Тема 2.2. Межбюджетные отношения и развитие регинов

Тема 2.2. Межбюджетные отношения и развитие регинов

Бюджетный
федерализм.
Федеративная
форма устройства государства предполагает
определенную самостоятельность регионов
во всех сферах жизни. Под бюджетным
федерализмом

понимают форму бюджетного устройства
в федеративном государстве, которая
предполагает реальное участие всех
звеньев бюджетной системы в едином
бюджетном процессе, в равной степени
ориентированном и на учет общегосударственных
интересов, и на реализацию межбюджетных
отношений.

Цель
бюджетного федерализма – компромисс
интересов Федерации и ее субъектов,
основанной на обеспечении условий
саморазвития.

Во
всех государствах с федеративным
устройством можно выделить три основные
межбюджетные проблемы:

− определение
состава расходных полномочий и
распределение их между бюджетами разных
уровней;

− определение
источников поступления денежных средств
в бюджеты разных уровней для обеспечения
расходных полномочий;

− организация
взаимодействия между бюджетами и, прежде
всего, оптимальная организация трансфертов
между бюджетами разного уровня.

Для
государств с федеративным устройством
в мире существует три типа организации
бюджетной системы:

а)
централизованные модели бюджетных
систем – разграничение полномочий
между ветвями власти по расходам, как
правило, не соответствует наличию
собственных источников доходов субъектов
федерации; региональные программы
осуществляются в основном за счет
средств федерального бюджета с
использованием различных форм межбюджетных
отношений; характерна сильная зависимость
регионов от федерального центра;

б)
децентрализованные – регионы имеют
почти полную финансовую самостоятельность,
их собственные источники финансирования
обеспечивают развитие региона; характерна
значительная политическая и законодательная
независимость регионов от федерального
центра;

в)
комбинированные модели бюджетного
федерализма – характерны вертикальное
(за счет трансфертов из федерального
бюджета) и горизонтальное (пропорциональное
распределение налогового бремени между
субъектами федерации) выравнивания.

Для
обеспечения эффективного функционирования
любой модели бюджетного федерализма
должны выполняться следующие основные
условия:

− четкое
разграничение и законодательное
закрепление полномочий между всеми
уровнями власти по расходам;

− наделение
соответствующих уровней власти
достаточными для выполнения этих
полномочий доходными источниками;

− вертикальное
и горизонтальное бюджетное выравнивания
с использованием механизма межбюджетных
отношений.

Существующий
механизм бюджетного федерализма в
России ближе к комбинированному типу
бюджетного устройства. Однако межбюджетные
отношения в РФ находятся в стадии
развития и пока далеки по эффективности
от развитых моделей передовых стран
мира.

Экономический
механизм федеративных отношений в
финансовом разрезе представлен на рис.
2.1.

Финансовой
основой целостности федеративного
государства служит его федеральный
бюджет или бюджет центрального
правительства. Составляя значительную
часть государственных финансов любой
федерации, этот бюджет играет важнейшую
роль в осуществлении государственной
социально-экономической политики в
системе макроэкономического регулирования.
Вместе с тем у государственного бюджета
есть еще одно исключительно важное
предназначение – инструмент государственной
федеративной политики.

С
точки зрения регионов – субъектов
Федерации вся политика формирования
федерального бюджета определяется
двумя главными вопросами: кто и сколько
отдает в этот бюджет (табл. 2.3.) и кто и
сколько из него получает.

Таблица
2.3

Leave a Comment