ЛуАЗ 967М оснащён механическим стояночным тормозом, работающим через тросовую систему на задние колёса. С учётом возраста большинства сохранившихся экземпляров, износ и растяжение тросов – частая проблема. Нарушение натяжения приводит к снижению эффективности торможения, особенно при длительном простое техники или эксплуатации в условиях повышенной влажности.
Для корректной регулировки требуется доступ к нижней части кузова. Первым делом необходимо убедиться в свободном ходе рычага – в нейтральном положении он должен фиксироваться без усилия и без заеданий. Далее следует проверить состояние тросов: при наличии видимых повреждений, коррозии или распушения жил, требуется немедленная замена.
Регулировка осуществляется натяжением регулировочной гайки, расположенной на уравнителе под кузовом. Важно контролировать равномерность натяжения для обеих сторон. При правильной настройке колёса должны начинать тормозить при третьем-четвёртом щелчке трещотки рычага. После регулировки необходимо убедиться в отсутствии торможения при полностью опущенном рычаге.
Если тормозной механизм не реагирует на регулировку, причина может быть в заклинивших рычагах тормозных колодок или износе барабанов. В этом случае требуется демонтаж колес и визуальная проверка состояния элементов. Игнорирование проблем ручного тормоза на ЛуАЗ 967М может привести к полной утрате функции удержания машины на уклоне, особенно при перевозке грузов или буксировке.
Проверка натяжения троса ручного тормоза
Перед началом проверки зафиксируйте автомобиль на ровной поверхности и затормозите колёса противооткатными упорами. Осмотрите участок троса от рычага до тормозных механизмов на наличие изломов, износа и коррозии. Повреждённый трос необходимо заменить до проведения регулировки.
Проверьте свободный ход рычага ручного тормоза. На ЛуАЗ 967М при правильно натянутом тросе он должен составлять 3–5 зубцов трещотки. Если ход превышает указанный диапазон, трос ослаблен. При недостаточном ходе – перетянут.
Под днищем автомобиля найдите регулировочную муфту, расположенную на тяге между тросами задних колёс. С помощью двух ключей (на 17 и 19) ослабьте контргайку и вращайте муфту по часовой стрелке для увеличения натяжения или против – для ослабления.
После каждой корректировки повторно проверяйте свободный ход рычага. Правильным считается такое положение, при котором ручной тормоз начинает фиксировать колёса при затягивании на 3–4 зубца. При этом тормозные механизмы не должны создавать сопротивления при отпускании рычага.
Оцените симметричность натяжения тросов на каждом колесе: при подтягивании ручника оба колеса должны блокироваться одновременно. Несинхронная работа указывает на неравномерное натяжение и требует дополнительной регулировки с учётом хода каждого троса.
Регулировка длины троса на уравнителе
Перед началом работ необходимо зафиксировать автомобиль на ровной поверхности, установить противооткатные упоры под колёса и полностью ослабить натяжение ручного тормоза с помощью регулировочной гайки на уравнителе.
Осмотрите тросы: они не должны иметь признаков износа, заусенцев или разлохмаченных нитей. При наличии повреждений замена обязательна, иначе регулировка будет бесполезной.
Для изменения длины троса ослабьте контргайку на резьбовой части наконечника троса, затем вращайте основную гайку, добиваясь равномерного натяжения обеих сторон. Трос не должен провисать, но и чрезмерное натяжение исключается – допускается минимальный свободный ход рычага ручника до момента начала торможения.
Проверка симметричности натяжения: при одновременном поднятии задних колёс (домкратом) при задействованном ручнике оба колеса должны блокироваться с одинаковым усилием. Если одно из колёс вращается легче, необходимо подкорректировать длину соответствующего троса.
После настройки затяните контргайки и повторно проверьте работу механизма. Рычаг ручника должен фиксироваться на 3–5 щелчках, при этом тормоз должен удерживать автомобиль на уклоне не менее 23°.
Настройка рычага ручного тормоза по числу щелчков
Оптимальное количество щелчков при затягивании ручного тормоза на ЛуАЗ 967М – от 4 до 6. Если рычаг поднимается слишком легко и фиксируется менее чем на 3 щелчка, это указывает на чрезмерное натяжение тросов, что ведёт к преждевременному износу тормозных колодок. Более 7 щелчков – признак ослабленного привода и недостаточной эффективности торможения.
