Семинар Виды и формы психотерапии

Виды
и формы психотерапии

Психотерапия
(от греч. «душа», «дух» + греч. «лечение»,
«оздоровление», «лекарство») — это
система лечебного воздействия на психику
и через психику, адресованная организму
человека. Часто она определяется как
деятельность, направленная на преодоление
различных проблем (эмоциональных,
личностных, социальных и т. п.) или
хотя бы изменение отношения к ним.

Психотерапию
проводят специалисты-психотерапевты
при установлении глубокого личного
контакта с пациентом (в основном
путем бесед  обсуждений), а также
в зависимости от специфики его
состояния — применяя различные
психотерапевтические методики.

Основная
задача любой психотерапии — это
повышение качества жизни человека.
И главное лечебное средство при этом
— беседа, которая ведет пациента
к пониманию истинного смысла имеющихся
у него симптомов в атмосфере
личностной поддержки и доверительности,
что способствует обретению человеком
нового опыта — принятия и понимания
еще и такого себя. Это не так просто,
как может показаться поначалу.

Главная
цель психотерапевта — расширить
диапазон доступных человеку форм
поведения и глубинных ресурсов
личности с целью облегчить симптомы
болезни и, в меру возможности,
устранить их причины.

На сегодняшний
день в мире не существует единого
взгляда на определение понятия
«психотерапия», и слово «психотерапевт»
часто используется в разных смыслах.
Не претендуя на роль носителей
истины в последней инстанции, мы хотим
предложить вашему вниманию подходы
и техники психотерапии, проверенные
опытом нашей многолетней работы
в современной России — стране,
где всем нам некогда было суждено
родиться и где продолжается наша
с вами жизнь.

ВИДЫ
ПСИХОТЕРАПИИ

Индивидуальная
психотерапия
 —
при ее проведении в качестве основного
инструмента лечебного воздействия
выступает психотерапевт, а
психотерапевтический процесс протекает
в системе отношений «врач-пациент». В
отличие от индивидуальной существуют
такие виды психотерапии, как групповая  (где
инструментом лечебного воздействия
выступает психотерапевтическая группа),
коллективная и семейная . Индивидуальная
психотерапия используется в рамках
практически всех направлений психотерапии. 

Индивидуальная
психотерапия проводится одним
психотерапевтом, изредка — двумя
(т. н. биполярная терапия) или же
несколькими терапевтами. Часто является
элементом комплексной терапии в сочетании
с другими формами психотерапии,
а также — с фармако-, физио- или
социотерапией. Выделяют также
комбинированную терапию, совмещающую
индивидуальную и групповую (или
семейную) психотерапию, проводимую
одним психотерапевтом, и сочетанную
терапию, при которой пациент проходит
индивидуальную психотерапию у одного
психотерапевта и одновременно
участвует в семейной или групповой
психотерапии у других психотерапевтов.

Следует
отметить, что индивидуальная психотерапия
лежит в основе всех видов современной
психотерапии, во многом ориентирующейся
на воззрения основоположника
психоанализа З. Фрейда и его первых
последователей, впервые поставивших
во главу угла проблемы и интересы
отдельно взятой личности. Их наиболее
известные предшественники (Ф. Месмер,
Ж.-М. Шарко и др.), наоборот, прежде
всего апеллировали к массовым
процессам, таким как психическая
индукция, массовый гипноз и т. п.

А.
Адлер выделил три основных этапа
индивидуальной психотерапии: 1) понимание
психотерапевтом специфического для
пациента жизненного стиля; 2) помощь
больному в понимании себя и своего
поведения; 3) формирование у него
повышенного социального интереса.

Преимущества
индивидуальной психотерапии

Индивидуальная
психотерапия – это шанс для человека
измениться в лучшую сторону. Задача
психотерапевта заключается в том, чтобы
помочь пациенту определиться в своих
жизненных целях и найти наиболее краткий
путь к достижению желаемого. В зависимости
от интересующих клиента проблем часто
рекомендуют сочетать индивидуальный
психотерапевтический формат с групповым.

