Уровень урбанизации районов мира

Уровень урбанизации районов мира

Регион
мира

Доля
городского населения, %

1900

1950

2000

1

2

3

4

Северная
Америка

39

64

78

Латинская
Америка

13

41

77

Зарубежная
Европа

35

54

76

Австралия
и Океания

30

62

74

СНГ

15

42

64

Зарубежная
Азия

5

17

38

Африка

3

15

37

Мир
в целом

14

29

48

Источник:
World Urbanization Prospects: The 2002 Revision / –
www.un.org/.

Из нее
видно как сблизились показатели уровня
урбанизированности Северной и Латинской
Америки, Зарубежной Европы, Австралии
и Океании. Хотя в начале XX
в. различия показателя между этими
регионами превышали 3 раза, а в Средние
века –
1,5 раза. Особенно примечателен рост
уров­ня урбанизированности в Латинской
Америке, который в на­чале века был
ниже среднемирового, а в конце века
значи­тельно превышает среднемировой
уровень. Ниже мирового уровня доля
городского населения в настоящее время
лишь в Африке и Зарубежной Азии. Но
растет она здесь самыми быстрыми
темпами, и большинство государств можно
уже считать среднеурбанизированными
(доля городского населе­ния около
50%). Хотя по-прежнему сохраняется несколько
практически неурбанизированных
государств, самым круп­ным по численности
населения из которых является Уганда.

Главное
дифференцирующее влияние на уровень
урба­низации оказывают, безусловно,
социально-экономические факторы. В
общем случае можно сказать, что чем выше
уро­вень социально-экономического
развития той или иной тер­ритории
(страны), тем выше и доля городского
населения.

Но в некоторых
случаях существенны также природные
факторы, а именно неблагоприятность
природных условий для ведения сельского
хозяйства и жизни людей. Если
соци­ально-экономическое развитие
таких территорий все-таки имело место
(вследствие наличия полезных ископаемых,
выгодного географического положения
и по другим причи­нам), то население
может быть сконцентрировано в городс­ких
поселениях в очень высокой степени
(свыше 90%), не отражающей реального уровня
развития территории. Так, в пустынном,
но обладающем развитой нефтедобычей
государ­стве Кувейт доля городского
населения превышает 90%. А самым
урбанизированным африканским государством
явля­ется Джибути, где имеется
относительно крупный порт-сто­лица.
Аналогичная ситуация сложилась в
некоторых север­ных и восточных
регионах России (Мурманская, Магаданс­кая
области и др.).

На
протяжении XX
в. многократно увеличилось количе­ство
городских поселений. Интенсивный процесс
образова­ния новых городов охватил
все регионы мира, кроме Зару­бежной
Европы (где городская сеть к началу XX
в. в основ­ном уже сформировалась).
При этом массово образовывались
городские
поселения в слабоурбанизированных
районах –
как путем основания новых городов «на
пустом месте», так и путем преобразования
в города наиболее крупных сельских
поселений, в которых получали развитие
городские функ­ции, то есть урбанизация
распространялась вширь. Но посте­пенно
все более значительная доля городских
поселений по­являлась на уже высоко
урбанизированных территориях, образуя
сложные системы с существующими городами.
Та­кая форма расселения получила
название
городских
агломе­раций
.

Первые
городские агломерации сформировались
еще во второй половине XIX
в. или вокруг крупнейших городов
(Лон­дона, Парижа, Нью-Йорка и др.), или
в районах близкого расположения большого
количества отдельных сравнитель­но
небольших городов (морское побережье
Нидерландов, Рурский угольный бассейн
в Германии и др.). Агломерации первого
типа получили название моноцентрических
(так как имеют один главный центр), а
второго типа –
полицентри­ческих
(имеют несколько примерно равных по
значению цен­тров). Большее распространение
получили моноцентричес­кие агломерации,
хотя и полицентрических в современном
мире довольно много –
преимущественно в районах добычи
полезных ископаемых с бассейновым типом
залегания.

