Тема 10. Криминалистическая характеристика преступнос­ти несовершеннолетних и молодежи

Тема 10. Криминалистическая характеристика преступнос­ти несовершеннолетних и молодежи

План

1. Характеристика
преступности несовершеннолетних и
моло­дежи.

2. Особенности
личности несовершеннолетних преступников.

3. Причины
преступности несовершеннолетних и лиц
молодого возраста.

4. Меры
предупреждения преступлений
несовершеннолетних.

1. Характеристика
преступности несовершеннолетних и
мо­лодежи.

Под преступностью
несовершеннолетних понимается
совокуп­ность преступлений, совершенных
лицами в возрасте 14-18 лет на определенной
территории за определенный промежуток
времени.

Борьба с преступностью
несовершеннолетних (как и в среде
мо­лодежи) рассматривается в качестве
составной части комплексной ра­боту
по борьбе с преступностью в целом.

Работа эта
организуется на общих положениях,
разработанных криминологией.

Вместе с тем, здесь
есть и определенная специфика, которая
связана главным образом с личностью
несовершеннолетнего.

Однако усматривать
какой-то феномен в преступности
несове­ршеннолетних нет оснований.
Конечно, возраст может оказывать то или
иное влияние лишь на характер и формы
преступной деятельнос­ти, но не на ее
существование и проявление.

Изучение и анализ
статистических и иных материалов,
имею­щихся в правоохранительных
органах, позволяет сделать вывод о том,
что темпы роста подростковой преступности
в последние годы значи­тельно опережают
аналогичные показатели по другим
традиционно учитываемым видам преступлений
(общей, рецидивной, женской и т.

д.).

Молодежь в возрасте
от 14 до 18 лет составляет 7 % всего
насе­ления.

На ее долю приходится
свыше 16 % всех преступлений, регист­рируемых
по линии уголовного розыска.

Если же взять с
учетом уровня латентной преступности,
которая у данной категории преступников
в 3 — 4 раза выше, а также того, что не
берутся на учет общественно опасные
деяния подростков младше 14-летнего
возраста, то удельный вес лиц, нарушающих
уголовный закон в несовершеннолетнем
возрасте, будет достаточно высоким.

На территории
бывшего Советского Союза в 1961 году было
за­регистрировано 39 тыс. преступлений,
совершенных несовершенноле­тними, в
1980 году — 138 тыс., в 1989 году — 224 тыс.
преступлений.

По отношению к
1961 году рост преступности возрастал
ежего­дно, и наибольший прирост
составил в 1975 году — 230 %, в 1980 году — 253 %,
в 1985 году — 328 %, в 1990 году — 372 %, в 1995 году
— 472 %.

Такой упорный рост
преступности среди несовершеннолетних
объясняется резко обострившимися
противоречиями в обществе во всех без
исключения сферах жизни.

Социальные проблемы,
вопроси получения образования и
тру­доустройства, соблазны современного
бизнеса (рэкет, проституция и т. д.) — все
это обстоятельства, которые характеризуют
состояние пре­ступности среди
несовершеннолетних, вовлекают в
преступную дея­тельность все большее
число молодых людей.

Криминологи
выделяют следующие тревожные тенденции
в преступности несовершеннолетних:

1. Снижение
возрастного порога преступности.
Коэффициент преступной активности
среди 14 — 15-летних подростков вырос в 3
— 4 раза. Практически каждый третий
подросток взят на учет в связи с
недостижением возраста для привлечения
к уголовной ответственности.

2. Рост преступности
среди девушек (в среднем в 1,5-2 раза выше,
чем среди юношей).

3. Значительный
рост наркомании и токсикомании, пьянства
и половой распущенности среди
несовершеннолетних;

4. Увеличение числа
групп, совершающих многоэпизодные
пре­ступления.

5. Массовое вовлечение
несовершеннолетних в многочисленные
межнациональные и этнические конфликты,
«политическую борьбу», а главное —
организованную преступность различных
форм.

6. Увеличение
удельного веса тяжких, заранее
подготовленных и продуманных преступлений.

7. Продолжается
рост повторных преступлений, увеличивается
рецидивная преступность среди
несовершеннолетних.

Что впереди? По
прогнозам преступность среди
несовершенно­летних характеризуется
преимущественно как групповая. Каждое
пя­тое преступление несовершеннолетними
совершается в группе со взрослыми.

