Ручной тормоз на ВАЗ 2115 напрямую влияет на безопасность автомобиля при стоянке и в экстренных ситуациях. Со временем тросы растягиваются, колодки изнашиваются, и эффективность стояночного тормоза снижается. Если рычаг поднимается более чем на 5–6 щелчков, требуется регулировка.
На ВАЗ 2115 используется тросовая система привода стояночного тормоза с регулировочным механизмом, расположенным в салоне под декоративной накладкой возле основания рычага. Для выполнения регулировки понадобятся ключ на 10, отвертка и осмотр состояния тормозных механизмов задних колес.
Перед началом работ необходимо убедиться, что задние тормозные механизмы исправны, а тормозные колодки имеют остаточную толщину не менее 2 мм. При обнаружении масляных следов на барабанах регулировка не принесет результата – потребуется устранение утечек и замена колодок.
Регулировка осуществляется затяжкой или ослаблением гайки на резьбовом конце троса. При правильной настройке колеса начинают тормозиться после 2–3 щелчков подъема рычага, а на 4–5 полностью блокируются. При этом колеса должны свободно вращаться в опущенном положении рычага. После завершения регулировки проверяется работа тормоза на уклоне и при движении автомобиля на малой скорости.
Проверка степени натяжения троса ручника без демонтажа
Убедиться в правильной натяжке троса ручного тормоза на ВАЗ 2115 можно без снятия обшивки и барабанов. Для этого потребуется ровная площадка и минимальный набор инструментов.
Шаг 1: Задействуйте ручник до упора. Правильно отрегулированный трос должен фиксировать автомобиль на уклоне в 20–25 градусов при подъеме ручки на 4–5 щелчков. Если фиксация происходит позже или раньше, требуется корректировка.
Шаг 2: Оцените свободный ход рычага. При полностью отпущенном ручнике допускается не более 1–2 мм люфта в положении покоя. Если рычаг «болтается» – трос ослаблен.
Шаг 3: Проверьте натяжение через резьбовую часть в салоне. Снимите пластиковый кожух возле основания рычага и визуально оцените натяжку троса. Нити троса не должны провисать. Используйте плоскую отвертку или ключ на 10, чтобы подтянуть гайки на регулировочной шпильке. Выполняйте по пол-оборота с каждой стороны, проверяя фиксацию колес после каждого шага.
Шаг 4: Поверните задние колеса вручную. При отпущенном ручнике они должны вращаться свободно, без скрипа и сопротивления. При поднятом – должны блокироваться полностью. Частичная блокировка указывает на недостаточное натяжение одного из тросов.
Рекомендация: Проводите проверку только после нескольких километров пробега – на разогретых тормозных механизмах. Холодные узлы могут дать ложную информацию о степени натяжки.
Как добраться до регулировочного механизма под автомобилем
Для доступа к регулировочному механизму ручного тормоза на ВАЗ 2115 потребуется поднять заднюю часть автомобиля. Используй домкрат и обязательно установи надёжные упоры под задние лонжероны или балки. Работать под машиной без страховки запрещено.
Регулировочный механизм расположен на тросе ручника в районе задней балки, ближе к правому колесу. Он представляет собой резьбовую шпильку с гайкой, которая стягивает или ослабляет трос.
Порядок действий:
1. Подлезь под автомобиль с правой стороны, ближе к центральной части задней балки.
2. Найди стальной трос, идущий от салона к балке. В месте его соединения с разветвителем установлен механизм регулировки.
3. Для лучшего обзора очисти участок от грязи и ржавчины щёткой по металлу и обработай WD-40.
Инструмент: накидной или рожковый ключ на 10 мм. Работать удобнее с трещоткой и удлинителем.
При наличии защиты днища, её потребуется демонтировать. Крепления обычно выполнены болтами под головку на 13 мм. Откручивай аккуратно, чтобы не сорвать резьбу в кузове.