Главное преимущество
индивидуальной психотерапии – это
интимность атмосферы её проведения,
благодаря которой легче установить
доверительные отношения между пациентом
и психотерапевтом. Раскрыться один на
один на консультации психотерапевта
легче, нежели в группе. Однако при
проведении групповой психотерапии
положительный эффект умножается
благодаря получению обратной связи от
каждого участника группы и всей группы
в целом.

В рамках индивидуальной
психотерапии пациенту помогают пережить
утрату, исправить недовольство собой,
наладить семейные и личные отношения.
Основная задача любой психотерапии –
это повышение качества жизни человека.
Индивидуальную форму работы с пациентом
можно применить в рамках практически
любого психотерапевтического подхода
– психоанализа, гештальта,
когнитивно-поведенческого и других. В
зависимости от того или иного подхода
варьируются основные мишени психотерапии,
способы воздействия на пациента,
длительность и особенности отношений
между психотерапевтом и его пациентом.

Основные факторы
лечебного воздействия индивидуальной
формы психотерапии – это доверие и
сотрудничество между пациентом и
терапевтом, снятие напряжения при
обсуждении клиентом своей проблемы,
обучение пациента психотерапевтом с
помощью подаваемой информации, коррекция
поведения клиента благодаря поощрению
или осуждению врача, а также обучение
клиента на основе подражания психотерапевту.

И. п. представляет
собой сложный процесс, в котором
взаимодействуют различные социокультурные
факторы, профессиональные качества и
личностные особенности как пациента,
так и психотерапевта, помимо собственно
психотерапевтической техники и условий
ее реализации. При И. п. особенно важна
роль психотерапевта. Согласно исследованиям
Бютлера (Beutler L. E. et al., 1994), характеристики
психотерапевта, влияющие на процесс
психотерапии, могут разделяться на
объективные: возраст, пол, этнические
особенности, профессиональная основа,
терапевтический стиль, психотерапевтические
техники и субъективные: личностные
копинговые особенности, эмоциональное
состояние, ценности, отношения, убеждения,
культурные взаимоотношения, терапевтические
взаимоотношения, характер социального
влияния, ожидания, философская
терапевтическая ориентация.

По срокам
проведения И. п. может условно делиться
на краткосрочную и долговременную.
Граница обычно определяется числом
психотерапевтических занятий. По мнению
большинства исследователей, психотерапия
длительностью до 20 (реже до 40) занятий
относится к краткосрочной. Современной
тенденцией почти всех концептуальных
и методических направлений является
стремление к краткосрочности, базирующееся
на повышении интенсивности, интегративности
психотерапии, конкуренции в снижении
материальных затрат без снижения
эффективности. Иногда краткосрочность
служит одним из принципов, страхующих
пациентов от развития «психотерапевтического
дефекта», «бегства в психотерапию» и
перекладывания ответственности за свою
жизнь на психотерапевта.

Долговременные
формы И. п. наиболее характерны для
психодинамической (психоаналитической)
психотерапии, которая может продолжаться
до 7-10 и более лет при средней частоте
психотерапевтических занятий 2-3 раза
в неделю. Продолжительность лечения
зависит, в частности, от числа конфликтных
зон, которые должны быть проработаны в
ходе лечебного процесса (краткосрочная
психодинамическая психотерапия
фокусируется на разрешении главного
конфликта). Частые встречи с пациентом
позволяют психотерапевту проникнуть
в его внутреннюю жизнь, ведут к более
полному развитию переноса, а также
поддерживают больного на протяжении
всего периода лечения. В ходе долговременной
психотерапии расширяется самопознание
пациента, выявляются и разрешаются
внутриличностные бессознательные
конфликты, формируется понимание
механизмов психической деятельности,
что позволяет завершать процесс лечения.
Урсано, Зонненберг, Лазар (Ursano R. J.,
Sonnenberg S. M., Lazar S. G., 1992) выделяют следующие
критерии окончания терапии. Пациент:

1) чувствует
ослабление симптомов, которые
воспринимаются как чуждые;

2) осознает свои
характерные защитные механизмы;

3) способен
принять и признать типичные для себя
реакции переноса;

4) продолжает
самоанализ в качестве метода разрешения
своих внутренних конфликтов. Вопрос о
завершении лечения поднимает пациент,
но его может поставить и психотерапевт
в результате анализа рассуждений и
переживаний пациента по этому поводу.
Дата завершения лечения устанавливается
заранее по взаимному согласию
психотерапевта и пациента.

