В15. Песталоцци. Система развивающего обучения

 Педагогическая
деятельность И.Г.Песталоцци.

Песталоцци,
Иоганн Генрих

Чтение
«Эмиля» Руссо оказало на Песталоцци
особое влияние. Закончив университет,
он приобрёл небольшое имение Нейгоф.
Он приходит к убеждению, что больше
всего в его помощи нуждаются крестьянские
дети, остающиеся без присмотра и
воспитания.Благодаря поддержке местной
общины и добрых людей Песталоцци собрал
у себя около 50 детей, которым он
самоотверженно посвятил все свои силы
и материальные средства, обучая их летом
полевым работам, а зимой — ремеслу. Но
и это начинание постигла неудача. Как
только крестьянские дети получали у
Песталоцци приличную одежду, родители
уводили детей и забирали себе деньги,
которые зарабатывали дети. Песталоцци
закрыл школу, на её содержание у него
не хватало средств. В 1780 г. Песталоцци
написал небольшое сочинение под названием
«Досуги отшельника», представлявшее
собой сборник афоризмов. Оно было
встречено читателями прохладно. Но
именно в нём Песталоцци излагает свои
взгляды, которые будет развивать
впоследствии. Большой успех имели
«Лингард и Гертруда, книга для народа»
(1781). Это рассказ о том, как простая умная
и уважаемая в своей деревне крестьянка
умело воспитывая своих детей, убедила
односельчан открыть в деревне школу.
От неопределенных и пылких мечтаний
Песталоцци переходит к суровой прозе
жизни: «заткнуть дыру, из которой текут
народные бедствия» можно только тогда,
когда поднимется уровень образования
народа. Но поскольку у народа нет ни
средств, ни сил для обустройства большого
количества школ, то образование, по
убеждению Песталоцци, должно быть
передано матерям. Для облегчения этой
задачи матерей необходимо снабдить
специальным руководством, которое и
было написано Песталоцци.

К
старости Песталоцци пришлось вернуться
к своей педагогической деятельности.
Швейцарское правительство, некоторые
члены которого симпатизировали
Песталоцци, предоставило ему полуразрушенные
войной зданий монастыря урсулинок в
Станце. Песталоцци снова собрал вокруг
себя детей, оставшихся после войны без
присмотра. Не имея помощников, Песталоцци
сам справлялся с сотней не самых примерных
детей. Песталоцци был начальником
учебного заведения, учителем, казначеем,
дворником и даже сиделкой в одном лице.
Преодолеть все трудности ему помогли
сердечность и душевная отзывчивость.
Старшие дети вскоре стали помощниками
Песталоцци. Педагогическая деятельность
Песталоцци была неожиданно прервана:
французским войскам монастырские
помещения понадобились под госпиталь,
и Песталоцци вынужден был закрыть
школу.

Некоторое
время спустя Песталоцци удалось открыть
школу в Бургдорфе, которая была
впоследствии переведена в Ивердон. Там
известность Песталоцци достигает своей
вершины. В Бургдорфе и Ивердоне появлялось
много людей, желавших воочию убедиться
в целесообразности приемов Песталоцци.
Император Александр I также интересовался
деятельностью Песталоцци, виделся с
ним и отнесся к нему весьма милостиво.
Последние годы жизни принесли Песталоцци
большое огорчение: его помощники по
Ивердону перессорились, Песталоцци
вынужден был покинуть основанное им
заведение и вскоре умер в своем поместье
Нейгоф.

^ Центром
педагогической системы Песталоцци
является
теория
элементарного (элементного)
образования,
 согласно
которой процесс воспитания должен
начинаться с самых простейших элементов
и постепенно восходить ко все более
сложному(включает физи­ческое,
трудовое, нравственное, умственное
образование). Все эти стороны воспитания
предлагается осуществлять во
взаимодейст­вии, чтобы обеспечить
гармоническое развитие человека.

Сущность
элементарного образования Песталоцци

Важнейшей
частью учения о природосообразном
образовании является теория элементарного
образования. Цель элементарного
образования — дать ребёнку основные
понятия, на базе которых можно строить
и развивать знание об окружающем мире.

