Занятие 1

Общий курс транспорта

Лекция 1

Введение: предмет,
цели и задачи, содержание и структура
курса, связь курса с другими дисциплинами.
Роль транспорта в материальном
производстве, торговле и экономике
государства. Основные понятия о
транспорте. Единая транспортная система.

Дисциплина
«Общий курс транспорта» является
аналогом тех дисциплин в ВУЗах, которые
называются «Введение в специальность».
Неслучайно, Государственным образовательным
стандартом по подготовке специалистов
по специальности 240100 «Организация
перевозок и управление на транспорте»
эта дисциплина отнесена к блоку
«Специальные дисциплины». Ее изучение
уже на 1-ом курсе ВУЗа дает возможность
студенту сориентироваться в правильности
выбора будущей профессии и сферы
деятельности. Главным критерием в этом
можно считать то, что, несмотря ни на
какие экономические или политические
обстоятельства всегда будет потребность
в перемещении людей и грузов, и,
следовательно, и специалистах,
организовывающих эти процессы.

Предметами
изучения

дисциплины «Общий курс транспорта»
являются:

  • основные
    понятия о транспорте, транспортных
    системах;

  • основные показатели,
    характеризующие работу и развитие
    транспортных систем (показатели
    технического оснащения, развития сети,
    перевозочной, технической и эксплуатационной
    работы);

  • основные
    характеристики различных видов
    транспорта, техника и технологии;

  • организация
    работы, системы управления;

  • инфраструктура
    транспортной отрасли (системы
    энергоснабжения, инженерные сооружения);

  • критерии выбора
    вида транспорта;

  • транспортная
    система России как совокупность
    различных видов транспорта страны.

Роль транспорта
в материальном производстве, торговле
и экономике государства

Основные понятия
о транспорте

Единая транспортная
система.

Когда говорят об
уровне
цивилизации общества
,
развитии страны или региона одним из
наиболее важных
признаков
,
который определяет этот уровень можно
считать уровень
развития транспорта.

Действительно, если вспомнить историю,
то переход от одной формации общества
к другой сопровождался изменением, как
транспортной техники, так и собственно
транспортной системы. В первобытнообщинном
обществе перемещение осуществлялось
с помощью животных или на простейших
плавучих средствах. Необходимость в
транспорте вызывалась потребностью в
общении, обмене, торговле. В создании и
совершенствовании транспортной системы
реализуется все лучшие и прогрессивные
достижения в науке, промышленности и
строительстве.

Стабилизация и
развитие экономики любой страны, а тем
более страны с такой колоссальной
территорией,
как Россия, начинается, как правило, с
развития собственной транспортной
системы. Следует подчеркнуть направленность
такого развития на максимальное
удовлетворение интересов отдельного
человека, т.е. обеспечение всех
производственных структур и населения
страны транспортными услугами в
необходимом объеме и качестве.

Острейшая
необходимость развития транспортной
системы России в настоящее время
обусловлена рядом причин:

  • уровень развития
    экономики;

  • обширность
    территорий;

  • нерациональность
    распределения объемов перевозок между
    отдельными видами транспорта,

  • их слабое
    взаимодействие и ряд других факторов.

В связи с
необходимостью развития транспортной
системы перед государством встаёт
задача
интеграции всех видов транспорта и
транспортных структур в единую
транспортную систему страны, а также –
интеграция в мировую транспортную
систему. Этот шаг приобретает особую
актуальность при реализации государственного
управления в период перехода к
многоукладной экономике и различным
формам собственности на транспорте.

Главная цель
на пути интеграции – обеспечение
потребности России в транспортных
услугах на наиболее эффективных условиях
максимальной комфортности перевозок,
безопасности и экологической защищенности
окружающей среды.

Современную
цивилизацию невозможно представить
без развитой транспортной системы,
обеспечивающей широкомасштабный обмен
сырьем, материалами, товарами, которые
являются технологической основой
экономики. Транспортные операции
составляют необходимое условие протекания
производственных процессов, и транспорт
по праву называется кровеносной
системой экономики
.
Причем удельный вес использования
транспорта далеко не одинаков как в
пассажирском и грузовом товарообороте,
так и в различных регионах страны. Так
сложилось вследствие многочисленных
исторических, географических,
экономических, социальных и других
причин.

