Тема 12. Поведение

Тема 12. Поведение

Поведение —
совокупность поступков человека,
совер­шаемых им в относительно
продолжительный период в по­стоянных
или изменяющихся условиях.

Два человека могут
быть заняты одинаковой деятельно­стью,
но их поведение может быть различным.
Если деятель­ность состоит из действий,
то поведение — из поступков.

Деятельность

I

Поведение

Действие — процесс,
на­правленный на реализацию поставленной
цели

Поступок — действие,
рассматриваемое с точки зрения единства
мотива и последствий, намерений и дел,
целей и средств

104

Для обозначения
поведения человека в обществе исполь­зуется
понятие «социальное поведение».

Социальное поведение
— поведение человека в обществе,
рассчитанное на оказание определенного
влияния на окру­жающих людей и общество
в целом.

Существует много
видов так называемого социального
по­ведения, важнейшие из которых:
массовое; групповое; просо-циальное;
антисоциальное; помогающее; конкурентное;
деви-антное (отклоняющееся); противоправное.

Массовое поведение
— активность масс, не имеющая определенной
цели и организованности, например, мода,
па­ника, социальные и политические
движения и т. п.

Групповое поведение
— совместные действия людей в некоторой
социальной группе, являющееся результатом
происходящих в ней процессов.

Просоциальное
поведение — поведение человека, в
осно­ве которого лежат просоциалъные
мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра,
помощи и поддержки,

В последние годы
особую значимость для состояния обще-(•!
ни, положения человека и его судьбы
приобрели следующие ниды поведения:

— связанные с
проявлением добра и зла, дружбы и враж­ды
между людьми;

— связанные со
стремлением добиваться успеха и власти;

— связанные с
уверенностью или неуверенностью в себе.
В основе видов социального поведения
лежат принятые в

обществе образцы,
к которым относятся нравы и обычаи.

Виды социального
поведения

I

Образцы,
принятые в обществе

Нравы

Обычаи

Типичные,
повторяемые множеством людей реак­ции
на определенные собы­тия; преобразуются
по мере изменения сознания людей

Форма
поведения человека в определенной
ситуации; обы­чаям неуклонно следуют,
не задумываясь, откуда они взя­лись
и почему так положено

Привычка

Нравы и обычаи,
будучи неписаными правилами, тем не
менее определяют условия социального
поведения.

105

Образец задания

| А1.1 Выберите
правильный ответ. Верны ли следующие
суж­дения о социальном поведении?

А. Социальное
поведение проявляется в целенаправленной
активности в отношении других людей.

Б. Социальное
поведение основывается на принятых в
обще­стве образцах, к которым относятся
нравы и обычаи.

1) верно только
А 3) верны оба суждения

2) верно только
Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3.

Тема 13. Свобода и ответственность личности

В истории общественной
мысли проблема свободы всегда была
связана с поиском разного смысла. Чаще
всего она своди­лась к вопросу о том,
обладает ли человек свободной волей
или все его поступки обусловлены внешней
необходимостью (пред­определением,
Божьим промыслом, судьбой, роком и т.
д.).

Свобода есть
познанная необхо­димость

Послед

Если все однозначно
необходи­мо, если практически нет
слу­чайностей, новых возможнос­тей,
то человек превращается в автомат,
робот, действующий по заданной программе

Свобода — это
возможность поступать так, как хочется

*

с т в и я

Полный произвол
по отноше­нию к другим людям,
невоз­можность установления ка­ких-либо
устойчивых соци­альных связей

Мера необходимости
и свободы в ту или иную историче­скую
эпоху различна. Эта мера задает
определенные типы личности.

Абсолютизация
необходимос­ти, трактовка всякого
дейст­вия человека как предопреде­ленного
заранее, исключаю­щего всякую
возможность выбора и случайности

—т.