Для корректной регулировки необходимо поднять заднюю часть автомобиля, зафиксировать его и освободить механизм от нагрузки. Затем ослабить контргайку на регулировочной муфте троса, расположенной возле заднего моста. Поворачивая муфту, добиться нужного хода рычага. Каждый поворот изменяет натяжение на доли миллиметра, поэтому контроль производится по числу щелчков, фиксируемых при каждом подъёме рычага.
После регулировки необходимо несколько раз полностью затянуть и отпустить рычаг, чтобы трос принял рабочее положение. Затем снова проверить количество щелчков. При соблюдении нормы тормоза должны удерживать автомобиль на уклоне не менее 16%.
Важно: регулировка проводится только после проверки и при необходимости замены изношенных тормозных колодок и исправности тросового привода. Любые люфты или закисания тросов исключают точную настройку и требуют предварительного устранения неисправностей.
Осмотр и смазка направляющих элементов
Перед началом регулировки ручного тормоза на ЛуАЗ 967М необходимо провести тщательный осмотр направляющих элементов тормозного механизма. Износ, коррозия или загрязнение направляющих может привести к неправильной работе стояночного тормоза.
- Снимите задние колёса и тормозные барабаны. Проверьте состояние направляющих тяг и втулок в местах соединения с рычагами тормозных колодок.
- Осмотрите пальцы и оси соединений на наличие выработки, задиров и люфта. При обнаружении люфта свыше 0,5 мм замените изношенные элементы.
- Проверьте подвижность тяг: перемещение должно быть свободным, без заеданий. Любое сопротивление говорит о необходимости очистки и смазки.
- Удалите грязь и старую смазку с направляющих металлической щёткой и растворителем. Особое внимание уделите зонам сопряжения металлических поверхностей.
- После очистки нанесите новую высокотемпературную консистентную смазку типа Литол-24 или аналог. Смазку наносят тонким равномерным слоем, избегая излишков.
- Убедитесь, что после смазки все элементы возвращаются в исходное положение без задержек. В противном случае – проверьте правильность сборки и повторно очистите детали.
Регулярная профилактика направляющих исключает перекосы и залипания механизма ручного тормоза, обеспечивая надёжную фиксацию транспортного средства на уклоне.
Проверка состояния тормозных колодок и барабанов
Перед регулировкой ручного тормоза на ЛуАЗ 967М необходимо убедиться в исправности колодок и барабанов. Изношенные элементы снижают эффективность торможения и делают регулировку бесполезной.
- Снимите задние колёса и тормозные барабаны. Для этого потребуется ключ на 17 и монтажка для аккуратного стягивания барабана.
- Осмотрите тормозные колодки. Минимально допустимая толщина фрикционного слоя – 2 мм. При меньших значениях необходима замена.
- Проверьте равномерность износа. Если одна из колодок изношена значительно сильнее, чем вторая – возможна проблема с цилиндром или перекос при установке.
- Оцените поверхность барабана. Допустимый внутренний диаметр – не более 282 мм. При превышении требуется замена или проточка.
- Обратите внимание на наличие борозд, перегрева (синие пятна) и овальности. Даже незначительная деформация снижает эффективность ручного тормоза.
- Проверьте плотность прилегания колодок к барабану при ручной прокрутке. При наличии зазоров эффективность торможения будет снижена даже при точной регулировке троса.
После проверки и при необходимости замены изношенных деталей можно переходить к регулировке ручного тормоза. Пропуск этого этапа приведёт к нестабильной работе тормозной системы.
Подтяжка тормозных механизмов на задних колесах
Подтяжка тормозных механизмов на задних колесах ЛуАЗ 967М требует особого внимания, так как от состояния этих механизмов зависит эффективность работы тормозной системы в целом. Процесс подтяжки необходимо проводить при каждом обслуживании или когда тормоза начинают проявлять слабую эффективность.
Основной элемент регулировки – это механизм барабанного тормоза, который включает в себя систему тросов и тормозных колодок. Важно следить за правильным натяжением троса, чтобы избежать его перескока или ослабления, что может привести к неравномерному торможению.
Для выполнения подтяжки тормозных механизмов на задних колесах следует:
1. Снять колесо и проверить состояние тормозных колодок. При их износе необходимо заменить. Изношенные колодки не дадут необходимого давления на барабан, что снизит эффективность торможения.
2. Проверить работу тормозного троса. Трос должен быть ровным, без изломов и растяжений. При необходимости его нужно заменить или отрегулировать натяжение. Неправильное натяжение троса может вызвать затруднения при торможении или чрезмерное износ колодок.
