Тема 17. Криминологическая характеристика воинских пре­ступлений

Тема 17. Криминологическая характеристика воинских пре­ступлений

План

1. Понятие и
криминологическая характеристика
воинской преступности. —

2. Причины и
условия совершения преступлений
военнослу­жащими.

3. Особенности
предупреждения воинской преступности.

1. Понятие и
криминологическая характеристика
воинской преступности.

Под воинской
преступностью понимается система
(совокуп­ность) преступлений, совершаемых
военнослужащими. Включает в себя:

1. Общие преступления,
т. е. те, применительно к которым уго­ловным
законом предусмотрен специальный
субъект — военнослужа­щий. Они могут
совершаться и гражданскими лицами, и
военнослу­жащими;

2. Собственно
воинские преступления со специальным
субъек­том — военнослужащим. Специфический
и их объект — воинский пра­вопорядок.

К собственно
воинским относятся преступления против
порядка подчиненности, порядка прохождения
военной службы, порядка эксп­луатации
военной техники, несения боевого
дежурства, караульной, пограничной и
других специальных служб, а также
воинские должно­стные преступления.

В структуре воинской
преступности выделяют группы на основе
воинского звания лиц, совершивших
преступления:

— преступность
офицеров;

— преступность
прапорщиков;

— преступность
сержантского состава;

— преступность
рядового состава. Применяется также
критерий ведомственной принадлежности:

— преступность в
войсках Министерства обороны;

— преступность во
внутренних войсках МВД;

— преступность в
пограничных и других войсках. В
Министерстве обороны преступность
военнослужащих анали­зируют по видам
вооруженных сил:

— сухопутные войска;

— военно-морской
флот, и родам войск: Военно-десантные
войска, строительные войска и т. д.

В последние годы
наблюдается рост воинских преступлений.
В структуре преступности самым
распространенным видом является
ук­лонение от воинской службы. Их доля
составляет около 45 % от всего криминального
массива. Корыстные мотивы просматриваются
в осно­ве каждого третьего учтенного
преступления. В структуре армейской
преступности 1,8 % составляют хищения в
особо крупных размерах, около 1,2 % убийств.

Латентность
воинской преступности высокая.

Криминологический
анализ позволяет выделить следующие
воз­можные грани соприкосновения
Вооруженных Сил и организованной
преступности. В сферу интересов
преступников попадает оружие и военные
кадры. Огневые средства поражения с
воинских складов пос­тепенно переходят
в руки преступников. Наиболее подготовленные
военнослужащие переходят на «работу»
в преступные группировки. Немалый
интерес для криминальных предпринимателей
представляет и воинский транспорт (в
основном транспортная авиация), воинское
движимое и недвижимое имущество.
Наблюдается и международная торговля
лучшими образцами отечественной военной
техники.

Организованные
преступники стремятся установить
контроль над государственными границами.
Цель — незаконное перемещение через
границы наркотиков, оружия, валюты и
других товаров. Прес­тупники используют
все средства: подкуп должностных лиц,
воору­женные конфликты.

2. Причины и условия
совершения преступлений военнос­лужащими.

Следует исследовать
в двух направлениях криминогенное™:

— внутри Вооруженных
сил;

— за их пределами.

В силу особенностей
воинского быта военнослужащие вынужде­ны
постоянно быть вместе в напряженной, а
иногда и в экстремальной ситуации, что
многократно увеличивает возможности
межличностных конфликтов, криминогенной
напряженности. Это при определенных
условиях порождает много преступлений.

Второй причиной
криминогенности является состояние
нашего общества, которое продуцирует
воинскую преступность через:

— негативные
социальные условия, деморализующие и
криминализирующие молодежь, а она
приносит негативный опыт в армейскую
среду;

-недостатки
государственного обеспечения Вооруженных
Сил (идеологического, материального,
кадрового, информационного), дес­труктивно
воздействующие на военный механизм.

К особенностям
причин воинской преступности могут
быть от­несены:

— повышенная
значимость субъективных, в том числе
идеологи­ческих факторов. Военная
служба всегда сопряжена с предельным
на­пряжением сил, нередко риском для
жизни и здоровья. В этих услови­ях
материальные стимулы не всегда эффективны,
так же, как угроза карой (солдаты могут
предпочесть тюрьму смерти или увечью);

— жесткая зависимость
внутриармейской ситуации от
государст­венного обеспечения (любая
инициатива военнослужащих по поиску
средств к существованию обычно носит
криминальный характер);

-существование
выработанных многовековой практикой
меха­низмов блокирования как внешних,
так и внугриармейских источни­ков
общественно опасных деяний (с их помощью
во многих армиях мира удается поддерживать
весьма низкий уровень преступности).
Не использование этих механизмов можно
рассматривать как кримино­генный
фактор.