Долговременная
И. п. используется в рамках и других
направлений, помимо психодинамического.
Так, при наличии сложной, множественной
симптоматики или выраженных личностных
нарушений наиболее склонная к
краткосрочности поведенческая
психотерапия может продолжаться до
80-120 занятий в попытках достижения
желаемого эффекта. Не редкостью является
длительность лечения при психотерапии
экзистенциально-гуманистической
направленности, представители которой
иногда считают необходимым оказывать
пожизненную помощь и поддержку пациентам.

При проведении
длительной психотерапии необходимо
иметь в виду зависимость скорости
улучшения состояния пациентов от числа
психотерапевтических занятий. Как
показали современные, выполненные на
большом материале исследования Ховарда
(Howard K. I., 1997), в общем, скорость такого
улучшения быстро нарастает лишь до
24-го занятия, а затем резко замедляется.
Психотерапевт должен быть готов к такой
динамике и при необходимости последовательно
продолжать выполнение намеченных и
обоснованных психотерапевтических
планов.

Выбор конкретных
форм и методов психотерапии для
индивидуальной помощи пациенту является
непростой задачей. Не прекращаются
споры о преимуществах и возможностях
того или иного психотерапевтического
направления или «школы». Современные
научные достижения позволяют рассматривать
психотерапию не просто как собрание
методов, основанных на личных свидетельствах
или системе убеждений, созданной той
или иной «школой», что больше характерно
для религиозных культов, чем научного
подхода. Создаются критерии научности
психотерапии, а научный анализ (например,
метаанализ) позволяет реально предсказывать
эффективность конкретного метода
психотерапии при той или иной патологии,
требующей психотерапевтического
вмешательства (Perrez M., 1989), показателями
научной обоснованности того или иного
метода психотерапии являются прежде
всего:

1) доказательства
эффективности;

2) обоснование
предположениями, которые не противоречат
современным научным данным.

При выборе
методов психотерапии целесообразно
учитывать данные Граве и соавт. (Grawe K.
et al., 1994). Применительно к индивидуальной
психотерапии метаанализ эффективности
различных видов психотерапии показал,
что многие методы не исследовались
научно приемлемым образом, а эффективность
других существенно различается.
Достаточно убедительными были результаты
интерперсональной психотерапии Клермана
и Вейссман (Klerman G. L., Weissman M. M.) у пациентов
с депрессией и нервной булимией.
Клиент-центрированная психотерапия
Роджерса эффективна при невротических
расстройствах, а также показана для
лечения алкоголизма и даже шизофрении,
при этом часто в комбинации с методами
поведенческой психотерапии. Высокую
эффективность, но при ограниченном
спектре патологии, показали методы
когнитивно-поведенческого направления.
Специфические фобии хорошо поддаются
лечению систематической десенсибилизацией.
При полиморфных фобиях, включавших и
панические атаки, наиболее эффективными
оказались методики конфронтации с
ситуациями, которых боялись пациенты.
Когнитивная психотерапия (Бек (Beck А.
Т.)) была успешной при лечении депрессий,
а также страхов и личностных расстройств.

Требов-я к личности
индивид. п/терапевта.