3. Использовать специальный ключ для подтяжки тормозных механизмов. Регулировка осуществляется через регулировочные винты на механизм барабана. Важно не перетягивать механизм, так как это может вызвать заедание тормозных колодок и ухудшить их работу.
4. После подтяжки, проверите свободный ход тормозного механизма. Он должен быть минимальным, чтобы обеспечить максимальное воздействие тормозных колодок на барабан при нажатии на тормоза.
5. После настройки, произведите несколько тестовых торможений. Важно, чтобы тормоза работали равномерно на обоих колесах, не было скрипов или стуков, что свидетельствует о корректной настройке.
Подтяжка тормозных механизмов – ключевая процедура для поддержания безопасности автомобиля, улучшения отклика тормозной системы и продления срока службы всех её компонентов. Регулярный контроль и правильная настройка тормозных механизмов обеспечат надежную эксплуатацию автомобиля в любых условиях.
Контроль свободного хода троса после регулировки
После регулировки ручного тормоза на ЛуАЗ 967М необходимо убедиться, что трос имеет правильный свободный ход. Это важный момент, поскольку излишний или недостаточный ход может привести к неэффективной работе тормоза или его поломке.
Для проверки свободного хода следует сначала ослабить затяжку троса до минимального натяжения. Это позволяет точно оценить его работу. Свободный ход регулируется с помощью натяжных винтов на каждом из тормозных механизмов, при этом нужно следить за тем, чтобы он не превышал 3-5 мм.
Правильный свободный ход обеспечивает нормальную работу тормозной системы, позволяя предотвращать излишний износ колодок и не допуская их к постоянному контакту с тормозными барабанами. Если свободный ход слишком велик, тормоза могут не включаться должным образом. Если ход слишком мал, тормоза могут быть недостаточно эффективными или даже «залипать» в активном состоянии.
При проверке также необходимо обратить внимание на возможное натяжение троса в разных точках его пути, чтобы исключить его перетирание о элементы кузова или другие механизмы. В случае выявления перетирания или износа, трос следует заменить.
По завершении регулировки рекомендуется несколько раз подтянуть тормоза, проверив их работу на практике. Если после теста ход ручного тормоза остаётся стабильным, а тормозная система работает эффективно, можно считать регулировку завершённой.
Вопрос-ответ:
Как правильно отрегулировать ручной тормоз на ЛуАЗ 967М?
Для регулировки ручного тормоза на ЛуАЗ 967М необходимо сначала ослабить фиксирующие гайки на тягах тормозной системы. Затем подтягиваем трос тормоза, чтобы колесо начинало затормаживаться при небольшом усилии на рычаге. После этого проверяем, чтобы ручник фиксировал машину на месте и не был слишком тугим, иначе могут возникнуть проблемы с износом тормозных механизмов. Регулировку следует проводить поочередно с обоими колесами, чтобы обеспечить равномерную работу системы.
Какие симптомы могут указывать на необходимость регулировки ручного тормоза на ЛуАЗ 967М?
Основные признаки того, что ручной тормоз нуждается в регулировке, это слабая фиксация автомобиля после поднятия рычага тормоза или его слишком тугое положение. Если автомобиль продолжает двигаться или не фиксируется на месте после поднятия рычага, значит, тросы растянулись или их натяжение стало недостаточным. В таком случае необходимо провести проверку и настройку тормозной системы, чтобы избежать нежелательных последствий при парковке.
Что делать, если после регулировки ручного тормоза на ЛуАЗ 967М он продолжает плохо работать?
Если после регулировки тормоз продолжает плохо работать, возможно, проблема кроется в изношенных или поврежденных деталях тормозной системы, таких как колодки или тросы. В этом случае рекомендуется осмотреть их на наличие дефектов, таких как износ или разрыв. Если повреждений не обнаружено, стоит проверить правильность регулировки троса и его натяжения, а также состояние всех движущихся частей механизма ручного тормоза. При необходимости можно прокачать тормоза, чтобы устранить возможные воздушные пробки в системе.
Как часто нужно проверять и регулировать ручной тормоз на ЛуАЗ 967М?
Рекомендуется проверять состояние и регулировку ручного тормоза на ЛуАЗ 967М примерно раз в полгода или перед длительными поездками. Если автомобиль эксплуатируется в условиях повышенной нагрузки или на сложных дорогах, это следует делать чаще. Периодическая проверка и настройка позволяют избежать проблем с тормозной системой и обеспечивают безопасность в процессе эксплуатации автомобиля.