Согласно
Песталоцци, основные свойства любого
предмета есть число, форма и
название. Следовательно, задачей
первоначального обучения будет развить
три основополагающие способности:

  • «различать
    предметы по форме и представлять себе
    их сущность»,

  • «различать
    предметы по количеству и
    чётко представлять себе в виде одного
    или множества предметов»,

  • «полученные
    представления о числе и форме … предмета
    усилить при помощи языка и
    удержать в памяти».

Таким
образом, из этих трёх элементарных
пунктов формируются естественные первые
необходимые способности человека —
«считать, измерять и говорить».
Песталоцци считает, что доведение именно
этих способностей до максимума
естественным образом и включает в себя
познание природы.
При этом в широком смысле под числом мы
понимаем количественное, формализуемое
изучение мира и его законов,
под формой — наблюдение свойств явлений и предметов,
а под словом —
возможность систематизировать и
описать объект изучения. Из этого
следует, что первоначальное познание
должно быть связано с наиболее простыми
характеристиками- словом, формой и
числом. Песталоцци считает их самыми
естественными, самой природой признанными
начальными пунктами всякого обучения.
Для того, чтобы упорядочить наблюдения
ребёнка, помочь ему уяснить то, что перед
ним находится, педагог должен прежде
всего обратить его внимание сколько
различных предметов перед ним, каковы
их форма и контур и как они называются,
то есть как они могут быть выражены при
помощи слов языком.

Наряду
с определением трёх основных направлений
познания мира, Песталоцци вводит понятия
о простейших элементах этих
направлений. Простейший элемент числа —
единица, как самое простое и самое
наглядное число, с которым ребёнок в
своей жизни встречается первым и осознаёт
первым. Простейший элемент формы — линия,
как первый элемент «азбуки наблюдения».
Простейший элемент слова — звук.
Первоначально дети обучаются узнавать
именно эти самые простые элементы с
тем, чтобы потом, используя принцип
постепенного добавления информации,
переходить к следующим ступеням.

При
обучении детей языку Песталоцци
предлагает начинать с самого простого —
со звука. По его мнению, знакомство
ребёнка со звуками должно быть завершено
ещё до того, как ему покажут буквыи
начнут с ним первые упражнения в чтении.
Лишь после того, как ребёнок в полном
объёме усвоит все звуки, из которых
состоит речь,
после того, как он научится складывать
из звуков слоги и
достигнет в этом необходимой беглости,
после того, как у него накрепко отложатся
в памяти изученные формы, можно начинать
знакомить его с буквами, с чтением
и письмом.
Именно такой подход (переход от
буквослагательного метода к звуковому)
по мнению Песталоцци облегчает детям
правильное письмо.

Обучение
чтению также начинается с элементарного —
с гласной
буквы.
Каждую букву ребёнок должен знать и
выговаривать в совершенстве, после
этого детям также постепенно, одну за
одной необходимо показывать согласные буквы
в сочетании с главными, что даёт
возможность научить детей читать по
складам. После достижения определённой
беглости в складывании слогов можно
переходить к чтению слов, опять же от
более простых — к сложным, и только
после этого ребёнку может быть вручена
первая книга для чтения.

Одновременно
с обучением чтению должно вестись
расширение словарного
запаса,
то есть обучение названиям. Таким
образом, с появлением новых слов, наряду
с получением детьми навыковчтения
и письма, они пополняют сведения о мире,
в котором живут. Параллельность этих
процессов — залог, во-первых, успешности
обучения и, во-вторых, интереса детей к
занятиям.

Также
важным моментом обучения языку, кроме
способности читать и пополнения
словарного и понятийного запаса ребёнка,
является обучение речи, то есть возможности
излагать суждения вслух
и на бумаге. Здесь опять же надо начинать
с самого простого — с подбора
определения предмету (словосочетание как
второй элемент речи). Ребёнок должен из
своего собственного жизненного опыта
подобрать определение известному ему
предмету, пользуясь своими органами
чувств. После этого ребёнок
учится классифицировать слова
по свойствам, разделять на группы. И
постепенно, шаг за шагом учится
формулировать взаимосвязь между
понятиями, их соотношение со временем,
числом, обстоятельствами, сущность
предмета; ставить задачи, определять
отношения долженствования, возможности, намерения, цели.