Объяснений этому
много. В группе легче совершить
противоп­равные действия, меньше груз
личной ответственности. Не так давит
на сознание личная незащищенность в
обществе.

2. Особенности
личности несовершеннолетних преступни­ков.

Несовершеннолетний
человек еще не сформирован. У него нет
дополнительного социального и жизненного
опыта, не в полной мере развиты волевые
качества, нет должного контроля над
своими эмоци­ями и поведением, особенно
в сложных жизненных ситуациях.

У несовершеннолетних
преступников ограничена сфера духов­ных
запросов. Как правило, они не интересуются
искусством, склонны к прогнозу
времяпрепровождения.

В эмоционально-волевой
сфере у несовершеннолетних преступников
преобладают ослабление чувства стыда,
равнодушие к переживаниям других,
несдержанность, грубость, лживость,
лицемерие и множество пороков.

С точки зрения
нравственного уровня, правосознания и
ценностных ориентаций наблюдается
значительный разрыв между возможностями
и потребностями, которыми они
руководствуются. Допустимыми признаются
любые нарушения, если это нужно ему
лично или го группе.

Уровень правосознания
очень низок, а то и вовсе отсутствует.

В зависимости от
различных признаков, характеризующих
несовершеннолетних преступников,
существует их классификация.

Криминологи
выделяют три типа несовершеннолетних
преступников:

1. Случайные, которые
допустили противоправное поведение
из-за неправильной оценки создавшейся
ситуации. Эти подростки не поддаются
исправлению.

2. Неустойчивые,
которые отличаются не столько
испорченностью, сколько социальной
незрелостью или стремлением к романтике.

3. Злостные
(запущенные) — трудно исправимые подростки
с явно отрицательной направленностью
личности, потребительским отношением
к жизни.

Следует особо
отметить, что более половины
несовершеннолетних преступников выходят
из неблагополучных или неполных семей.

3. Причины преступности
несовершеннолетних.

Существует
представление о том, что состояние
преступности среди несовершеннолетних
— это зеркало общества.

Зарубежные ученые
уже не связывают преступность только
с безопасностью, нищетой, семейным
неблагополучием.

Конкретные причины
преступности несовершеннолетних следу-г
искать в окружающей их микросреде.

Важнейшей, причем
самой начальной микросредой, является
семья. В ней человек приобретает первые
представления об окружающем мире, о
людях, их отношениях, дозволенном и
недозволенном.

Под влиянием семьи
у детей сказываются определенные взгляды
и привычки, формируются потребности и
способы их удовлетворения.

Воздействие семьи
может оказаться неблагоприятным при
следующих факторах:

1. Нарушении
целостности семьи, ее распаде;

2. Невыполнении
или неправильном понимании родителями
своих обязанностей по воспитанию детей:
отсутствие надзора за ними, безразличное
отношение к их поведению и связям,
излишнее баловст­во, культивирование
иждивенчества и эгоизма;

3. Ненормальных
взаимоотношениях между членами семьи:
грубость, деспотизм, враждебность,
жестокость;

4. Наличие в семье
антиобщественных нравов и традиций:
стя­жательства, распущенности, цинизма,
недобросовестности, двуличия (расхождение
между тем, что говорится, и тем, что
делается);

5. Злоупотребление
алкоголем, моральная распущенность,
пара­зитизм;

6. Неуважение к
закону, совершение преступлений;

7. Вовлечение детей
в пьянство, азартные игры, другие виды
аморального поведения, в преступную
деятельность.

«Трудный ребенок,
— писал Сухомлинский, — это дитя пороков
родителей, зла семейной жизни, это
цветок, расцветающий в атмосфе­ре
бессердечия, неправды, обмана, праздности,
презрения к людям, пренебрежения своим
общественным долгом. Это дитя нравственной
неподготовленности родителей к рождению
и воспитанию детей».

Социологи и
психологи, ученые-педагоги считают, что
первые 3 — 5 лет жизни, главным образом
из материнских и отцовских уст, из
поведения родителей, их поступков
ребенок получает до 80 % всего того, что
требуется для формирования личности,
для развития нравст­венно-психологических
качеств человека.

Сейчас наблюдается
тенденция к снижению авторитета
родите­лей, обусловленная их неправильным
поведением. Все больше роди­тели
пьянствуют, не работают, совершают
правонарушения, не инте­ресуются
судьбой своего ребенка.

