Тема 9 процесс обучения как целостная система

Тема 9 процесс обучения как целостная система

• Предмет и задачи дидактики.
• Функции обучения. • Методологические
основы обучения. • Структура процесса
обучения

Основные понятия: дидактика,
образование, обучение, преподавание,
учение.

§ 1. Предмет и задачи дидактики

Дидактика
(от греч. «
didaktikos»
– поучающий и «
didasko»
– изучающий) –
часть
педагогики, разрабатывающая проблемы
обучения и образования.

Дидактика – наука об обучении
и образовании, их целях, содержании,
методах, средствах, организации,
достигаемых результатах.

Исходя их этого важнейшими категориями
дидактики являются образование и
обучение
.

При правильно поставленном обучении
учащиеся овладевают знаниями,
вырабатываютумения и навыкиприменения их на практике, усваиваютспособы творческой деятельностии, вместе с тем, глубоко осмысливаютмировоззренческие и нравственно-эстетические
идеи
.

Развивающее и воспитательно-формирующее
влияние обучение на личность повлекло
за собой возникновение в педагогике
особого понятия, обозначающего этот
процесс –образование. Уточним это,
рассматриваемое ранее, понятие

В современной дидактике оно рассматривается
в двояком смысле: образование как
процесс
иобразование как результат(Е. В. Бондаревская).

Образование как процесс –
освоение в учреждениях дошкольного,
общего, профессионального и дополнительного
образования, а также в результате
самообразования системы знаний, умений,
навыков, опыта познавательной,
практической, творческой деятельности,
ценностных ориентаций и отношений.
Образование является средством
удовлетворения фундаментальных
потребностей человека, обогащения его
индивидуального опыта, личностного и
профессионального самоопределения.

Образование как результат –
достигнутый уровень в овладении знаниями,
способами деятельности, мировоззренческими
идеями, нравственными ценностями,
нормами поведения.

Путь к образованию – обучение.Это целенаправленное организованное
взаимодействие обучающегося и обучаемого
для достижения педагогических целей.
Сущность процесса обучения состоит
в стимулировании и организации активной
учебно-познавательной деятельностью
учащихся по овладению ими знаниями,
умениями, навыками, развитию познавательного
интереса, активности, способностей.

Будучи сложным и многогранным, специально
организованным процессом общения,
обучение есть специфический процесс
познания, управляемый педагогом.

Процесс обучения является двусторонним:
с одной стороны деятельность педагога
как преподавание, с другой –
деятельность учащихся какучение.

Преподавание определяется
как система действий, направленная на
организацию условий для учебно-познавательной
деятельности школьников
.

Учение – это целенаправленная,
мотивированная регулируемая деятельность
по восприятию, осмыслению и применению
системы знаний, в результате которой
происходит развитие и воспитание
обучающегося.

Поскольку процесс обучения представляет
собой подсистему, входящую в целостный
педагогический процесс, для него также
характерны основные компоненты,
позволяющие реализовать системность
данного явления: целевой, содержательный,
деятельностный, результативный.

В соответствии с
этим положением основными категориями
дидактики также являются: цель,
содержание, метод, средство, форма,
результат
.

Цель – то, к чему стремится обучение,
будущее, на достижение которого направлены
его усилия.

Содержание – система научных знаний,
практических умений и навыков, способов
деятельности и мышления, норм
эмоционально-оценочного отношения к
миру, которыми учащимся необходимо
овладеть в процессе обучения.

Метод – путь, способ достижения
цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка
учебного процесса (слово педагога,
его речевая и экспрессивная культура,
учебники, классные доски, раздаточный
материал, наглядные пособия, ТСО и т.д.).

Форма – способ существования
учебного процесса, оболочка для его
внутренней сущности, логики и содержания.

Результат – это то, к чему приходит
обучение, конечные следствия учебного
процесса, степень реализации намеченной
цели.

Определение основных категорий дидактики
позволяет выявить предметисследования
данной науки.

Дидактика как наука изучает закономерности,
действующие в сфере ее предмета,
анализирует зависимости, обусловливающие
ход и результаты процесса обучения,
определяет содержание, методы,
организационные формы и средства,
обеспечивающие осуществление
запланированных целей и задач.

Предметом
исследования
общей дидактики является процесс
преподавания и учения вместе с факторами,
которые его порождают, условиями в
которых он протекает, а также результатами,
к которым он приводит.

Leave a Comment