Во всех п/тер-х подходах в той или иной
форме исп-ся модельный эффект личности
п/терапевта. Сторонники социального
научения пользуются этим эффектом для
запуска процессов заместительного
научения. В поведенч. п/терапии с его
пом. подкрепляется науче-ние путем
подражания. Психоаналитики делают
акцент на процессах идентификации, кот.
происходят в рамках позитивного переноса.
Когнитивные п/тер-ты демонстрируют
варианты внутреннего монолога (self-talk),
а экзистенциальные терапевты раскрывают
перед клиентами собственную
индивидуальность. Если клиенты общаются
с п/терапевтом в теч. прод-ного времени,
это происх. не тол. потому, что их
устраивают рез-ты терапии, т. е. изменения,
кот. они набл-ют в себе, но и из-за
притягат-ти личности п/терапевта.
П/терапия опирается на эффект специфич.
влияния повед-я терапевта, вызыв-го у
клиента стремление ему подражать.

При сравнении работы
выдающихся п/терапевтов психоаналитич.
и поведенч. направл-й было обнаружено
значит. сходство. Исследователи пришли
к выводу, что клиенты счит. п/терапевтов
– представителей обоих направлений –
облад-ми сходных кач-в и находят эти
качества обязательными предпосылками
успешной п/терапии. По мнению клиентов,
эффективные п/терапевты: 1) привлекательны
как люди (что психоаналитики считают
совер-шенно неважным), 2) помогают клиенту
понять самого себя (чему не придают
знач. сторонники поведенч. подхода).
Кроме того, для хорошего п/терапевта
важно быть понимающим, уверенным в своих
силах, квалифицир. специалистом, способным
помочь клиенту постепенно обрести
уверенность в себе.

Исходя из всего
этого, а также учитывая результаты
других исследований, которые свидетельствует
в пользу существования универсальных
терапевтических принципов, действующих
в рамках всех теоретических подходов,
Бергин (Bergin, 1980) пришел к выводу, что
психотерапевты придают особую важность
используемым техникам, в то время как
клиентов гораздо больше привлекают
личные качества психотерапевта.

Больш-во эффективно
работающих п/терапевтов предстают перед
клиентом в образе чрезвыч. привлекат-го,
уверенного в себе, контактного чел-ка.
Стремление клиентов подражать своим
п/тер-там позвол. объяснить, почему такие
разные клиницисты, как, например, З.
Фрейд и Ф. Перлз, работали одинаково
успешно. Эллис, Сатир, Роджерс или Франкл
также добивались хороших результатов,
хотя, на первый взгляд, между ними нет
ничего общего. Выдающихся п/терапевтов
объединяет то, что все они явл-ся сильными
личностями. Они отн. к тем людям, кот.
буквально излучают положит. энергию.
Они активны, полны энтузиазма, обладают
острым умом и высокой подвижностью,
умело пользуются своим, как правило,
красивым голосом. В обществе большинства
хороших клиницистов находиться одно
удо-вольствие. Они облад. теми кач-ми,
кот. другие люди желали бы иметь.

Рез-ты практических
наблюдений позволяют утверждать, что
эффективно работающие п/терапевты, как
правило, облад. хоро-шим душевным
здоровьем и успешно разрешают собственные
проблемы. Эти кач-ва хороши не только
для того, чтобы иметь возможность
демонстрировать их клиентам в кач.
образца д/подражания. Уверенный в себе,
уравновешенный человек лучше контролирует
собственное поведение, что так важно
во время сессий. К качествам эффективных
п/терапевтов относят: влияние сильной
личности, силу убеждения и влияния в
терап-ких отно-шениях, заразительность
энтузиазма, чувства юмора, заботу и
сердечность, надежность и доверие.

Групповая
терапия

– форма
психотерапии, при которой специально
созданная группа людей регулярно и под
руководством психотерапевта встречается
для достижения таких целей, как разрешение
внутренних конфликтов, снятие напряжения,
коррекция отклонений в поведении и пр.