Аналогичным
образом строится и обучение детей
второму основному направлению познания —
искусству определять форму, то есть
измерять. Вначале детям показывают
простейший элемент формы — прямую
линию, далее постепенно усложняют форму,
знакомят детей с простейшими фигурами: углами, дугами;
классифицируют фигуры по виду и по
расположению на плоскости.
Далее ребёнок учится сам называть
увиденные формы, определять форму
конкретного предмета, степень отклонения
его от правильной формы. Здесь следует
заметить, что Песталоцци был первым в
истории педагогом, который ввёл
в начальной
школе начатки геометрии.

Совершенно
необходимо, по мнению Песталоцци,
параллельно с обучением детей узнавать
и определять форму предметов, научить
их изображать предметы на бумаге, то
есть рисовать.

Искусство
рисовать заключается в способности
представить себе путём наблюдения за
предметом его очертания и свойственные
ему отличительные признаки с помощью
линий и правильно воспроизвести.

Здесь
Песталоцци также применяет метод
элементарного образования, обучая детей
сначала проводить линии, затем фигуры,
и лишь постепенно наблюдение геометрических
линий становится излишним и остаётся
умение рисовать.

Также
к области изучения формы Песталоцци
относит и обучение детей письму. Здесь
он вносит ценное предложение, не
утратившее своего значения до наших
дней — чтобы дети предварительно
упражняли свою руку в написании элементов
букв и лишь затем переходили к написанию
самих букв и состоящих из них слов. До
того как дети научатся обращаться
с пером,
швейцарский педагог рекомендует, чтобы
они писали грифелем на аспидных
досках,
что облегчает им переход от линий и
геометрических фигур к буквам, которые,
конечно, тоже можно вначале рассматривать
как совокупность линий и дуг.

Третьим
элементарным средством познания
является число.
Как уже было сказано, простейший элемент
счёта — единица, простейший же элемент
способа количественного познания мира —
отношение «больше/меньше». Ребёнок, как
справедливо указывает Песталоцци,
получает понятие о числе на основе
своего личного опыта, но это понятие
следует упорядочить и уточнить. Кладя
единицу в основу вычисления, он путём
прибавления и убавления её стремится
создать в сознании ребёнка правильные
понятия о числе, рассматривая его как
соотношение множества и единицы. По
мнению Песталоцци, вводить письменное
обозначение цифр и арифметических
действий можно
лишь после того, как школьники овладеют
навыками устного
счёта.
Он указывал, что арифметические действия
должны предваряться устными упражнениями
в вычислении, которые необходимо
осуществлять в строгой методической
последовательности.

Таким
образом, обучение детей познанию природы
стоит на трёх слонах — чтении, счёте
и наблюдении. При этом необходимо
понимать, что лишь параллельные занятия
этими тремя видами деятельности способны
привести к гармоничному развитию
личности. Они не оторваны друг от друга,
а взаимосвязаны и взаимопроникающи.
Действительно, обучение письму, например,
возможно лишь на базе умения ребёнка
как читать, так и рисовать; первоначальное
обучение арифметике и геометрии возможно
лишь на речевой основе, используя уже
развитое умение излагать суждения.

Изложенная
методика позволяет медленно, но верно
формировать у детей правильные понятия.
С её помощью можно добиться двоякой
цели — вооружения учащихся знаниями
и развития их мыслительной способности,
воспитание самостоятельности мышления.

Песталоцци
полагал, что главная
задача воспитания

— сформировать гармонически
раз­витого человек.
 Нравственность
вырабатывается в ребенке путемпостоянных
упражнений
 в
делах, приносящих поль­зу другим. В
семье закладываются основы нравст­венного
поведения ребенка.
 Дальнейшее
развитие нравственных сил ребенка
должно осу­ществляться в школе,
в которой отношения учителя к детям
строятся на основе его отеческой любви
к ним.
Песталоцци
полагает, что всякое обучение должно
основывать­ся на наблюдении и опыте и
подниматься к выводам и обобщени­ям.
В результате наблюдений ребенок получает
зрительные, слу­ховые и другие ощущения,
которые пробуждают в нем мысль и
потребность говорить.