После снятия защиты и подготовки троса доступ к гайке регулировки будет открыт, можно приступать к настройке натяжения.
Последовательность ослабления и натяжения тросов на храповых гайках
Перед регулировкой убедитесь, что автомобиль установлен на ровной поверхности, включена передача и подставлены противооткатные упоры под колеса. Задние колеса должны быть выведены из зацепления с тормозным механизмом – для этого ослабьте ручной тормоз до упора вниз.
Храповые гайки расположены в нижней части рычага ручного тормоза, под пластиковым кожухом. Для доступа к ним снимите консоль центрального тоннеля. Используйте головку на 10 с удлинителем или трещоткой.
Ослабление тросов выполняется в следующем порядке:
- Отпустите обе храповые гайки на несколько оборотов против часовой стрелки.
- Проверьте свободный ход тросов – они не должны быть натянуты в покое.
- Убедитесь, что тормозные колодки полностью разжаты.
Натяжение тросов производится последовательно, равномерно:
- Поверните каждую гайку по часовой стрелке на одинаковое количество оборотов – по одному обороту, проверяя симметрию натяжения.
- После каждого цикла поднимите рычаг ручника на 3–4 щелчка и проверьте, чтобы оба задних колеса начинали тормозить одновременно.
- Если одно из колес блокируется раньше – отрегулируйте соответствующую гайку, добиваясь синхронности.
Контрольный замер: на пятом щелчке оба колеса должны быть полностью заблокированы, при опущенном рычаге – свободно вращаться. После регулировки зафиксируйте гайки контргайками, если предусмотрено конструкцией. Установите обратно консоль и проверьте работу ручного тормоза в движении на небольшом уклоне.
Настройка свободного хода ручного тормоза в салоне
Свободный ход ручного тормоза на ВАЗ 2115 регулируется гайкой натяжения троса, расположенной под декоративным кожухом рычага стояночного тормоза. Оптимальное значение свободного хода – 2–4 щелчка при поднятии рычага.
- Сдвиньте задние сиденья вперед для удобства доступа.
- Снимите пластиковую накладку с основания рычага ручника, аккуратно отщелкнув фиксирующие клипсы.
- Определите степень натяжения троса: потяните рычаг вверх до первого сопротивления и посчитайте щелчки трещотки. Если больше четырёх – трос ослаблен.
- Ключом на 10 затягивайте регулировочную гайку на резьбовом конце троса, пока свободный ход не уменьшится до 2–4 щелчков.
- После каждого оборота проверяйте свободный ход и легкость вращения задних колёс. При правильно отрегулированном ручнике, на 3-м щелчке колёса должны блокироваться.
Избегайте чрезмерного натяжения: постоянное торможение задних колёс приведёт к перегреву колодок и быстрому износу. После регулировки проверьте эффективность торможения на уклоне.
Диагностика и устранение перекоса тормозных колодок при регулировке
Перекос колодок на ВАЗ 2115 чаще всего связан с износом направляющих, деформацией тормозного щита или неравномерной установкой пружин. Перед регулировкой ручного тормоза необходимо демонтировать барабан и визуально проверить посадку каждой колодки относительно опорной поверхности щита. Если одна из колодок не прилегает плотно или заметен разный зазор с барабаном, имеет место перекос.
Порядок действий:
1. Проверка симметрии: сравните расстояние между верхними концами колодок и тормозным цилиндром с обеих сторон. Разница более 1 мм указывает на деформацию или неправильную установку элементов.
2. Осмотр пружин: ослабленные или растянутые пружины не обеспечивают равномерного прижатия. Замените их при малейших признаках утомления металла.
3. Контроль состояния направляющих: если втулки направляющих разболтаны или имеются люфты, требуется их замена. Допустимый осевой люфт – не более 0,2 мм.
4. Проверка щита тормоза: при деформации щита одна из колодок будет смещаться при нажатии. Изгиб устраняется механическим способом с помощью ровной плоскости и молотка с мягкой головкой.