Его характеристики:

— мужской пол
(абсолютно доминирующий в армейской
среде);

— молодой возраст
военнослужащих срочной службы;

— относительно
низкий уровень образования многих из
них;

— наличие большого
числа выходцев из неполных или иных
неб­лагополучных семей;

— отсутствие
собственной семьи у абсолютного
большинства во­еннослужащих срочной
службы;

— отсутствие работы
или иного занятия, возвращением к
которо­му военнослужащий дорожил бы
после увольнения в запас.

Весьма специфичной
и значимой социально-демографической
характеристикой военнослужащего
является воинское звание. Абсо­лютное
большинство преступников в войсках —
рядовые (80 %). Здесь обозначается сразу
целый спектр проблем: и отбора контингента
для призыва, и условий прохождения
срочной военной службы, и социа­льных
ролей.

Срок службы в
какой-то мере является аналогом
профессиона­льного стажа. Однако в
значимости, по влиянию, которое данная
ха­рактеристика оказывает на поведение,
на выбор социальных позиций и ролей в
военных и гражданских условиях срок
службы и стаж рабо­ты далеко не
несоразмерны. Большинство насильственных
преступле­ний военнослужащих тем или
иным образом связаны с различием в
сроках службы преступника и потерпевшего.

В причинных
взаимодействиях, порождающих воинскую
прес­тупность, выделяются следующие
обстоятельства:

— идеологические;

— экономические;

-связанные с
недостатками функционирования в обществе
сис­темы воспитания и обучения
подрастающего поколения;


организационно-управленческие, связанные
с неоптимальным или прямо незаконным
расходованием ресурсов, выделенных
Воору­женным Силам;

— недостаток отбора
и подготовки военных кадров, дефекты
ре­гулирования их статуса;

-недостатки
функционирования правоохранительных
органов, судебной и пенитенциарной
системы;

— недостатки
информационного и научного обеспечения
борьбы с преступностью в Вооруженных
Силах.

3. Особенности
предупреждения воинской преступности.

С древних времен
борьбе с воинской преступностью власть
все­гда уделяла особое внимание. И
это не случайно. Если от преступнос­ти
в гражданском обществе страдали главным
образом простые люди, сильные мира сего,
защищенные многочисленной стражей,
взирали на это весьма спокойно и
имитировали борьбу с криминалом лишь
для того, чтобы не разжигать народное
недовольство, то воинская престу­пность
вела к дезорганизации армии, а без армии
очень легко было утратить власть. Кроме
того, исторический опыт показывает, что
раз­рушение государственности, как
правило, начинается с развала армии
(роста числа уклонений от воинской
службы, падения дисциплины, снижения
уровня управляемости воинскими частями,
подразделения­ми и отдельными
военнослужащими).

Боеготовность
войск важна не только как фактор защиты
от внешних врагов, она оказывается очень
значимым показателем национального
здоровья и внутренней устойчивости
государства — при ра­зложении армии
начинается процесс государственного
саморазруше­ния. Примерами подобной
взаимосвязи изобилует и мировая, и
отече­ственная история.

Прежде всего
заслуживают внимания обще предупредительные
меры. Общество нуждается в четком
формулировании национальных идеалов
и концепции национальной безопасности,
отраженной в зако­не. Идеологическое
обеспечение престижности военной службы
— не­обходимое условие оздоровления
армии. Факты унижения государст­венного
и национального достоинства необходимо
решительно пресе­кать. Следует
выработать четкую концепцию украинского
патриотиз­ма и активно утверждать ее
в качестве важнейшего элемента
государ­ственной идеологии. Никому
еще не удавалось воспитать защитника
родной страны на образцах зарубежной
культуры. Обеспечение высо­кой боевой
готовности войск должно стать главной
составляющей го­сударственной
политики. Ссылки на недостаточность
материальных средств неоправданны —
актуален старинный афоризм: «Тому, кто
не хочет содержать свою армию, придется
содержать чужую».