Принципиально
групповая психотерапия не является
самостоятельным направлением в
психотерапии, а представляет собой лишь
специфический метод, при использовании
которого основным инструментом
психотерапевтического воздействия
выступает группа пациентов, в отличие
от индивидуальной психотерапии, где
таким инструментом является только
психотерапевт. Наряду с другими
психотерапевтическими методами групповая
психотерапия (точно так же, как и
индивидуальная) применяется в рамках
различных теоретических ориентаций,
которые и определяют ее своеобразие и
специфику: конкретные цели и задачи,
содержательную сторону и интенсивность
процесса, тактику психотерапевта,
психотерапевтические мишени, выбор
методических приемов и пр. Все эти
переменные во многом объясняются также
нозологической принадлежностью
контингента больных, принимающих участие
в психотерапевтической группе.

В качестве
самостоятельного направления групповая
психотерапия выступает лишь в том
смысле, что рассматривает пациента в
социально-психологическом плане, в
контексте его взаимоотношений и
взаимодействий с окружающими, раздвигая
тем самым границы психотерапевтического
процесса и фокусируясь не только на
индивиде и его внутриличностной
проблематике, но и на индивиде в
совокупности его реальных взаимоотношений
и взаимодействий с окружающим миром.
Взаимоотношения и взаимодействия, в
которые вступает пациент в группе, в
значительной степени отражают его
истинные взаимоотношения, так как группа
выступает как модель реальной жизни,
где индивид проявляет те же отношения,
установки, ценности, те же способы
эмоционального реагирования и те же
поведенческие реакции.

Использование
групповой динамики направлено на то,
чтобы каждый участник имел возможность
проявить себя, а также на создание в
группе эффективной системы обратной
связи, позволяющей пациенту адекватнее
и глубже понять себя, увидеть собственные
неадекватные отношения и установки,
эмоциональные и поведенческие стереотипы,
проявляющиеся в межличностном
взаимодействии, и изменить их в атмосфере
доброжелательности и взаимного принятия.

Одним
из ключевых понятий групповой
психотерапии является групповая
динамика. Групповая динамика
 —
это совокупность взаимоотношений
и взаимодействий, возникающих между
участниками группы, включая также
и группового психотерапевта.

К процессам
групповой динамики
 относятся:

  • руководство,

  • лидерство,

  • формирование
    группового мнения,

  • сплочённость
    группы,

  • конфликты
    между участниками группы,

  • групповое
    давление и другие способы регуляции
    поведения членов группы.

Использование
групповой динамики направлено на то,
чтобы каждый участник имел возможность
проявить себя, а также на создание
в группе эффективной системы обратной
связи, позволяющей человеку адекватнее
и глубже понять самого себя, увидеть
собственные неадекватные отношения
и установки, эмоциональные
и поведенческие стереотипы и изменить
их в атмосфере доброжелательности
и взаимного принятия.

Психотерапевтическая
группа
 как
живой организм, единое целое проходит
в своей работе несколько фаз
развития
:

  1. Фаза
    ориентации и зависимости. 
    Участники
    присматриваются друг к другу и к
    ведущему, ориентируются в новой для
    себя обстановке. Группа ориентирована
    на ведущего и ждёт от него
    конкретных указаний и инструкций

  2. Фаза
    конфликтов. 
    Начинается
    активное распределение основных ролей
    в группе, возникает напряжение
    и агрессия. Участники начинают
    относиться друг к другу враждебно
    и слабо ориентированы на конструктивную
    помощь друг другу.

  3. Фаза
    сотрудничества и целенаправленной
    работы. 
    У участников
    появляется чувство принадлежности
    к группе, вырабатываются общие
    ценности. В группе появляется доверие
    и искренность в выражении
    собственных мыслей и чувств. Именно
    на этом этапе группа обретает
    способность обеспечивать развитие
    личности её членов.

  4. Фаза
    завершения (умирания) группы
    .
    После того как группа выполнила свою
    задачу её работа подходит к логическому
    завершению. Группа распадается или
    может продолжить работу в другом
    составе и с другими задачами.