Фатализм
(лат. fatalis
— роковой) — мировоззрен­ческая
концепция, соглас­но которой все
процессы в мире подчинены господ­ству
необходимости

Пренебрежение
необходимо­стью, объективными
истори­ческими процессами, принятие
решения, сообразуясь лишь с субъективными
оценками и желаниями

Волюнтаризм
(лат. voluntas
— воля) — миро­воззренческая
концепция, признающая волю как
первооснову всего сущего

106

Ядро свободы —
это выбор, который всегда связан с
интел­лектуальным и эмоционально-волевым
напряжением челове­ка (бремя выбора).
Общество своими нормами и ограничения­ми
определяет диапазон выбора. Этот диапазон
зависит и от условий реализации свободы,
сложившихся форм обществен­ной
деятельности, уровня развития общества
и места челове­ка в общественной
системе.

Социальные
условия

реализации
свободы

Социа

ильные

)МЫ

Свобода
f
Выбор j

Фор
общест] деятел]

мы

HOJ

венной

эНОСТИ

i

i

Место

^—^

Уровень

человека
в обществе

личности

развития
общества

т

Социализация

Свобода — это
специфический способ бытия человека,
связанный с его способностью выбирать
решение и совер­шать поступок в
соответствии со своими целями, интере­сами,
идеалами и оценками, основанными на
осознании объ­ективных свойств и
отношений вещей, закономерностей
окружающего мира.

Свобода есть там,
где есть выбор .’Но только свобода выбо­ра
порождает ответственность личности за
принятое решение и поступки, являющиеся
его следствием. Свобода и ответ­ственность
— две стороны сознательной деятельности
че­ловека. Свобода порождает
ответственность, ответственность
направляет свободу.

Ответственность
— социально-философское и социоло­гическое
понятие, характеризующее объективный,
истори­чески конкретный вид
взаимоотношений между личностью,
коллективом, обществом с точки зрения
сознательного осу­ществления
предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность,
принимаемая человеком как основа его
личной нравственной позиции, выступает
в качестве фун­дамента внутренней
мотивации его поведения и поступков.
Регулятором подобного поведения является
совесть.

Выделяют следующие
виды ответственности:

— историческая,
политическая, нравственная, юридичес­кая
и т. д.;

107

— индивидуальная
(персональная), групповая, коллек­тивная.

Социальная
ответственность выражается в склоннос­ти
человека вести себя в соответствии с
интересами дру­гих людей.

По мере развития
человеческой свободы ответственность
усиливается. Но ее направленность
постепенно смещается с коллектива
(коллективная ответственность) на самого
челове­ка (индивидуальная, персональная
ответственность).

Только свободная
и ответственная личность может полно­ценно
реализовать себя в социальном поведении
и тем самым раскрыть свой потенциал в
максимальной степени.

___ Образец задания

| В6. | Прочитайте
приведенный ниже текст, в котором про
пущен ряд слов. Выберите из предлагаемого
списка слова, ко­торые необходимо
вставить на место пропусков.
«Основополагающими чертами человека
являются труд, раз­ум, коллективность,
творчество, но наряду с этим свобода и
______________(1). Свобода — это специфическое
чело­веческое качество, лежащее в
основе формирования его ____________(2). В
свободной деятельности человек
до­бивается поставленных________(3) и
реализует себя. Про­блема свободы
чаще сводилась к вопросу о том, обладает
ли человек свободой________(4), или все его
поступки обус­ловлены внешней_____________(5),
под которой пони­мали предопределение,
Божий промысел,______(6), рок».

Слова в списке
даны в именительном падеже, единственном
числе. Выбирайте последовательно од»ц>
слово за другим, мысленно заполняя
каждый пропуск. Обратите внимание на
то, что в списке слов больше, чем вам
потребуется для запол­нения пропусков.

A) воля
Д) индивид Б) необходимость Е)
цель

B) смысл Ж) судьба

Г) индивидуальность
3) ответственность

В данной ниже
таблице указаны номера пропусков.
Запишите

под каждым номером
букву, соответствующую выбранному

вами слову.

Получившуюся
последовательность букв перенесите в
бланк

ответов.

1

2

3

4

5

6

Omiem:
ЗГЕАБЖ.
108

Leave a Comment