Снятие наружного шруса на ВАЗ Калине – задача, которая требует точности и внимательности. Это достаточно важная процедура, так как шрус передает крутящий момент от коробки передач к колесам, и его неисправность может привести к серьезным повреждениям в трансмиссии. Подготовка к замене начинается с диагностики: если при повороте руля или движении с определенной скоростью слышен характерный стук или скрежет, значит, наружный шрус пришел в негодность и требует замены.
Для того чтобы снять наружный шрус, необходимо иметь стандартный набор инструментов: домкрат, баллонный ключ, торцевые ключи, а также съемник для шруса. Важно помнить, что работу лучше проводить на хорошо освещенном месте с использованием подкатного домкрата для фиксации автомобиля. Следующим шагом является снятие колеса, после чего можно приступить к разбору подвески и разъединению ступицы с шрусом.
Для демонтажа шруса необходимо ослабить гайку ступицы, снять тормозной диск и отсоединить приводной вал от ступицы. После этого аккуратно извлекаем шрус из внутреннего пыльника, убедившись, что все детали остаются целыми. Для снятия наружного шруса требуется использование съемника, который поможет вытащить его из посадочного места без повреждений.
Важно: перед установкой нового шруса обязательно проверьте состояние пыльников и смазки. Изношенные пыльники могут привести к быстрому выходу из строя нового компонента. После установки шруса обязательно убедитесь в правильности всех соединений и тщательно затяните все крепежи, чтобы избежать люфта и посторонних звуков при движении.
Подготовка автомобиля и инструментов для снятия наружного шруса
Перед началом работы убедитесь в наличии всех необходимых инструментов и материалов. Убедитесь, что автомобиль находится в безопасном состоянии, чтобы избежать травм или повреждений. Рассмотрим все этапы подготовки.
- Подготовка автомобиля:
- Завершите движение автомобиля и установите его на ровную поверхность.
- Поставьте автомобиль на стояночный тормоз для обеспечения стабильности.
- Поднимите переднюю часть машины с помощью домкрата и установите подставки, чтобы гарантировать устойчивость.
- Снимите колесо с автомобиля, ослабив сначала болты на передних колесах с помощью гаечного ключа.
- Инструменты и материалы:
- Гаечный ключ или пневматический инструмент для снятия болтов.
- Трубный ключ для снятия защитных болтов на шрусе.
- Отвёртка для снятия хомутов и защитных чехлов.
- Съемник шруса или молоток для осторожного извлечения.
- Перчатки и защитные очки для предотвращения травм.
- Проверка состояния деталей:
- Проверьте состояние подшипников шруса и элементов привода. При наличии признаков повреждения или износа, рекомендуется заменить их.
- Осмотрите состояния пыльников. Если они повреждены, их потребуется заменить.
- План действий:
- Убедитесь, что все необходимые болты и элементы фиксированы для предотвращения их случайного выпадения в процессе работы.
- Перед началом работы на шрусе, обезжирьте его с помощью специального средства, чтобы облегчить разборку.
Как поднять и зафиксировать ВАЗ Калина для работы с подвеской
Перед подъемом автомобиля затяни ручник и установи противооткатные упоры под задние колеса. Открой капот и ослабь болты крепления переднего колеса, с которым будет вестись работа, не вывешивая машину.
Поддомкрать Калина под лонжерон, рядом с передним колесом, используя гидравлический или ромбический домкрат. Точка опоры – усиленная часть порога, примерно в 20 см от арки. Убедись, что пятка домкрата плотно прилегает к металлу и не скользит. Подъем производи медленно, контролируя устойчивость машины.
После вывешивания передней части установи под лонжерон прочную подпорку – металлическую регулируемую стойку или заводскую страховочную «козелку». Никогда не работай с подвеской, опираясь только на домкрат. Зафиксируй упор так, чтобы он держал машину даже при снятом колесе. Плотно прижми его к несущей части днища.