Идея
развивающего обучения Песталоцци

Цель
обучения И.Г. Песталоцци определяет как
возбуждение ума детей к активной
деятельности, развитие их познавательных
способностей, выработку у них умения
логически мыслить и кратко выражать
словами сущность усвоенных понятий.
Таким образом, метод «элементарного
образования» – это определенная система
упражнений по развитию способностей
ребенка. Песталоцци разработал эту
методику, руководствуясь следующими
идеями: 1) ребенок с рождения обладает
задатками, внутренними потенциальными
силами, которым свойственно стремление
к развитию; 2) многосторонняя и многообразная
деятельность детей в процессе обучения
– основа развития и совершенствования
внутренних сил, их умственного развития;
3) активность ребенка в познавательной
деятельности – необходимое условие
усвоения знаний, более совершенного
познания мира. Такое развивающее и
воспитывающее обучение должно
содействовать переходу детей от
беспорядочных и смутных впечатлений к
четким понятиям.

Идею о развивающем
обучении К.Д. Ушинский назвал «великим
открытием Песталоцци». Основной целью
обучения педагог считал не усвоение
знаний, излагаемых учителем, а возбуждение
ума детей к активной деятельности,
развитие их познавательных способностей,
умения логически мыслить и выражать
сущность усвоенных понятий. Выделение
развивающей функции обучения ставило
перед педагогом принципиально новые
задачи: выработку у учеников ясных
понятий с целью активизации их
познавательных сил. Трактовка идеи
развивающего обучения в трудах И.Г.
Песталоцци до сих пор не утратила своей
актуальности.

Разрабатывая идею
развивающего обучения и элементарного
образования, педагог стал одним из
основоположников формального
образования:изучаемые предметы
рассматривались им больше как средство
развития способностей, чем как средство
приобретения знаний. Такую точку зрения
Песталоцци поддерживали Ф.А. Дистервег
и К.Д. Ушинский. Метод «элементарного
образования» позволил упростить методику
начального обучения, расширить его
возможности

Развивающее
воспитывающее обучение
.
«Обучение должно быть подчинено
воспитанию». «Школы, где главную роль
играют учителя и книга, — никуда не
годятся». «Учитель должен вырабатывать
в ученике деятеля … не вливать в него,
как в сосуд, готовые знания. Разрабатывая
идеи развивающего школьного образования
и элементарного обучения, И. Г. Песталоцци
был одним из основоположников концепции
развивающего образования: предметы
преподавания рассматривались им, по
его словам, больше как средство
целенаправленного «развития
способностей, чем как средство приобретения
знаний.

Методики
обучения
.
Родной язык. Развитие речи и обогащение
словарного запаса. Звуковой метод
обучения грамоте. Письмо — изображение
прямых и кривых линий — элементы
букв, зарисовка результатов измерений:
прямая линия, угол, квадрат. Арифметика.
Изучение чисел, начиная с элемента
каждого числа — 1, дроби — пример
соотношения частей в квадрате
(«арифметический ящик»). Возражая против
традиционной методики обучения
арифметике, основанной на заучивании
наизусть правил, Песталоцци предложил
свой метод изучения чисел начиная с
элемента каждого целого числа —
единицы. На основе наглядных представлений,
сочетания и разъединения единиц он даёт
детям совершенно ясное понимание свойств
и соотношений чисел. Многие арифметические
понятия должны уясняться во время игр.
От изучения единиц дети переходят затем
к десяткам. Для обучения дробям Песталоцци
брал квадрат и показывал на нём, принимая
его за единицу, соотношения частей и
целого. На основе этой идеи последователями
Песталоцци был введён в школьную практику
так называемый арифметический ящик,
используемый в некоторых школах и в
настоящее время.[5] География —
От близкого к далёкому. От наблюдения
окружающей местности к более сложному,
рельефы местности из глины — потом
карта.

Цель
воспитания- развивать все природные
силы и способности человека. Задача
воспитания — создание гармонически
развитого человека. Основной принцип
воспитания — согласие с природой.
Средства воспитания — труд, игра,
обучение.

Leave a Comment