Наше государство
должно возродить и укрепить социальную
систему воспитания и обучения подрастающего
поколения (ту систе­му, которая не так
давно была лучшей в мире). Физическое и
нравст­венное здоровье в структуре
социальных ценностей должны занять
одно из первых мест.

Определенный
интерес в этой области представляет
зарубежный опыт. Во многих западных
государствах весьма эффективно
функцио­нируют службы молодежи,
включающие департаменты организации
досуга и отдыха, социальной помощи,
медико-педагогическую службу и службу
опекунства. В некоторых европейских
странах возникли оригинальные
педагогические службы, состоящие из
уличных воспи­тателей, которые работают
по ночам в общественных местах. Немало
трудных подростков удалось им удержать
от скатывания на кримина­льный путь.

Наши Вооруженные
Силы также должны активно участвовать
в этом процессе. Формы подготовки будущих
призывников к военной службе могут быть
различными от начальной военной
подготовки на уроках в школе до спортивных
секций для подростков в войсковых частях
и привлечения школьников к военным
играм на воинских по­лигонах.

В воинских частях
командиры не должны иметь оснований
скрывать противоправные деяния. Следует
создавать систему, при ко­торой такое
сокрытие будет выявляться.

Одним из радикальных
способов оздоровления обстановки в
войсках может быть определение
функциональной специализации во­инских
частей. Под функциональной специализацией
воинских еди­ниц подразумевается
четкое разделение боевых,
производственно-хозяйственных и
исправительно-дисциплинарных функций.
В насто­ящее время каждая воинская
часть (вплоть до самых элитарных)
вы­полняет все три названные функции
одновременно.

Важнейшая задача
военной реформы — укрепление статуса
сер­жанта.

Создание военной
полиции — давно назревшая проблема.
Мате­риальные затраты на эту структуру
давно бы уже многократно окупи­лись
пресечением беспрецедентного
разворовывания армии.

В серьезном
улучшении нуждается научная база борьбы
с прес­тупностью в армии. Для
информационного обеспечения этой
деятель­ности должен быть создан
специальный криминологический центр.
Научные подразделения этого центра
должны системно решать комп­лекс
проблем:

— исследовать
армейскую преступность (выявлять
реальное сос­тояние и структуру
криминального феномена в войсках),
регулярно отслеживать ее динамику;

— сопоставлять
изменения преступности с развитием
социальных процессов для того, чтобы
выявлять криминогенные и виктимогенные
факторы, анализировать закономерности
армейского криминального феномена,
вскрывать взаимозависимости криминальных
и иных соци­альных процессов;

— разрабатывать
эффективные и экономичные меры воздействия
на преступность, проводить их
экспериментальную проверку, доводку и
способствовать внедрению в войсковую
жизнь.

Анализ мировой
практики общественного противодействия
пре­ступности позволяет вскрыть
принципы: системности, адекватного
обеспечения; развития; участия всех
членов общества; принцип гума­низма.

Первый принцип
предполагает использование всех методов
в воздействии на преступность. Исторический
опыт убедительно свиде­тельствует,
что ставка на один метод или на узкую
группу мер обре­чена на неудачу.

Суть второго
принципа заключается в том, что практика
борьбы с преступностью не может подобно
работе мифического вечного дви­гателя
возникнуть из ничего. Она должна быть
в достаточной мере обеспечена: материально,
идеологически, в кадровом отношении,
ин­формационно, научно и т. д.

Принцип развития
предполагает постоянное изменение
системы борьбы с преступностью в
соответствии с изменениями социальной
и криминальной реальности — лишь тогда
и сама разрушающая система, и уровень
ее обеспечения могут быть адекватны
общественной ситуа­ции.

Участие всех
граждан в воздействии на преступность
является принципиальным условием,
поскольку без опоры на массы еще ни в
одном государстве не удалось сконструировать
действенную систему борьбы с преступностью
и изыскать достаточно ресурсов для ее
эф­фективного функционирования.

В погоне за быстрыми
результатами легко с рельсов разрушения
преступности можно перескочить на
рельсы трансформации зла. И то­гда
сам процесс борьбы с криминальным
феноменом может оказаться более
общественно опасным, чем преступность.

Эффективные меры
требуют материальных затрат, политичес­кой
воли, социальной поддержки. Если
государственным деятелям удастся
сформировать эти предпосылки, положительные
результаты в борьбе с воинской
преступностью станут реальными.

Leave a Comment