Длительность
групповой терапии зависит от потребностей
группы и теоретической ориентации
терапевта. В среднем курс групповой
терапии составляет 15–25
встреч
 (длительность
одной встречи от 1,5 до 3–4 ч).
По количеству участников оптимальной
считается группа 8–12
человек
.

Групповая
психотерапия позволяет решить многие
проблемы, среди которых:

  • проблемы
    взаимоотношений (с родителями, детьми,
    с противоположным полом, коллегами
    и т.д.);

  • депрессии,
    тревожность, страхи, одиночество;

  • психосоматические
    заболевания;

  • различные
    кризисные состояния

  • и
    многое другое.

Опыт,
полученный в ходе работы
психотерапевтической группы, участник
легко включает в повседневную жизнь.
Человек становится более раскрепощённым,
уверенным в себе и в своих силах.
Участие в групповая психотерапии
может стать первым шагов в новую
и осознанную жизнь.

РАЗНООБРАЗИЕ
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ГРУПП

Исходя
из основной цели, направляющей работу
психотерапевтической группы, среди
разнообразия существующих групп, можно
выделить 3 типа групп.

  1. Группы
    совершенствования личности и обучающие
    группы (участники – здоровые люди).

  2. Группы
    решения проблем (участники – люди,
    имеющие жизненные и личностные
    трудности).

  3. Лечебные
    группы (клиническая психотерапия)
    (участники – люди с различными
    психическими расстройствами,
    проявляющимися в поведении и эмоциональной
    сфере).

Группы
первого типа лучше всего представляют
так называемые группы встреч и Т-группы.

Группы
встреч (encounter)

Это
наиболее распространенный тип групп
совершенствования личности. Их еще
называют группами роста личности. Эти
группы возникли и достигли пика
распространения и популярности в 60-70-х
годах нашего столетия и были важнейшим
стимулом движения гуманистической
психологии, призывающей к реализации
человеческого потенциала. Это движение
особо подчеркивало раскрытие потенциальных
возможностей человека, спонтанность
жизни, преодоление барьеров, мешающих
самовыражению и открытости личности в
отношениях с другими, искренность в
межличностных отношениях. Группы встреч
возникли в США, но потом получили
распространение во всем мире.

Эти
группы предназначены для здоровых
людей, стремящихся с помощью группового
опыта лучше познать себя, завязать более
тесные и искренние отношения с другими
людьми, найти и устранить препятствия,
мешающие полнее реализовать свои
возможности в жизни. В работе группы
особенно подчеркивается спонтанность
поведения, выражение всех чувств, а
также поощряется конфронтация между
участниками группы. Процесс группы
встреч развивается в пространстве
«здесь и теперь», т.е. обсуждаются
появляющиеся в группе отношения,
возникающие чувства, непосредственный
опыт. Продолжительность групп встреч
обычно бывает ограничена несколькими
десятками часов.

Группы
встреч неоднородны – их характер
различается в зависимости от теоретической
ориентации, установок, ценности терапевта.
Так, например, по мнению одного из самых
основных теоретиков и практиков групп
встреч C.Rogers (1970), ход работы, содержание
группового процесса должны определяться
самими участниками. Будучи терапевтом
группы, он не указывал никакого направления
группе, не определял правил работы, а
заботился лишь о создании атмосферы
взаимного доверия и заботы друг о друге.
C.Rogers никогда не использовал упражнений
и техник для повышения интенсивности
жизни группы, полагаясь на «мудрость»
группы и способность творить жизнь и
направлять ее в конструктивное русло.

Другой
классик групп встреч, W.Schutz (1971, 1973),
наоборот, был сторонником более строгого
руководства группой. Для интенсификации
групповых процессов и поощрения
интенсивных чувств и столкновений
участников между собой он широко
использовал различные групповые игры
и приемы.

G.M.Gazda
(1989) выразил мнение, что опыт групп
встреч, способы повышения интенсивности
жизни могут успешно применяться и в
терапевтических группах других типов.

