни и журналистики. Из сказанного,
однако, не следует, что не надо изучать
произведения, которые несут на себе
явные приметы ушедшего в историю
времени. Наоборот, нужно учиться отделять
неизбежные конъюнктурные атрибуты от
исследовательского поиска, результаты
которого не утрачивают с годами своей
ценности.

Это относится и
к учебным изданиям непосредственно по
курсу «Основы журналистики». Самое
широкое распространение в стране
получили работы проф. МГУ Е. П. Прохорова,
выходившие под разными названиями в
течение нескольких десятилетий. В них
систематизирование представлены
центральные понятия и проблематика
курса, что в значительной мере облегчило
нашу задачу. Выход в свет своего учебного
пособия мы понимаем как продолжение
сотрудничества крупнейших университетов
России в развитии базовой дисциплины
журналистского образования. Не исключено,
что другие специалисты предложат
собственные версии курса, и это
разнообразие взглядов пойдет на пользу
теории, практике и педагогике журналистики.

Изучение
теоретического материала не даст
должных результатов, если оно не будет
дополняться собственной журналистской
практикой. Пресса
— один из
самых динамичных общественных институтов,
ее концепции и опыт находятся в прямой
зависимости от изменчивой социальной
реальности, что особенно важно учитывать
в сегодняшней России. Кроме того, она
необычайно многообразна по формам
индивидуальной творческой деятельности,
а это влечет за собой различия во
взглядах на ее задачи, принципы,
эффективность. Великий естествоиспытатель
Чарлз Дарвин писал о том, как потребности
практики «руководили» его читательскими
интересами: «Все, о чем я размышлял или
читал, было непосредственно связано с
тем, что я видел или ожидал увидеть… Я
уверен, что именно приобретенные таким
образом навыки позволили мне осуществить
все то, что мне удалось сделать в науке».

Студенты-журналисты
постоянно пребывают в сходной ситуации,
поскольку их профессия принадлежит к
числу самых «практических».

Отдельное вводное
замечание касается студентов специальности
«Связи с общественностью»,

которые тоже изучают методологические
основы журналистики. Из опыта преподавания
цикла журналистских дисциплин этой
аудитории автор убедился, что будущие
пиармены легко «входят» в мир прессы,
с интересом осваиваются в нем и даже
добиваются заметных творческих
результатов. Главное же, они на удивление
быстро и точно определяют грани
соприкосновения двух профессий и
сосредоточиваются на тех сторонах
журналистики, которые более всего им
необходимы в собственной практике.
Приведем показательные фрагменты из
письменных «рецензий» студентов
специальности «Связи с общественностью»
на журналистские курсы: «Изучение
журналистики помогло мне понять самих
журналистов, думаю, что это во многом
будет способствовать моим взаимоотношениям
с ними, когда я буду работать специалистом
по
PR»; «Я
узнала, как должен вести себя
корреспондент… чтобы вывести человека
на доверительную беседу и добиться
поставленной цели. Все это очень важно
не только для специалистов по связям
с общественностью, но и для любого
интеллигентного человека»; «Знания
помогут мне обходить какие-то «подводные
камни», которые могут заключаться в
интервью… и правильно выбирать издание,
в которое следует поместить информацию
о своей организации». Это именно те
результаты, к которым хотели прийти
преподаватели вместе со своей аудиторией.

Leave a Comment