Тюменский государственный институт искусств и культуры

Тюменский государственный институт искусств и культуры

Кафедра режиссуры
и актерского мастерства

С.П. Кутьмин

Характер и
характерность

Учебно-методическое
пособие

Тюмень

2004

Кутьмин, С.П.

Характер и
характерность: Учеб.-метод. пособие
Кутьмин С.П.; ТГИИК; Каф. реж. и актер.
мастерства. – Тюмень; 2004. — С. —

В пособии
рассматривается один из основных
разделов обучения актера – «характер
и характерность». Даются определения
понятий «характер» и «характерность»,
разновидности характерности, некоторые
способы и приемы овладения этими
элементами актерского мастерства.
Пособие предназначено для студентов
режиссерской специализации, преподавателей
актерского мастерства, руководителей
театральных коллективов.

Рецензент:
Жабровец М.В., к.п.н., доцент.

Кутьмин С.П.

Тюменский институт
искусств и культуры, 2004

Оглавление

Введение

Глава 1. Характер
и характерность

1.1. Единство
характера и характерности

1.2. Актерский
штамп

1.3. Характер
– действие — обстоятельства

Глава 2. Изучение
человеческой характерности и ее
разновидностей

2.1.Характерность
врожденная

2.2.
Характерность возрастная

2.3.
Характерность национальная

2.4.
Характерность историко-бытовая

2.5.
Характерность социальная

2.6.
Характерность профессиональная

2.7.
Характерность индивидуальная

2.8.
Характерность сказочная

2.9.
Характерность актерская и ее преодоление

Глава 3. Роль
наблюдения в процессе поиска характерности

3.1.Элементы
актерского мастерства и характерность

3.2.Упражнения
и этюды

Заключение

Литература

«В процессе
создания сценического образа

присутствуют
две стороны:

одна — чисто
психологическая,

другая физическая,
телесная».

М.А. Чехов

ВВЕДЕНИЕ

Данное методическое
пособие появилось в результате обобщения
большого педагогического и актерского
опыта, накопленного за годы работы в
театре и на кафедре режиссуры и актерского
мастерства. В последнее время в
современном театре появилась тенденция
постепенного ухода от характерности и
замены этого процесса придуманными
трюками, приспособлениями, приемами,
выдаваемые актерами за характерность.
Задача этого пособия – нацелить
начинающих актеров на поиск и овладение
характером и характерностью, так
необходимой в процессе создания образа.

В
реальной жизни, действуя в различных
жизненных ситуациях, сталкиваясь с
незнакомыми людьми, человек меняется,
становится как бы другим. Существует
тип людей, которые, преображаясь,
подражают какому-то знакомому человеку.
К примеру, находясь в какой-либо
ответственной ситуации (в незнакомой
аудитории, компании, на приеме у
начальства), эти люди робеют, боятся
быть самими собой и начинают бессознательно
подражать поведению старшего брата,
знакомого, друга — кого-то, кто в жизни
более самостоятелен, чем они сами.
Многообразие заложено в самой природе
человека. Вот как об этом говорит один
из персонажей пьесы Л.Пиранделло: «Каждый
из нас напрасно воображает себя «одним»,
неизменно единым, цельным, — в то время
как в нас «сто», «тысяча» и больше
видимостей… словом, столько, сколько
их в нас заложено. В каждом из нас сидит
способность с одним быть одним, а с
другим — другим!» (14.- С.20)

Поведение человека
зависит от тех требований, которые
налагают на него окружающие его люди,
обстоятельства. Согласно этим требованиям
он и действует. Меняется окружение,
меняется и поведение человека. При этом
одни люди меняются значительно, как бы
надевают маску другого человека, другие
— «чуть-чуть». Это свойство изменчивости
человека и лежит в основе творческого
перевоплощения актера. В жизни оно
неуправляемо. Мы не думаем, какими мы
будем в тех или иных обстоятельствах.
Работая над ролью, мы сознательно
подводим себя к моменту перевоплощения.

Цель актерского
искусства – создание сценического
образа, характера другого человека,
подчиненного художественным законам
спектакля.

К.С.Станиславский
опираясь на свойство человека меняться,
направляет актера на поиск в самом себе
творческих сил и способностей создавать
разнообразные сценические характеры.
Воспитание актера — это воспитание в
нем умения тренировать свою способность
меняться, оставаясь самим собой. И это
значит, что мы с первых шагов воспитания
актера, должны искать пути к решению
сложной задачи создания образа. Мы
выделяем в этом процессе три основных
этапа:

— Развитие
органов восприятия, наблюдательности

— Наблюдения
за животными и вещами.

  • Наблюдения
    за людьми

Цель педагога
по актерскому мастерству

– подготовить ученика к процессу
познания окружающего мира и постоянного
наблюдения за людьми – так как это
основа творческого процесса. Студент
должен последовательно освоить все
этапы работы над собой и над ролью. Для
этого на 1 и 2 курсах вводится раздел
«Наблюдения». Нельзя скакать через две
— три ступени, стараясь «добежать до
образа» как можно быстрее. Педагогу
необходимо проявить терпение в этом
процессе. Все что мы делаем и над чем
работаем, подчиняется определенным
законам творчества и требует мастерства
со стороны педагога, логики и
последовательности в достижении цели.

Задачи,
которые мы ставим перед студентами:
научиться находить, методом отбора и
анализа, характерные черты, присущие
конкретному лицу в разных предлагаемых
обстоятельствах и использовать наблюдения
в своей сценической деятельности.
Студент, как будущий художник, должен
воспитывать в себе способность (умение)
в любой момент «поймать», заметить,
воспроизвести, заинтересовавшую его
характерность. Причем, не создавать ее
в своем воображении, не выдумывать, а
наблюдать и находить в окружающей нас
действительности. Готовность к
характерности необходимо тренировать.
Этим мы должны заниматься в первые годы
обучения, еще до встречи с ролью.

Итак, характерность
требует реабилитации. В этом методическом
пособии мы попытаемся проследить
способы овладения таким важнейшим
элементом актерского мастерства как
характер и характерность.

Leave a Comment