Функции транспорта

Экономическое
значение

транспорта в жизни общества состоит в
обеспечении развития, связи и координации
работы всех отраслей экономики.

Транспорт
способствует монолитности государства,
позволяет маневрировать ресурсами,
оперативно решать чрезвычайные ситуации.
В этом политическое
значение

транспорта.

Культурное
значение

транспорта состоит в возможности
распространения с его помощью эстетических
ценностей. Сам транспорт также является
элементом культуры:

-создаются музей
транспорта;

-проводятся выставки
достижений транспортной промышленности.

Туризм
задействует все виды транспорта. На
морском транспорте существует сеть
круизных маршрутов, которые работают
во взаимодействии с наземными видами
транспорта. Особое место в туризме
отводится автомобильному транспорту.

Социологическое
значение

транспорта состоит в экономии времени,
облегчении труда и повышении его
производительности. При недостатках
работы городского транспорта транспортная
усталость может снижать производительность
труда на 12%.

Научное значение
транспорта. Потребность в совершенствовании
транспортной системы ставит перед
наукой новые задачи, а развитие науки,
в свою очередь, позволяет транспортной
системе наиболее эффективно выполнять
свои функции.

Транспорт имеет
большое значение
для обороны страны
,
так как с его помощью возможна быстрая
передислокация населения, войск,
производства. (Пример – перебазирование
производства СССР за Урал во время
Великой отечественной войны)

Современный мировой
транспорт руководствуется двумя
принципами:
обеспечить полный цикл перемещения по
схеме «от
двери до двери
»
(from
door
to
door)
и «точно в
срок
»
(just
in
time).
То есть, грузы должны быть перевезены
от двери склада производителя или
грузовладельца до дверей склада
потребителя или грузополучателя. При
этом ни грузовладелец, ни грузополучатель
могут не участвовать в организации
процесса перевозки. Они только оплачивают
все расходы. То же и с пассажирами. Они
должны быть перевезены от места
отправления до места прибытия, например,
от дверей своей квартиры или офиса до
«дверей» в месте назначения. И весь
процесс должен быть реализован в
установленный срок. Конечно, такой
транспортный процесс – идеальный
вариант, но те виды транспорта, транспортные
компании и фирмы, которые стремятся к
этому, будут конкурентоспособными на
современном транспортном рынке.
Естественно, что реализация
в транспортной деятельности упомянутых
принципов, требует современной техники
и инфраструктуры транспорта и, что очень
важно, современных форм организации
перевозок и управления на транспорте
.

Поэтому,
подготовка специалистов высокой
квалификации в этой области имеет
большое государственное значение.

1. Понятие о
транспорте

1.1. Транспорт и
его составляющие

Транспорт
– отрасль
материального производства, осуществляющая
комплекс транспортно – технологических
процессов при перемещении пассажиров
и грузов.

Транспорт является
одной из
отраслей экономической инфраструктуры
,
которая, кроме всех видов магистрального
транспорта, включает в себя энергетику,
связь, коммунальное хозяйство
(водоснабжение, канализацию, удаление
твердых отходов), а также такие инженерные
сооружения, как плотины, сети ирригационных
и дренажных каналов. Понятие инфраструктуры
служит, таким образом, общим понятием
для обозначения многих видов деятельности.
Термин «инфраструктура» (от лат. infra –
ниже, под structura – строение, расположение)
употребляется для обозначения комплекса
составных частей общего устройства
экономической жизни, носящих подчиненный
характер и обеспечивающих нормальную
деятельность экономической системы в
целом.

Непосредственно
с транспортом
связана

работа многих отраслей народного
хозяйства: машиностроения (автомобиле
-, локомотиво -, вагоно -, судо — и
авиастроения), топливоэнергетики,
металлургии и др. Транспорт ежегодно
потребляет примерно 18% дизельного
топлива, 6% электроэнергии, 10% лесоматериалов,
4% черных металлов.