Регулировка после устранения перекоса: вращая регулировочные эксцентрики, добейтесь равномерного прижатия обеих колодок к барабану. Барабан должен слегка касаться колодок при прокручивании, без заклинивания. После сборки обязательно несколько раз резко затяните ручной тормоз и проверьте равномерность торможения на обеих колесах.
Проверка тормозного усилия после регулировки на уклоне
После регулировки ручного тормоза на ВАЗ 2115 важно убедиться в его эффективности на уклоне. Это нужно для того, чтобы исключить возможность некорректной работы тормозной системы в условиях эксплуатации на горке.
Для проверки тормозного усилия выполните следующие шаги:
- Подготовка автомобиля: Установите машину на уклон с углом наклона около 10-15 градусов. Это можно сделать, например, припарковав автомобиль на небольшой горке.
- Проверка подъема: Активируйте ручной тормоз и постарайтесь поднимать машину, применяя легкое усилие. Машина не должна двигаться при работе тормоза. Если транспортное средство продолжает двигаться, требуется дополнительная регулировка тормозной системы.
- Проверка устойчивости: Оставьте автомобиль на уклоне на несколько минут. Если машина скатывается, это также свидетельствует о недостаточном тормозном усилии.
- Проверка на разных уклонах: Рекомендуется проводить проверку на разных уклонах для оценки работы тормоза в различных условиях. Тормоз должен удерживать автомобиль на каждом уклоне без признаков скатывания.
Если после регулировки тормоза не справляются с удержанием автомобиля на уклоне, следует проверить:
- Состояние тормозных кабелей (наличие износа или повреждений);
- Качество работы тормозных механизмов (наличие загрязнений или износа);
- Натяжение тросов ручного тормоза.
По завершении проверки и возможной корректировки убедитесь, что тормоза эффективно удерживают автомобиль при стоянке на уклоне, обеспечивая безопасность при эксплуатации.
Вопрос-ответ:
Как правильно регулировать ручной тормоз на ВАЗ 2115?
Для регулировки ручного тормоза на ВАЗ 2115 сначала необходимо поднять заднюю часть автомобиля с помощью домкрата. После этого снимаем колеса и снимаем защитные кожухи тормозных механизмов. На тормозном механизме есть винт регулировки, с помощью которого можно подтянуть или ослабить натяжение тросов. После регулировки проверяем, чтобы тормоз срабатывал на 3-5 щелчков при подъеме рычага. Важно после завершения работ проверить эффективность торможения на ходу.
Что делать, если ручной тормоз на ВАЗ 2115 не держит?
Если ручной тормоз на ВАЗ 2115 не держит, это может быть связано с износом тросов или неисправностью механизмов. В первую очередь следует проверить натяжение тросов тормоза, так как часто именно из-за их ослабления тормоз не фиксирует машину. Если регулировка тросов не помогает, необходимо проверить состояние тормозных колодок и барабанов. Также может потребоваться замена тросов или восстановление тормозных механизмов.
Как часто нужно проверять и регулировать ручной тормоз на ВАЗ 2115?
Регулярная проверка и настройка ручного тормоза на ВАЗ 2115 не требует частых вмешательств, но рекомендуется проводить такую проверку хотя бы раз в год, особенно если автомобиль активно используется. Также стоит проверить тормоз при смене колес или проведении других плановых технических осмотров. Не забывайте, что с течением времени могут изнашиваться тросы и тормозные колодки, что также требует внимания.
Какие инструменты нужны для регулировки ручного тормоза на ВАЗ 2115?
Для регулировки ручного тормоза на ВАЗ 2115 вам понадобятся следующие инструменты: домкрат для поднятия автомобиля, ключи для снятия колес и защитных кожухов, а также регулировочный ключ для настройки тросов тормоза. Иногда может понадобиться отвертка или плоскогубцы для снятия и установки некоторых деталей. Не забудьте проверить состояние колодок и барабанов, так как их износ может влиять на эффективность работы тормоза.