Т-группы

Это
наиболее распространенный вариант
обучающих групп. Их еще называют
тренинговыми группами, группами тренинга
чувствительности (sensitivity training). Группы
такого типа возникли под непосредственным
влиянием теории групп K.Levin’a. В этих
группах, как и в группах встреч, также
не ставятся лечебные цели. Но в отличие
от групп встреч в Т-группах акцентируется
не столько совершенствование личности
(хотя это может быть одним из результатов
работы группы), сколько анализ развития
группы – что происходит в группе, когда
она проходит стадии своего развития.
Основной целью участников Т-группы
является совершенствование навыков
межличностного общения. Они учатся
понимать, что с ними происходит в группе,
как функционирует сама группа, как
участники постепенно могут принять на
себя роль ведущего. В качестве отдаленной
цели Т-группы указывается стремление
перенести приобретенные знания о
динамике группы и межличностных
отношениях непосредственно в свою
жизненную среду.

R.T.Golembiewski
и A.Blumberg (1977) выделяют три основные черты
Т-групп.

  1. Т-группа
    – это учебная лаборатория. Ее цель –
    помочь участникам понять, могут ли
    изменения, происходящие в группе и в
    них самих, способствовать тому, чтобы
    они лучше себя чувствовали в общении
    с другими людьми. Т-группа:

  • создает
    миниатюрную модель общества.

  • подчеркивает
    постоянное стремление искать новые
    способы поведения;

  • помогает
    участникам понять, как учиться.

  • создает
    безопасную атмосферу, благоприятную
    для обучения.

  • ответственность
    за то, чему хочется научиться, перелагает
    на самих участников группы.

  • Обычно
    в Т-группу приходят с неопределенным
    желанием стать более чуткими в общении.
    Т-группа предоставляет возможность
    узнать, как этому научиться. Участникам
    показывают, что каждый член группы,
    помогающий учиться, является учителем.

  • В
    Т-группе дискутируют только о «здесь
    и теперь» происходящих процессах.
    Участникам не рекомендуется говорить
    о происходившем в прошлом за пределами
    группы. Важно говорить лишь о том, что
    происходит в группе в настоящее время
    и какие чувства это вызывает у участников.

    Опыт
    Т-групп также можно успешно применять
    в группах решения проблем и в клинических
    группах.

    Группы
    решения проблем (консультирования
    )

    Их
    выделение связано с происходящим в
    последние десятилетия отделением
    психологического консультирования от
    психотерапии. В группах консультирования
    решаются различные психологические
    проблемы, а психотерапия понимается
    как лечение эмоциональных и поведенческих
    нарушений.

    В
    данных группах обсуждаются личные,
    социально-психологические и профессиональные
    проблемы. Обычно они организуются в
    определенных учреждениях, например, в
    школах, центрах консультирования и т.п.
    Группы решения проблем отличаются от
    клинических психотерапевтических групп
    тем, что в своей работе они не стремятся
    к структурным изменениям личности,
    работают с осознанными проблемами,
    решение которых не требует продолжительного
    времени (например, года или более). В них
    ставятся больше профилактические и
    восстановительные цели. Проблемы,
    «приносимые» участниками в группы
    такого рода, чаще всего касаются
    трудностей в личной или профессиональной
    жизни, кризисных ситуаций. Многие
    проблемы такого рода, как правило, имеют
    межличностный контекст, и группа является
    идеальным местом для их обсуждения и
    решения. В группе словно воссоздается
    жизнь участников вне ее, так как участники
    приносят и реализуют в ней стиль своей
    жизни, и в особенности – стиль общения,
    попадают в конфликтные ситуации,
    аналогичные встречающимся в повседневной
    жизни. Участники группы, реагируя друг
    на друга, помогают друг другу в контексте
    группы заново пережить свою реальную
    жизнь, ошибки общения, конфликты с
    близкими и значимыми людьми в жизни вне
    группы. Тем самым в группах решения
    проблем возникает возможность изменить
    свое поведение, при поддержке группы и
    ее терапевта искать новые способы
    сосуществования с другими людьми.

  • Leave a Comment