Транспорт способен
существенно влиять
на экономический рост
.
(Расширение торговли, повышения уровня
жизни. Он способствует повышению
производительности труда, сокращая
время доставки грузов или проезда до
места работы.) Транспорт активно влияет
на окружающую среду, причем это воздействие
носит в основном негативный характер.
Так, на долю транспорта в общем валовом
выбросе в атмосферу всех продуктов
производственной деятельности приходится
40%. В том числе основную долю загрязнений
(более 80%) дает автомобильный транспорт.
Из этого следует, что практически
снижение загрязнения атмосферного
воздуха транспортом во многом определяется
решением экологической проблемы на
автомобильном транспорте.

Темпы
развития транспорта должны соответствовать
экономическому росту. По данным зарубежных
исследователей, рост валового внутреннего
продукта в большинстве стран мира
сопровождается пропорциональным
увеличением стоимости основных фондов
транспорта. Таким образом, по мере
развития экономики страны транспортная
отрасль должна изменяться в соответствии
с динамикой спроса на транспортные
услуги. Существует и обратная взаимосвязь,
т.е. транспорт оказывает воздействие
на экономическое развитие, являясь
если не двигателем, то, по крайней мере,
«колесами» экономической активности.
Однако специальными исследованиями
установлено, что инвестиции в лишь
транспортную отрасль или даже во всю
инфраструктуру не гарантируют роста
экономики. Успех зависит, прежде всего,
от экономической политики государства
в целом.

В состав
транспортной отрасли

входят:

  • инфраструктура
    транспорта, под которой понимается
    комплекс постоянных (неподвижных)
    зданий, сооружений, устройств,
    приспособлений и т.п., предназначенных
    для осуществления транспортной
    деятельности;

  • транспортные
    коммуникации;

  • транспортная
    техника, включающая в себя транспортные
    средства и погрузочно-разгрузочные
    системы;

  • технические
    средства обслуживания пользователей
    транспортных средств (клиентов),

  • системы управления
    перевозочными процессами и транспортными
    потоками,

  • персонал, работающий
    в транспортной отрасли.

На функционирование
транспорта большое значение оказывают
природно-климатические факторы
(окружающая среда).

В общей постановке
все указанные составляющие транспортной
отрасли могут быть объединены в три
группы:

  • транспортная
    техника,

  • люди,

  • окружающая
    среда.

Совокупность,
объединяющая технику, множество людей
и окружающую среду, называется
полиэргатической
системой
1.
Интегрированная совокупность объектов,
взаимодействие которых направлено на
достижение определенной цели, называется
сложной системой.

Таким образом,
транспорт представляет собой сложную
полиэргатическую систему
.

Транспорт,
как и всякая производственная система,
имеет внешнюю
и внутреннюю среду
.
Основными субъектами внешней среды
являются потребители транспортных
услуг, а внутреннюю среду представляют
работники транспорта, транспортные
устройства и коммуникации.

Упоминание о
транспортной системе России требует
определения этого понятия. Причем это
определение может относиться не только
к стране в целом, но и к транспортной
системе региона и к совокупности
интегрированных транспортных систем.

1.2.
Единая транспортная система

Единая
Транспортная Система (ЕТС)

представляет собой совокупность
эффективно взаимодействующих

независимо от формы собственности и
ведомственной подчиненности видов
транспорта, путей сообщения и транспортных
средств

(с производственно-управленческим
персоналом), обеспечивающих
погрузочно-разгрузочные работы, перевозку
людей и грузов с использованием
современных прогрессивных технологий
в целях наилучшего удовлетворения
спроса населения и грузовладельцев на
транспортные услуги.

Это, достаточно
«сухое» определение имеет под собой
весьма реальную базу. Действительно,
наличие в нашей стране различных форм
собственности на транспортные средства
и инфраструктуру транспорта подчеркивает
крайнюю необходимость именно «эффективного
взаимодействия».

Главной
задачей ЕТС

должно стать наилучшее удовлетворение
потребностей транспортных услуг на
основе эффективного взаимодействия
транспортно-дорожного комплекса с
учетом экологичности, надежности,
безопасности и социальной справедливости
транспортного обслуживания.