Проверь устойчивость: слегка качни машину вбок. Если корпус не двигается, автомобиль зафиксирован надежно. Только после этого снимай колесо и переходи к обслуживанию ШРУСа или других элементов подвески.
Удаление колеса и подготовка к демонтажу шруса
Установите автомобиль на ровную поверхность и затяните стояночный тормоз. Под передние колёса подложите противооткатные упоры. Ослабьте болты крепления переднего колеса на стороне, где планируется демонтаж ШРУСа, но не выкручивайте их полностью.
Поднимите автомобиль домкратом за штатную точку подъёма. Убедитесь, что кузов не перегружает домкрат, затем установите под кузов надёжную подставку. Только после этого полностью выкрутите колесные болты и снимите колесо.
Очистите зону вокруг ступицы и гайки ШРУСа металлической щёткой. Залейте резьбовое соединение проникающей смазкой, особенно если гайка не откручивалась длительное время. Головкой на 30 мм ослабьте гайку ступичного узла, зафиксировав тормозной диск монтажкой или помощником, нажавшим на педаль тормоза.
Извлеките шплинт и выпрямите стопор накоренной шайбы, если он установлен. Проверьте состояние пыльника наружного ШРУСа: наличие подтёков, трещин или следов смазки укажет на необходимость замены, а не просто демонтажа.
Для доступа к ШРУСу необходимо освободить нижний шарнир. Открутите гайку крепления шаровой опоры к поворотному кулаку. Не используйте молоток для выбивания пальца – примените съёмник или аккуратно надавите монтировкой, избегая деформации рычага.
Убедитесь, что привод свободно перемещается внутри ступицы. Если вал закис, используйте деревянный брусок и молоток, чтобы аккуратно выбить шлицевую часть наружу, не повредив резьбу.
Как открутить и снять защитный кожух шруса
Перед снятием кожуха убедитесь, что приводной вал демонтирован с автомобиля и очищен от грязи в зоне работы. Используйте перчатки – внутренние заусенцы на металлических хомутах могут повредить кожу.
- Установите вал на устойчивую поверхность, зафиксируйте его в тисках с мягкими накладками, чтобы не повредить поверхность вала.
- Осмотрите кожух. Если используется пластиковый или резиновый пыльник с металлическими хомутами, сначала снимите хомуты.
- Если хомут одноразовый (тип «ушко»), срежьте его бокорезами. Многоразовые хомуты аккуратно отожмите отверткой и снимите.
- После снятия хомутов аккуратно сдвиньте кожух от корпуса шруса. При залипании подденьте его тупым пластиковым или деревянным инструментом, не используя отвертки с острыми краями.
- Если пыльник прилип из-за засохшей смазки, аккуратно вращайте его, одновременно стягивая с корпуса. Не тяните с усилием – можно повредить поверхность посадки.
После снятия кожуха осмотрите посадочное место и при необходимости удалите остатки старой смазки и загрязнения. Новую установку проводите только после полной очистки канавки под хомут.
Процесс откручивания и снятия крепления наружного шруса
Перед началом необходимо зафиксировать автомобиль ручным тормозом и подставить упоры под задние колёса. Ослабить гайку ступицы наружного ШРУСа можно только при установленном колесе. Используется головка на 30 с удлинителем и мощным воротком. После срыва – вывешивается передняя часть автомобиля и снимается колесо.
Для доступа к крепежу извлекается шплинт и снимается стопорная шайба. Далее гайка ступицы полностью выкручивается. Шаровая опора отсоединяется от поворотного кулака путём выкручивания болта крепления, затем аккуратно выбивается съёмником или монтировкой, избегая повреждения пыльника.
Важно не перегибать привод при демонтаже, чтобы не повредить внутренний шрус или пыльник. После выхода из ступицы наружный шрус удерживается только стопорным кольцом во внутреннем шарнире, его можно снять, потянув привод наружу с умеренным усилием.