К концу
XX
в. городские агломерации стали основной
формой расселения в наиболее
урбанизированных регионах мира,
практически полностью заменив
изолированные горо­да (которые
сохранились в относительно
слабоурбанизиро­ванных районах, но
концентрируют лишь небольшую долю
городского населения). Быстро развиваются
городские агло­мерации в средне, и
даже слабоурбанизированных странах,
но в них они не многочисленны. Очень
часто это лишь одна агломерация,
формирующаяся вокруг самого крупного
горо­да страны (столицы или экономической
столицы).

Таким
образом, городские
агломерации

взаимосвязан­ные группы поселений,
прежде всего городских, объеди­ненных
трудовыми, культурно-бытовыми,
рекреационными,

инфраструктурными,
производственными и другими связя­ми
.
Наиболее важными считаются трудовые
связи
,
которые в рамках суточного цикла
посредством маятниковых мигра­ций
жителей связывают отдельные поселения
в единой це­лое. При этом работают или
учатся такие маятниковые миг­ранты
преимущественно в главном городе (ядре)
агломера­ции, а проживают –
в других поселениях. Культурно-бытовые
и рекреационные связи

между поселениями осуществляются в
основном в рамках недельного цикла,
хотя по массовости они могут превосходить
ежедневные трудовые поездки.
Ин­фраструктурные
связи

проявляются в совместном использо­вании
населенными пунктами агломерации
крупных транс­портных объектов
(железнодорожных магистралей, аэропор­тов
и др.), сооружений городского хозяйства
(водозаборов, очистных сооружений).
Производственные
связи

осуществ­ляются между предприятиями
в рамках кооперации, когда филиалы,
поставщики комплектующих, склады
продукции, опытно-испытательные полигоны
предприятия из одного го­рода
агломерации (как правило, ее главного
центра) нахо­дятся в других населенных
пунктах агломерации.

Ученые
различных стран по-разному подходят к
опреде­лению границ городских
агломераций. В Зарубежной Европе внешняя
граница агломерации во многих случаях
определя­ется по окончании непрерывной
городской застройки
.
В та­ком понимании агломерация
совпадает с фактическим горо­дом и
часто называется конурбацией.
Так, численность насе­ления Московской
агломерации (конурбации) оценивается
европейскими учеными в 10 –
11
млн. чел. Отечественные уче­ные в рамки
агломерации включают все населенные
пунк­ты, значительная доля жителей
которых связана трудовыми поездками с
главным городом агломерации. Обычно
такие пункты располагаются не далее
1,5-часовой поездки от ядра агломерации.
При таком подходе население Московской
аг­ломерации оценивается в 12,5 –
14
млн. чел. В США в каче­стве агломераций
выделяются стандартные метрополитенские
статистические ареалы

(СМСА), которые целиком включают в себя
первичные территориальные единицы
(графства), удовлетворяющие определенным
критериям связанности с главным городом,
который должен насчитывать не менее 50
тыс. жителей (учитываются и непрерывность
застройки, и трудовые связи, и плотность
населения).

В
конечном итоге, независимо от методов
определения границ городских агломераций,
в развитых странах оценки численности
населения в настоящее время даются
именно для агломераций, а не для городов
в их юридических грани­цах. Это же
относится и к крупнейшим городам в
развиваю­щихся странах. И действительно,
выделение отдельных по­селений внутри
агломерации «при взгляде снаружи»
(из-за пределов агломерации) не имеет
смысла, поскольку это еди­ная
социально-экономическая система,
искусственно разде­ленная исторически
сложившимися юридическими граница­ми
(границами отдельных поселений). Так,
население Пари­жа в юридических
границах города составляет в настоящее
время около 2 млн. чел. Но ни у кого не
вызывает сомнений, что многие формально
самостоятельные поселения за го­родской
чертой (например, район небоскребов
Дефанс) –
это тоже Париж. А общая численность
населения Парижской аг­ломерации
(«Большого Парижа») оценивается в 11 –
12
млн. чел. Список наиболее крупных
городских агломераций мира по состоянию
на начало XXI
в. представлен в табл. 2.3..3.

Таблица 2.3.3

Leave a Comment