Для
решения этой задачи создан единый
управляющий орган

Министерство
транспорта Российской Федерации
.

Трудности.
В настоящее время, несмотря на определенные
научные результаты и практические
усилия по формированию единой транспортной
системы, единство транспортного комплекса
в России полной мере не обеспечено.
Однако, «состыковать» различные виды
транспорта, да еще при рыночных отношениях
и разных формах собственности, труднее,
чем это было раньше, по многим причинам.
Это и недостаточность
развития транспортных ресурсов, и
несовершенство экономических и
юридических механизмов взаимодействия
видов транспорта
.

Транспорт
удовлетворяет одну из важнейших
потребностей человека – потребность
в перемещении. Однако практически ни
один вид транспорта (кроме, пожалуй,
автомобильного, и то не всегда) не
может самостоятельно обеспечить полный
цикл

перемещения по схеме «от двери до двери»
или «от дома до дома». Такое перемещение
возможно лишь при четком взаимодействии
отдельных частей транспортного комплекса.
Организация работы такого комплекса,
как ЕТС России, является одновременно
и сложной задачей, и насущной для
экономики страны потребностью, которая
соответствует интеграционным тенденциям
социально-экономического развития
человечества, достижениям научно-технического
прогресса и стратегическим интересам
России.

При этом единство
транспортной системы России не
должно означать ее обособленности

от путей сообщения сопредельных
государств и территорий, особенно стран
СНГ, развитие и функционирование которых
в течение столетий осуществлялось в
едином комплексе.

Собственность.
В недавнем прошлом основой ЕТС считалась
общественная форма собственности на
транспортные ресурсы. В связи с проведением
рыночных реформ, акционированием и
приватизацией части транспортных
средств понятие единства подвергается
серьезному испытанию. При этом упор
делается на то, что не
единство, а конкуренция,

в том числе и между видами транспорта,
является двигателем рынка транспортных
услуг. Следует подчеркнуть, что нет
единой схемы рынка, и рыночный механизм
нельзя абсолютизировать. Главное –
положительный конечный результат, коим
являются условия и качество жизни
человека, его благосостояние, социальная
и экологическая защищенность, общепринятый
уровень свободы. Конкретным конечным
результатом должна быть эффективная
ресурсосберегающая, обеспечивающая
достойную жизнь человека экономика,
важнейшей частью которой является
транспорт.

Очевидно, что
высокой эффективности транспортного
обслуживания производства можно достичь
только в том случае, если проектировать
и оптимизировать

не отдельные виды сообщений, а всю
транспортную сеть
,
рассматриваемую как единое целое,
состоящее из разнородных звеньев,
различающихся своими функциями и
возможностями. Транспортная сеть
предназначается для удовлетворения
спроса на перевозки конкретного региона
с учетом его структуры. Единый подход
позволяет значительно сократить расходы
всех ресурсов, в том числе и временные,
а также обеспечить максимальную
пропускную способность сети при
ограничениях на объем используемых
ресурсов. Рассмотрение
транспортной сети как единого целого
позволяет:

  • установить
    рациональное соотношение между всеми
    видами транспорта на всевозможных
    направлениях перевозок и

  • предотвратить
    необоснованное дублирование линий
    различными видами транспорта, что
    практически неизбежно при изолированном
    анализе отдельных транспортных систем.

Такой подход к
решению транспортных проблем практикуется
довольно редко, и это связано с еще
существующей ведомственной
разобщенностью

нашего транспорта. Различные виды
транспорта должны функционировать во
взаимосвязи, обеспечивая единообразие
транспортного обслуживания клиентов.