И тогда подросток,
контактируя с преступными группами,
нахо­дит там заменяющую ему «семью»,
в лице лидера, вожака, находит человека,
заменяющего ему отца.

В настоящее время
меняется облик и «неблагополучной»
семьи. Неблагополучие в семье все чаще
скрывается за маской внешнего
бла­гополучия.

Нередко допускаются
грубые ошибки в воспитании детей
вслед­ствие незнания возрастной
психологии ребенка, отсутствия
необхо­димых педагогических и правовых
знаний родителей или лиц, их за­меняющих.

Существуют серьезные
недостатки и в школьном воспитании.
Фактически школа не занимается вопросами
внешкольной работы, ор­ганизацией
досуга детей. Очень слабая связь школы
с семьями подростков, особенно с теми,
которые числятся в качестве неблагополуч­ных.

Сложным стало
трудоустройство молодых людей,
освободивши­хся из мест лишения
свободы, осужденных условно или к
наказанию, не связанному с лишением
свободы. Это привело к тому, что ныне
молодежь составляет основную часть
армии безработных.

Если раньше
подростковую преступность как-то
сдерживала сис­тема профилактики, то
сейчас она развалилась. Резко снизило
профи­лактический потенциал МВД,
поскольку отделы по профилактике
правонарушений несовершеннолетних во
многих местах прекратили работу, а там,
где и работают, из-за нехватки средств
и квалифициро­ванных кадров ведут
работу в полнакала.

Все это отрицательно
воздействует на формирование личности
несовершеннолетнего.

4. Меры предупреждения
преступлений несовершеннолетни­ми.

Рекомендации,
направленные на сокращение отклоняющегося
поведения детей и подростков, давно
всем известны.

Они сводятся к
совершенствованию, прежде всего семейного
во­спитания, реформам школьного
образования, возрождению молодеж­ных
самодеятельных организаций на
патриотической основе.

Вместе с тем
практика показывает, что сегодня наше
общество тратит основные силы и средства
на борьбу с самой преступностью, а не
на искоренение причин и условий, ее
порождающих.

По мнению ведущих
представителей мировой криминологичес­кой
мысли, в центре любой программы
предупреждения преступного поведения
несовершеннолетних должно быть
обеспечение, прежде всего, благосостояния
молодежи с раннего детства. Речь идет
о реали­зации основных положений
Декларации прав ребенка, принятой
Гене­ральной ассамблеей ООН в 1959 году
и касающейся ранней профила­ктики
преступлений, общей профилактики и
предупреждения рециди­ва среди
несовершеннолетних.

С 1 февраля 1995 года
в Украине действует Закон «Об органах
и службах по делам несовершеннолетних
и специальных учреждениях для
несовершеннолетних».

Законом предусмотрены
специальные субъекты предупреждения
преступности несовершеннолетних и их
социальной защиты:

1)комитеты по делам
несовершеннолетних при Кабинете
Мини­стров Украины, службы по делам
несовершеннолетних исполкомов местных
Советов;

2) общеобразовательные
школы и профессиональные училища
социальной реабилитации несовершеннолетних
в органах народного образования;

3) центры
медико-социальной реабилитации
несовершеннолет­них в органах охраны
здоровья;

4)приюты для
несовершеннолетних служб по делам
несовер­шеннолетних;

5)суды;

6) криминальная
милиция по делам несовершеннолетних в
орга­нах внутренних дел;

7) приемники-распределители
для несовершеннолетних в орга­нах
внутренних дел;

8)воспитательно-трудовые
колонии Министерства внутренних дел.

В соответствии с
этим законом создано специальное
подразде­ление криминальной милиции
— криминальная милиция по делам
не­совершеннолетних.

Предусмотрено
создание специальных судов или выделение
су­дей для рассмотрения уголовных и
административных дел в отноше­нии
несовершеннолетних (на практике это
обычно председатели горо­дских или
районных судов).

Вопросы для
самоконтроля

1. Криминологические
характеристики преступности
несовер­шеннолетних и молодежи.

2. Криминологическая
характеристика личности несовершенно­летнего
преступника и молодежи.

3. Причины и условия,
способствующие совершению преступ­лений
несовершеннолетними и молодежью.

4. Основные
направления профилактики преступности
несовер­шеннолетних и молодежи.

Leave a Comment