Как извлечь шрус из ступицы и полуоси
Для начала открутите ступичную гайку, предварительно ослабив её при заблокированных колесах. После этого приподнимите автомобиль и зафиксируйте его на надёжных опорах. Снимите колесо, затем открутите шаровую опору от поворотного кулака, чтобы обеспечить свободный ход стойки.
Разведите стойку от ступицы и аккуратно выведите шлицевую часть наружного ШРУСа из ступицы. Если ШРУС закис, используйте деревянный брусок и молоток, чтобы выбить его, избегая ударов по шлицам напрямую. В случае сильной коррозии примените проникающую смазку и дайте ей время подействовать.
Для извлечения ШРУСа из полуоси аккуратно подденьте его монтажкой или монтировкой. Удар наносится резким движением в зону, где граната соединяется с валом. Внутренний фиксирующий стопорный кольцо удерживает шарнир, и его необходимо преодолеть резким усилием. Не тяните за привод – велик риск повредить шлицы или деформировать корпус ШРУСа.
После демонтажа осмотрите шлицы на полуоси и в ступице. При наличии износа или повреждений замените детали. Новую гранату перед установкой заполните смазкой и замените стопорное кольцо.
Рекомендации по осмотру шруса после снятия
Сначала очистите корпус ШРУСа от смазки и грязи с помощью ветоши и обезжиривателя. Это позволит выявить повреждения, которые не видны под слоем смазки.
Проверьте состояние сепаратора и беговых дорожек. На них не должно быть раковин, сколов, задиров или следов перегрева. Потемнение металла указывает на перегрев и необходимость замены.
Осмотрите шарики. Они должны быть гладкими, без трещин и вмятин. Любое повреждение приводит к неравномерному износу и появлению люфта при работе.
Проверьте люфт в соединении. При попытке повернуть внутреннюю часть относительно наружной не должно ощущаться свободного хода. Если люфт есть – ШРУС требует замены.
Оцените целостность стопорного кольца. Оно должно плотно удерживаться в посадочном канавке. Изогнутое или растянутое кольцо может стать причиной выхода ШРУСа из посадки при движении.
Обратите внимание на трещины или сколы на наружной обойме. Даже минимальные дефекты могут привести к разрушению узла под нагрузкой.
Проверьте, не попала ли внутрь вода или грязь. Это можно определить по ржавчине на элементах или эмульсии в смазке. В таком случае даже внешне целый ШРУС не пригоден к повторной установке.
Установка нового шруса и сборка узлов в обратном порядке
Перед установкой убедитесь, что новый ШРУС полностью совместим с моделью Калины. Проверьте количество зубьев на шлицах и диаметр посадочного места.
Нанесите графитовую или литиевую смазку внутрь нового ШРУСа – не менее половины объема пыльника. Остальную смазку равномерно распределите по шарниру.
Аккуратно наденьте шрус на приводной вал, совмещая шлицы. Убедитесь, что стопорное кольцо встало в паз – деталь не должна соскальзывать при потягивании руками.
Установите пыльник на место и зафиксируйте его металлическими хомутами. Следите, чтобы пыльник не перекручивался – это приведет к его быстрому износу.
Вставьте привод в ступицу, совмещая шлицы. Легкими ударами через деревянную проставку добейтесь плотной посадки. При этом колесо должно быть повернуто в сторону, обеспечивая доступ к ступице.
Закрутите ступичную гайку вручную до упора. После предварительной фиксации затяните гайку динамометрическим ключом с усилием 235–245 Н·м.
Подсоедините рулевой наконечник, шаровую опору и стойку стабилизатора. Все соединения затяните в соответствии с моментами, указанными в техническом мануале.
Проверьте, чтобы пыльник не был пережат, и при вращении колеса не происходило заеданий. После установки поставьте колесо, опустите автомобиль и окончательно дотяните крепежные элементы.