Единство
транспортной системы

достигается в:

  • технической
    сфере

    взаимодействия, которая предполагает
    унификацию, стандартизацию и согласование
    параметров технических средств разных
    видов транспорта, а также пропускной
    и перерабатывающей способности
    взаимодействующих систем;

  • технологической
    сфере

    взаимодействия, которая обеспечивается
    единством технологии, совмещенных и
    взаимоувязанных графиков работы
    транспорта, отправителей и получателей
    грузов, непрерывных планов-графиков
    работы транспортных узлов;

  • информационной
    сфере

    взаимодействия, которая обеспечивает
    совместимость информации по содержанию,
    формам представления, скорости и
    своевременной выдаче информации одним
    видом транспорта для принятия решений
    на другом;

  • правовой сфере
    взаимодействия, основу которой составляет
    разработка согласованных нормативных
    документов, регулирующих деятельность
    различных видов транспорта (Устав
    железнодорожного транспорта, Устав
    внутреннего водного транспорта, Кодекс
    торгового мореплавания, Устав
    автомобильного транспорта, сборник
    правил перевозок и тарифов, правила
    планирования перевозок);

  • экономической
    сфере

    взаимодействия, основу которой составляет
    единая система планирования, распределение
    перевозок по видам транспорта, наличие
    или отсутствие ресурсов;

  • использование
    наработанного опыта

    взаимодействия разных видов транспорта
    в узлах.

При этом каждый
вид транспорта осуществляет перевозки
в наивыгоднейшей для него сфере, а
комплексная ЕТС в целом призвана
обеспечивать полное удовлетворение
потребностей общества в перевозках
грузов и пассажиров.

Контрольные
вопросы

  1. Что изучает
    дисциплина «Общий курс транспорта»?

  2. Назовите предпосылки
    развития транспортной системы в России.

  3. Какие задачу и
    цель ставит перед собой государство
    для развития транспортной системы?

  4. Какое значение
    транспорт имеет в различных областях
    жизни страны?

  5. Назовите основные
    принципы организации деятельности на
    транспорте в мировой транспортной
    системе.

  6. Дайте определение
    транспорта, как отрасли экономики.

  7. Что такое
    транспортная инфраструктура?

  8. Какие компоненты
    входят в состав транспортной отрасли?

  9. Что представляет
    собой единая транспортная система?
    Какова её главная задача?

  10. Назовите трудности
    организации и развития единой транспортной
    системы России.

  11. Что обеспечивает
    единство транспортной системы в
    различных сферах деятельности?

Литература

  1. Мейлер Л.Е. Общий
    курс транспорта: Учебное пособие. –
    Калининград: БГАРФ, 2005. – 84с.

  2. Троицкая Н.А.,
    Чубуков А.Б. Единая транспортная система.
    2 – е изд. – М.: Академия, 2004. – 240 с.

1
ЭРГАТИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА

(от греч. ergon — работа) — сложная
целеустремленная система, включающая
человека (группу людей), техническое
устройство (средств деятельности),
объект деятельности и среду, в которой
находится человек.

На первом этапе исследований целью
оптимизации Э. с. считалось приспособление
человека к техническому устройству,
на втором — технического устройства
к человеку, его психологическим,
физиологическим, антропометрическим
и другим характеристикам. Для третьего
этапа характерно рассмотрение Э. с. с
позиций анализа человеческих факторов
как ее совокупных интегральных качеств.
При этом не человек рассматривается
как рядовое звено, включенное в
техническую систему, а техническое
устройство — как средство, включенное
в деятельность человека-оператора.
Именно человек порождает и трансформирует
цели функционирования Э. с, достигает
их с помощью технического устройства.
Существует несколько оснований
классификаций Э. с. В
зависимости от числа действующих в них
людей различают моноэргатические (один
оператор) и полиэргатические (несколько
человек) системы
.
В зависимости от соподчиненности
операторов в системе выделяют Э. с.
первого, второго и более высоких
порядков. Например, система второго
порядка имеет два этажа управления, на
первом из которых оператор работает с
техническим устройством, а на втором
— оператор кроме работы с техническим
устройством осуществляет руководство
действиями первого оператора. По
функциональному критерию Э. с. разделяют
на детерминированные (действующие по
жесткому алгоритму) и недетерминированные,
в которых появление тех или иных событий,
а следовательно, и осуществление
деятельности оператора имеет вероятностный
характер. Имеются и другие критерии
классификации Э. с, их число и разнообразие
постоянно растет, что затрудняет попытки
создания единой классификации.

7

Leave a Comment